Образовательная программа дополнительного образования детей Мастерская чудес


Управление образования администрации Барун-Хемчикского кожуунаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
УТВЕРЖДЕНО «Утверждаю»
на педагогическом совете директор МБОУ ДОД «ЦДТ» МБОУ ДОД «ЦДТ» ____________(Ондар А. С.)
от «__»________2012 г. «__» _____________2012 г.

Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Мастерская чудес»

Программа рассчитана на
детей возраста 8 -14 лет
Срок реализации программы 2 года
Педагог дополнительного образования
Достай-оол Азията Николаевна
Кызыл-Мажалык – 2012
Пояснительная записка
Программа "Мастерская Чудес" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как квиллинг, изготовление поделок из спичек и плетение из фольги дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся художественных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Первый раздел обучения посвящен квиллингу.   Квиллинг – это бумагокручение, из тонких полосок бумаги скручивают роллы, из которых создают элементы различной формы, которые объединяют в красивые композиции. Этот вид искусства возник в Европе в 14-15 вв., был распространен в Китае и Корее. Настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Сейчас это модное направление в работе с бумагой, позволяющее создавать маленькие шедевры. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные узоры, но и ими можно украсить поздравительные открытки, рамки для фотографий, упаковки для подарков и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Второй раздел обучения посвящен изготовлению поделок из спичек. Спички – наиболее доступный и в то же время достаточно простой поделочный материал, который открывает неограниченные возможности для досуга и творчества! Из них можно создавать просто невероятные вещи.
Поделки из спичек – это отдельный вид искусства, который радует и поражает нас не меньше, чем, к примеру, поделки из стекла и величественные скульптуры. Для того чтобы сделать что-нибудь из спичек необходимо огромное терпение. Вот представьте, сколько труда и усидчивости необходимо, чтобы из спичек получился домик или колодец! Более того, спички – самый полезный материал для конструирования различных головоломок. К тому же они развивают у детей: сообразительность, точность движений; внимательность к отдельным частям; творческую активность и эстетический вкус; стремление в достижении своих целей!
В третьем разделе обучающиеся занимаются плетением из фольги. Плетение из фольги новый вид творчества, и у него много общего с традиционными видами рукоделия. Для плетения используется не сама фольга, а скрученные из нее тонкие проволочки. Процесс их изготовления не требует никаких специальных инструментов и напоминает прядение нитей. Это успокаивающе действует на нервную систему, снижая уровень стресса, а у детей способствует развитию мелкой моторики. Но самое главное, что из этих блестящих проволочек с помощью простейших приемов можно смоделировать все что угодно. Плести из фольги просто, увлекательно и нравится всем, кто любит красоту и изящество и радовать своих близких.
Программа имеет практическую значимость, так как дети имеют возможность изображать красоту окружающего мира и видеть практический результат своей работы.
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства,
технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность, фантазию и устойчивый интерес к творчеству;
развивать мелкую моторику;
формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", «от простого к сложному» в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, то есть ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у воспитанников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием, так и во время работы. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед обучающимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята в конце каждого раздела создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Настоящая программа рассчитана на работу с детьми школьного возраста от 8 до 14 на 2 года. Объем программы 216 часов, которые распределяются следующим образом:
первый год - 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа);
второй год -216 часов (2 раза в неделю по 3 часа);
В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности.
Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы - 8-12 человек.
Принципы построения программы
Научности
Демократичности и гуманизма (взаимодействия педагога и воспитанника, реализация творческой потребности)
Доступности (простота, соответствие возрастным особенностям)
Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
«От простого к сложному»
Развивающего обучения.
Методические приемы
1. Информационно-рецептивный (направлен на организацию и обеспечение восприятия, запоминание детьми готовой информации).
2. Репродуктивный (направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже знаком).
3. Эвристический метод (направлен на операционное или поэтапное обучение элементам творческой деятельности).
4. Исследовательский (самостоятельное решение целостных задач).
Формы организации работы с детьми
Комбинированная
Групповая
Индивидуальная
Особенности проведения занятий
1. Занятия проводятся с детьми 8-14 лет
2. Тематика занятий рассчитана на 3 занятия
3. В занятиях необходимо чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки)
4. Использовать метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, дает нужные советы)
5. Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся кручению, выполняя плоскостные предметы (цветы, животные)
6. На занятиях необходимо использовать художественное слово, музыку, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие.
Ожидаемые результаты после 1-го года обучения
В результате обучения в объединении в течение 1-го учебного года по программе обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразова-ния, цветоведения;
* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Ожидаемые результаты после 2-го года обучения
В результате обучения в объединении на 2-ой учебный год по программе обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
* научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
* научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
* научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Для определения результативности в течение учебного года между обучающимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка “Мастерская чудес”.
Учебный план на 2012-2013 учебный год
(1 год обучения)
№ Наименование занятия Количество часов
теория практика всего
1 РАЗДЕЛ. КВИЛЛИНГ 60 72
1 Введение. Техника безопасности. Основные правила работы в технике квиллинг. Цветоведение. Техника квиллинга. 5 7 12
2 Коллективная работа «Снежинка». 1 2 3
3 Коллективная работа «Райская птичка». 1 5 6
4 «Воздушный шар». 1 2 3
5 Коллективная работа «Небо». 1 5 6
6 Птички. 1 8 9
7 Бабочки. 1 5 6
8 Цветы .6 6
9 Парная работа «Букет цветов» 1 5 6
10 Поздравительная открытка ко дню матери 6 6
11 Выполнение объемных работ. 9 9
2 РАЗДЕЛ. ПОДЕЛКИ ИЗ СПИЧЕК. 18 54 72
1 Введение. Техника безопасности. Материалы и инструменты. 1 1
2 Правила выполнения работы со спичкой. Способы конструирования из спичек.
1 1 2
4 Конструирование домика. 1 5 6
5 Конструирование забора. 1 5 6
6 Конструирование колодца. 1 5 6
7 Конструирование велосипеда. 1 5 6
8 Конструирование шара. 1 5 6
9 Конструирование юрты. 5 13 18
10 Конструирование храма. 6 15 21
3 РАЗДЕЛ. ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ФОЛЬГИ 18 54 72
1 Введение. Изготовление проволочек. Соединение разрывов и удлинение проволочки. 2 1 3
2 Цветы из фольги. 9 21 30
3 Коллективная работа «Серебряное кружево». 3 12 15
4 Подсвечник «Ночной мотылек». 4 20 24
ВСЕГО 48 168 216
Учебный план на 2013-2014 учебный год
(2 год обучения)
№ Наименование занятия Количество часов
теория практика всего
1 РАЗДЕЛ. КВИЛЛИНГ 39 57
1 Изготовление поздравительных открыток, рамок 5 10 15
2 Композиции с розами 1 5 6
3 Выполнение салфеток 3 6 9
4 Выполнение объемных работ 9 18 27
2 РАЗДЕЛ. ПОДЕЛКИ ИЗ СПИЧЕК. 15 72 87
1 Конструирование зонта. 1 5 6
2 Конструирование домика Децела. 3 15 18
3 Конструирование восточного дворца. 5 28 33
4 Конструирование замка сегуна6 27 33
3 РАЗДЕЛ. ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ФОЛЬГИ 16 56 72
1 Декоративные вьюнки и лианы 4 20 24
2 Плетение декоративных поверхностей 4 11 15
3 Насекомые, птицы, рептилии 8 22 30
4 Отчетная выставка работ. 3 3
ВСЕГО 48 167 216
Содержание изучаемого курса
(1 год обучения)
Раздел 1. КВИЛЛИНГ (72 ч.)
Введение. (3 ч.) Правила безопасности. Инструменты и материалы для занятий квиллингом. Основные правила работы в технике квиллинг.
Знакомство детей с планом работы. Организация рабочих мест. Ознакомление с правилами техники безопасности при проведении занятий. Знакомство с инструментами.
Цветоведение. Техники квиллинга. Формы «Капля», «Лист», «Треугольник». (3 ч.)
Основы цветоведения. Знакомство с техникой квиллинга. Показ мастер-класса. Выполнение форм «Капля», «Лист», «Треугольник».
Формы «Колокол», «Квадрат», «Маркиза», «Полумесяц». (3 ч.)
Техника выполнения форм «Колокол», «Квадрат», «Маркиза», «Полумесяц».
Тугая спираль. Соединение двух полос. Филигранная спираль.
(3 ч.)
Техника выполнения тугой спирали. Параллельное и последовательное соединения двух полос. Спираль оригинального кручения. Выполнения сердечка, V-образной спирали, завитков.
S-образная спираль. Коллективная работа «Снежинка». (3 ч.)
Техника выполнения S-образной спирали. Из S-образных и V–образных завитков выполнить снежинку.
Р-образная спираль. Коллективная работа «Райская птичка». (6 ч.)
Техника выполнения Р-образной спирали. Из форм капля, филигранных завитков выполнить «Райскую птичку».
«Воздушный шар». (3 ч.)
Выполнение воздушного шара.
Коллективная работа «Небо». (6 ч.)
Выполнить по отдельности элементы работы «Небо».
Выполнение различных птичек. (9 ч.)
Выполнить по выбору различных птичек.
Бабочки (6 ч.)
Выполнение различных бабочек по выбору каждого обучающегося: «бабочка с тремя крыльями», «оранжевая бабочка», « сине-серебряная бабочка», « розовая бабочка», «зеленая бабочка».
Цветы (6 ч.)
Выполнение цветов «Ромашки», «желтого цветка», «Фуксии», «Желтых нарциссов».
Парная работа «Букет цветов». (6 ч.)
По эскизу выполнить «Букет цветов»
Поздравительная открытка ко дню матери. (6 ч.)
По своему выбору выполнить поздравительную открытку.
Выполнение объемных работ. (9 ч.)
Каждый обучающийся выполняет свою объемную работу.
Раздел 2. ПОДЕЛКИ ИЗ СПИЧЕК. (72 Ч.)
2.1. Введение. Техника безопасности. Материалы и инструменты. (1 ч.)
Знакомство с материалом и инструментами. Техника безопасности при работе с клеем и режущими материалами. Показ мастер-класса.
2.2. Правила выполнения работы со спичкой. Способы конструирования из спичек. (2 ч.)
Подбор спичек. Способы конструирования спичек. Разрез спички. Сгибание спички. Склеивание спичек между собой. Заделывание щели. Шлифование детали и готовых поверхностей.
2.3. Конструирование домика. (6 ч.)
Показ выполнения домика. По инструкции выполнить домик.
2.4.Конструирование забора. (6 ч.)
Выполнение по показу забора. Техника безопасности.
2.5. Конструирование колодца.(6 ч.)
Выполнение колодца по показу. Техника безопасности.
2.6. Конструирование велосипеда. (6 ч.)
Парная работа. Показ выполнения велосипеда с Интернета. Выполнение велосипеда.
2.7. Конструирование шара (6 ч.)
Показ выполнения шара из спичек с Интернета. Выполнение шара.
2.8. Конструирование восточного дворца (18 ч.)
Выполнение по инструкции: 1. стены дворца; 2. крыша; 3. окна, колонны, подиум; 4. купол; 5. декоративные элементы.
2.9. Конструирование храма (21 ч.)
Техника безопасности. Подбор материала. Выполнение по инструкции храма.
Раздел 3. Плетение из фольги (72 ч.)
3.1. Введение. (3 ч.)
Изготовление проволочек. Соединение разрывов и удлинение проволоки.
3.2. Цветы из фольги. (30 ч.)
Гипсофила. Лилия. Садовая ромашка. Аленький цветочек. Папоротник. Выполнение стебля, лепестков, тычинок, гроздей, цветков, листьев. Сборка моделей .
3.3. «Серебряное кружево» (15 ч.)
Коллективная работа. Каждый по отдельности выполняет элементы узора: усиков, змеек, ягод, больших и маленьких листьев. В конце сборка салфетки.
3.4. Подсвечник «Ночной мотылек» (24 ч.)
Выполнение подсвечника по порядку: 1. Каркас; 2. Цветок; 3. Листок; 4. Дно; 5. Боковые стенки; 6. Ручка; 7. мотылек.
Методическое обеспечение образовательной программы
Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.
Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить учащегося перед выбором: материалов, инструментов, вариантов композиции, цветового решения, сложности задания и так далее.
Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности. Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить учащихся приемам самостоятельной работы.
Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, разнообразием творческих работ. С целью более широкого ознакомления с базовыми элементами разрабатывается наглядный материал, создаются презентации в программе POWER POINT, отражающие разнообразие композиций из бумажных лент.
В процессе занятий, накапливая практический опыт, учащиеся стараются передавать в своих композициях красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью цвета, характера форм и фактуры.
На занятиях будут использоваться дидактические материалы, работы педагога и детей.
Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о красоте и многообразии элементов, после чего учащиеся приступают к практическому выполнению работы.
В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.
Условия реализации программы:
Для успешной работы по программе необходимо:
• хорошо освещенный кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03;
• оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер;
• инструменты и приспособления;
• материалы (бумага, спички, фольга и т. д.); цветной картон; полоски цветной бумаги, клей.Литература для педагога
№ Автор, название, место и год издания Кол-во
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Анна Зайцева Квиллинг, ЭКСМО, Москва, 2011
Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования , М.: АЙРИС дидиактика, 2003
Букина С., Букин М, Квиллинг Практикум для начинающих, Ростов-на-Дону, 2011
Е. Виноградова Бисер для детей, М.: издательство «Эксмо», 2004
Георгиева А., Бульба Н. Поделки из спичек, бисера и бусин, Харьков Белгород, Клуб семейного досуга, 2012
Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии 4 класс, М.:«Вако», 2011
Дерендяев К.Л. Поурочные разработки по технологии 5 класс, М.:«Вако», 2009
Джанет Уилсон Цветы из бумажных лент, Контэнт, 2010
Емелянова О. Фольга Ажурное плетение, М.: АСТ-ПРЕСС, 2011
Каминская Е.А. Декоративные цветы из бумаги, ткани, кожи, меха, бисера, М.: РИПОЛ классик, 2011
Светлакова И.Ю. Рукоделие для девочек, М.: РИПОЛ классик, 2011
Журналы по рукоделию
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6

Литература для обучающихся№ Автор, название, место и год издания Кол-во
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Анна Зайцева Квиллинг, ЭКСМО, Москва, 2011
Букина С., Букин М, Квиллинг Практикум для начинающих, Ростов-на-Дону, 2011
Е. Виноградова Бисер для детей, М.: издательство «Эксмо», 2004
Георгиева А., Бульба Н. Поделки из спичек, бисера и бусин, Харьков Белгород, Клуб семейного досуга, 2012
Джанет Уилсон Цветы из бумажных лент, Контэнт, 2010
Емелянова О. Фольга Ажурное плетение, М.: АСТ-ПРЕСС, 2011
Каминская Е.А. Декоративные цветы из бумаги, ткани, кожи, меха, бисера, М.: РИПОЛ классик, 2011
Светлакова И.Ю. Рукоделие для девочек, М.: РИПОЛ классик, 2011
Журналы по рукоделию
1
1
1
1
1
1
1
1
6