Публичная лекция на тему Сегодня ТРИЗ — сюрприз, а завтра….

Сегодня ТРИЗ – сюрприз, а завтра.?
Наш мир стремительно меняется. Новым поколениям предстоит жить в совершенно новых условиях, где возникнут новые ценности, будут жизненно важны новые, не открытые еще сегодня, знания, потребуются новые умения.
Мы должны учить жить в мире, о котором ничего не знаем, решать проблемы, с которыми никто никогда не сталкивался.
«Ваш ребенок вырастет бесполезным человеком, если вы его будете воспитывать, исходя из ценностей сегодняшнего дня». (Масару Ибука)
Так что же мы можем дать в дорогу, в будущее нашему ученику?
Знания? Но они очень быстро устаревают.
Умения решать задачи, но мы не знаем какие задачи и проблемы готовит ему будущее?!
Вот поэтому в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что приоритетными становятся качества личности: инициативность, способность творчески мыслить, умение находить нестандартные решения.
Значит социальный заказ, стоящий перед педагогами – воспитание творческой личности.
А какими способами и средствами возможно формирование творческого потенциала?
Давайте вместе подумаем над этой проблемой.
Думаю, для того чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог активно мыслить, конструировать, изобретать учить его надо по – тризовски.
Поэтому тема моей лекции: «Сегодня ТРИЗ – сюрприз, а завтра..?»
А что такое ТРИЗ – педагогика?
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) российской школы Г. С. Альтшуллера. Первоначально ТРИЗ была создана для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых она основана, позволяют ее использовать и в других областях, в том числе   в педагогике (ведущие разработчики ТРИЗ-педагогики Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Кавтрев А.Ф., Камин А.Л., Мурашковская И.Н., Мурашковский Ю.С., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И. и др.)
Идеи, которые лежат в основе ТРИЗ:
ТЕОРИЯ – катализатор творческого решения проблем;
ЗНАНИЯ – не цель, а инструмент творческой интуиции;
изобретать могут все!!!
а самое главное творчеству можно учиться!!!
ТРИЗ предлагает формулы творчества. Множество проблем решается с помощью небольшого числа приемов сильного мышления.
Перед вами некоторые принципы ТРИЗ. Удивительно, что они работают в самых различных областях человеческой деятельности.
Остановимся подробнее на одном из них – принцип «сделать заранее».
Если невозможно в нужное время совершить действия с объектом, то его выполняют заранее.
Поясним на примерах:
Факт из истории.
Один из китайских императоров, решив завоевать непокорное соседнее государство, подарил его гражданам огромный колокол.
Польщенные они специально проложили дорогу через непроходимые горы чтобы увезти дар к себе.
А через некоторое время по этой дороге двинулись войска императора.
А вот еще один пример уже из промышленности:
Маленькие дети часто глотают мелкие детали конструктора «Лего» поэтому фирма заранее включает в состав пластмассы вещество хорошо заметное на рентгеновских лучах..
Вот и обычная житейская мудрость иллюстрирующая принцип «сделать заранее» - «чтобы не возникло трудностей завтра, избавься от них вчера».
А нужен ли ТРИЗ детям?
Каждый ребенок мечтает скорее изобретать, чем приобретать.
Скорее быть, чем казаться.
Скорее самому исследовать, чем за важным дядей следовать.
И задача педагогов поддержать учащихся в их стремлениях.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения  в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. ЭТОТ ОПЫТ ПЕРЕРАБОТАН и СОГЛАСОВАН С ЦЕЛЯМИ ПЕДАГОГИКИ.
Под методами решения изобретательских задач подразумевают мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов.
Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Учитываются возрастные особенности каждой группы. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и многое другое.
Мне представляется очень важным наличие духовной составляющей ТРИЗ: жизненной стратегии творческой личности. Ведь обучение без воспитания это меч в руках сумасшедшего!!!!
Существуют 6 основных качеств творческой личности. И помочь человеку разработать жизненную стратегию гораздо труднее и важнее, чем научит решать задачи и проблемы.
Использование в школе методики ТРИЗ организует мышление учащихся, делает его системным, учит находить и решать противоречия. На этой основе достигается глубокое усвоение знаний, а главное – формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию, формирует доминанту самосовершенствования учащихся.
Очень ценным в ТРИЗ - педагогике является отношение к одаренным детям. Вместо традиционного поиска вундеркиндов, ТРИЗ каждого ребенка учит СИЛЬНОМУ МЫШЛЕНИЮ, учит ломать стереотипы, развивает творческое воображение, готовит интеллектуальную элиту страны.
Многие педагоги – новаторы применяют в практике методы ТРИЗ, внедряют ТРИЗ –педагогику. И все-таки ТРИЗ пока – это сюрприз, приятный и полезный для школьников и учителей.
Идеальная дидактика  это ее отсутствие. Ученик САМ стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет  он будет читать при свечах.
Идеальное управление  когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого САМ.
Будущее школы определяется не президентом отдельно взятой страны, не министром образования, и даже не учителем. Но каждый в отдельности и ВСЕ ВМЕСТЕ участники образовательного процесса решают, идти ли им в ногу с будущим.




15