Исследовательский проект Имидж современного учителя глазами школьников


Содержание
ВВЕДЕНИЕ………. …………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть. Основы имиджа педагога ………………………….................... 6
1.1Содержание понятия «имидж» …………………………………................................... 6
1.2Содержание профессионального имиджа учителя ………. ………………………….7
2. Практическая часть. Имидж современного учителя в представлении учеников ..…10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………16
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………. ………………………………………………………………..17
ПРИЛОЖЕНИЕ2…………………………………………………………………………...19
ПРИЛОЖЕНИЕ3………………………………………………………………………..….20
Введение
Никто не будет спорить с тем, что педагог – профессия особенная. Учитель  всегда на виду. Результат взаимодействия педагога с учениками зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Воспитать успешного ученика может только успешный педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – современный. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.
Сегодня современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялась максимальное развитие их личности.
Его повседневная работа – это исследовательская лаборатория. Он сам творит и подводит итоги своего исследования. Только путем повышения эффективности труда учителя, профессионального мастерства можно добиться успеха и превратить школу – в страну знаний, куда ученик будет стремиться.
Поскольку педагог имеет дело не только с учениками, но также с их родителями и коллегами, следовательно, имидж педагога носит массовый характер. По персональному имиджу отдельных учителей судят об имидже и даже конкурентоспособности образовательного учреждения. Этим и обоснована актуальность и выбор темы исследования.
Цель: исследовать как имидж учителя связан с его репутацией и какое влияние оказывает на взаимодействие учителя с учащимися.
Объект исследования – имидж учителя.
Предмет исследования - имидж учителя с точки зрения учащихся МКОУ Шубинской СОШ.
Гипотезы: мы предположили, что -
Индивидуальный имидж учителя – это важная часть его педагогической культуры;
Для учеников важно как выглядит учитель;
Ученикам интересна не только манера преподавания учителя, но и возможность общаться с ним на темы, не касающиеся предмета;
Личные качества и манеры поведения учителя являются неотъемлемым компонентом его имиджа и имеют большое значение для учеников.
Задачи:
Теоретический анализ литературы;
Провести исследование, целью которого является выявить представления учащихся МКОУ Шубинской СОШ об имидже учителя;
Сравнить результаты школьников, сделать выводы.
Методы, которые мы использовали:
1. Теоретические: анализ литературы;
2. Эмпирические: наблюдение, опрос и анкетирование учащихся.
Ход работы:
1) выяснено, что такое имидж;
2)изучено содержание профессионального имиджа учителя;
4) проведено анкетирование учащихся МКОУ Шубинской СОШ 5-11 классов
5) обработаны результаты, сформулированы выводы.
Исследование проходило на базе МКОУ Шубинской СОШ В исследовании приняли участие учащихся 5-11-х классов.
Работа имеет практический выход: познакомить учителей с результатами исследования и на их основании дать практические рекомендации для повышения их персонального имиджа и престижа профессии. (Приложение3)
I. Теоретическая часть. Основы имиджа педагога
1.1.Понятие имиджа
Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж? Многие справочные издания раскрывают содержание понятия «имидж», трактуя его как «целенаправленно формируемый образ»; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ»; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью»; или как «мысленное представление чего-то ранее видимого ...конкретного или абстрактного, сильно напоминающего... в представлении о другом». [8, c.24]
Таким образом, чаще всего понятие «имидж» расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Л.Ю.Фалько, Ф.М.Пармон, Сестры Сорины, Т.О.Бердник, В.М. Шепель и др.). Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля «Имиджеология: Секреты личного обаяния» обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия «имидж», но и формирование новой области научного исследования — имиджеологии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности – имиджмейкер [12, С. 14-16].
Имидж — понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета) и, наконец... к вещам (мерседес — не просто машина!)[13, C.120].
В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.
1.2. Содержание профессионального имиджа учителя
Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек какой-либо деятельностью, тем больше проявляется на нём профессиональный отпечаток.
«Существует ли специфический имидж учителя?» — задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро». Причину подобного автор видит в том, что «...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность...» [8, С. 76].
Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом свой имидж.
Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты [8, С. 105-110].
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. «Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий...», способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.
В зависимости от того, на что направлен, ориентирован имидж: на восприятие другими (что обо мне скажут другие) или на самоощущения (чтобы мне было бы хорошо, приятно и удобно).
Далее мы подробнее рассмотрим имидж с точки зрения образующих факторов:
средовой имидж – созданная человеком среда его обитания (его жилище, кабинет, автомобиль, рабочий стол);
габаритный имидж (от слова «габитус» - внешность, внешний вид) – одежда, макияж, прическа, то есть внешняя составляющая;
овеществленный имидж – овеществленная продукция – те предметы, которые создал сам человек. Применительно к профессии учитель, это могут быть отчеты, календарно-тематические планы, уроки, мероприятия, то есть все то, что делает учитель касаемо его работы и что может его охарактеризовать как личность и профессионала;
вербальный имидж – сюда относится вербальная продукция: что и как человек говорит и пишет, манера общения;
кинетический имидж - сюда относятся различные движения человека: мимика, пантомимика, жесты, поза.
Все перечисленные виды имиджа делают человека узнаваемым, могут охарактеризовать многие его личностные и профессионально важные качества.
В нашем исследовании мы брали для подробного изучения только два вида имиджа учителя: габаритный и вербальный.
Имидж педагога – система умений, позволяющих использовать: голос, пластику, мимику, риторику, лексику, костюм. Это умение создать образ личностного «Я». Его образ надолго, а нередко на всю жизнь остаётся в памяти учеников как вечный пример для подражания.
II. Практичесакя часть. Имидж современного учителя в представлении учеников.
Для подробного изучения мы взяли два вида имиджа учителя – габаритный и вербальный как наиболее поддающиеся исследованию.
Кроме этого постарались выявить портрет «идеального» учителя с точки зрения старшеклассников, который включает в себя личностные и профессиональные качества.
Перейдем к описанию результатов исследования.
Ход исследования:
Мы провели исследование среди подростков 5-11 классов. Всего принимало участие 25 школьников.
Была проведена анкета:
Современный учитель – кто он?
Как должен выглядеть современный учитель?1) прическа2) элементы одежды3) цветовая гамма4) туфли5) макияж6) аксессуары
Черты характера современного учителя?
Какие предметы необходимы для проведения урока современному учителю?
Как должен общаться современный учитель со школьниками (искусство речи)?
В результате исследования выяснили что, современный учитель для школьников – это, прежде всего понимающий, ответственный, знающий свой предмет, творческий, эмоциональный, красивый, позитивный, современный педагог, друг.
Большинство школьников хотели бы видеть современного учителя с разными прическами: косы(36%), стильная укладка (27%), не имеет значения(37%). Элементы одежды: это юбка, блузка, брюки, пиджак, туфли. На первом месте в рейтинге самых деловых цветов в одежде школьники выбрали коричневый цвет;На втором – серый и черный цвета (они набрали одинаковое количество баллов);На третьем месте – белый цвет;Самыми деловыми цветами в одежде являются: коричневый(45%) черный/серый( по 20%), белый(15%)Макияжу школьники в своих ответах не уделяют большого внимания – главное, чтобы это был не яркий, красивый макияж. Среди аксессуаров выделяют: серьги, бусы.
Среди необходимых предметов современного учителя учащиеся называли: телефон(30%), ноутбук (компьютер) – 40%, флешка(30%), проектор(20%), интерактивная доска(20%).Самый популярный ответ – ноутбук(40%). Коммуникативный имидж - это искусство общения . Особенности учителей, которые затрудняют общение со школьниками, по результатам анкеты – это:
Непонимание, неспособность поставить себя на место другого – 15%;
Громкая, «сухая» речь – 25%;
Строгость – 30%;
Несправедливое отношение к учащимся – 10%;
Стремление делать поспешные выводы–5%.
Отсутствие чувства юмора – 15%
Таким образом, по результатам высказывания школьников можно составить идеальный портрет современного учителя - на первом месте оказались личностные качества учителя: доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться, принимать и понимать учащихся (Приложение 1).
Проведение опроса:
1. Какие качества Вы больше всего цените в учителях?
2. Какие черты учителя вызывают у Вас негативную реакцию?
3. Важно ли для Вас во что одет учитель? Что именно вызывает у Вас положительные или отрицательные эмоции?
5. Должен ли учитель общаться с учениками на темы, которые не касаются учебы?
7. Из чего, по Вашему мнению, складывается имидж, современного учителя?
По результатам опроса были сделаны следующие выводы:
- большинство опрошенных учеников ценят в учителе доброту (50%). На втором месте - справедливость (20 %), на третьем – открытость и понимание (по 15 %).
- ученики считают неприемлемым в учителе: злость (31,%) Также были названы: несправедливость (21 %), излишняя строгость (28), равнодушие (14 %), отсутствие чувства юмора (6 %) и др.
- для большинства опрошенных учеников не важно, во что одет учитель (62%). Для 28 % школьников - это имеет значение.
- 73,6 % опрошенных считают, что учитель должен общаться с учениками на темы, не связанные с уроками (образованием).
- на вопрос, чего никогда не должен себе позволять учитель, ученики наиболее часто отвечали: 43 % - унижать (оскорблять, хамить); 21 % – бить; 36 % - кричать. Другие ответы: отвлекаться на личные темы; несправедливо оценивать знания; задавать слишком много домашнего задания
- По мнению опрошенных имидж современного учителя складывается из таких компонентов, как профессиональных навыков (40 %); внешний вид, одежда, прическа, макияж(31%); манера общения (29 %).
Анализ результатов опроса позволил определить, какие качества ученики разных возрастных групп ценят в учителе больше всего. Результаты показали, что для подростков 12-14 лет в учителе важнее всего доброта, а у подростков 15-17 лет мнения разделились между добротой и отзывчивостью.
Подростки 12-14 лет на второе место ставят понимание, а на третье – справедливость и чувство юмора. Подросткам 15-17 лет важны три составляющие характера учителя: чувство юмора, справедливость и понимание. (Приложение2)
Таким образом, основываясь на полученных результатах, можно утверждать, что имидж современного учителя, в представлении учеников, состоит прежде всего из профессиональных качеств, внешнего вида и личных качеств.
При этом для большинства учеников не важно, во что будет одет учитель и будет ли вычурность в одежде учителя.
Современный учитель в представлении учеников, должен прежде всего обладать такими качествами, как доброта, справедливость, терпение, понимание и чувство юмора.
Важно, чтобы учитель общался с учениками на темы, не связанные с уроками (образованием).
Идеальный учитель в представлении школьников никогда не будет: унижать (оскорблять) учеников, злиться, кричать. Он не должен быть необразованным и равнодушным, а также излишне строгим.
Заключение
Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только набором черт, качеств «идеальной» модели учителя в сознании ученика, но и новым имиджем школьного образования в целом, который складывается в современной России. Каждый компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою информацию, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным.
В одном случае для ребенка важна мимика, в другом - жест, в третьем — костюм учителя.
Проведенное исследование показало, что представления школьников об имидже учителя сочетают в себе:
- характеристику визуального облика учителя;
- личностные качества;
- индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя.
Теоретический анализ литературы и проведенное нами исследование подтвердили правильность первой гипотезы - индивидуальный имидж учителя – это важная часть его педагогической культуры.
Сравнительный анализ представлений учеников об идеальном учителе показал, что из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как доброта, справедливость, понимание. Интересно, что современные школьники очень мало называли такое качество, как любовь к детям. По мнению современных школьников, имидж учителя складывается из:
профессионализма,
внешности и личных качеств,
характера.
То есть внешние атрибуты имиджа учителя, ученики ставят на второе место. Большинству опрошенных не важно, как одет учитель. Таким образом, не подтвердилась наша вторая гипотеза: для учеников не важно как выглядит учитель.
Подтвердилась третья гипотеза - ученикам интересна не только манера преподавания учителя, но и возможность общаться с ним на темы, не касающиеся предмета.
Это доказывает, что внутренние составляющие имиджа педагога важнее, чем внешние его проявления.
На наш взгляд, качества, которые ученики упоминали в ответах на вопросы: 1. Какие качества Вы больше всего цените в учителях? 2. Из чего, по Вашему мнению, складывается имидж, современного учителя? можно расценивать как требования, которые предъявляют ученики современному, идеальному учителю.
Образец идеального учителя должен стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога.
Мы считаем, что один из самых важных выводов нашего исследования это то, что имидж не должен расходиться с внутренними установками учителя, а должен соответствовать его характеру и взглядам. То есть, нужна гармония визуального образа учителя и его внутреннего мира личности.
Список использованной литературы
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003.
Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. – М.: Академия, 2006. - 208с.
Бердник Т.О. Дизайн костюма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 352 с.
Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. – Ростов-на-Дону: Феникс, 200. – 352 с.
Бланк А.Ф. Практическая книга по моделированию женской одежды. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 256 с.
Ермилова В.В.Моделирование и художественное оформление одежды. – М: Академия, 2000. – 184 с.
Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя// Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. - № 1.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Владос,1994.
Петрова Е.А., Шкурко Н.М. Имидж учителя в современной России. – М.: РИЦ АИМ, 2006.
Фалько Л.Ю. Индивидуальный стиль в одежде. – Владивосток: изд-во ВГУЭиС, 1999. – 240 с.
Фелдон Ли. Основы стиля. – М.: ЭКСМО, 2003. - 240 с.
Шепель В.М. Имиджеология: Секреты личного обаяния. – М.: Легпромбытиздат, 1994. – 280 с.
Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? // Современная школа. - 2000. – №
Приложение 1
Результаты анкетирования
Современный учитель для школьников – это, прежде всего понимающий, ответственный, знающий свой предмет, творческий, эмоциональный, красивый, позитивный, современный педагог, друг.
Большинство школьников хотели бы видеть современного учителя с разными прическами: косы(36%), стильная укладка (27%), не имеет значения(37%).
Предпочитаемые элементы одежды: это юбка, блузка, брюки, пиджак, туфли.
Самыми деловыми цветами в одежде являются: коричневый(45%) черный/серый( по 20%), белый(15%)
Среди необходимых предметов современного учителя учащиеся называли: телефон(30%), ноутбук (компьютер) – 40%, флешка(30%), проектор(20%), интерактивная доска(20%).





Особенности учителей, которые затрудняют общение со школьниками, по результатам анкеты – это:
Непонимание, неспособность поставить себя на место другого – 15%, громкая, «сухая» речь – 25%, строгость – 30%, несправедливое отношение к учащимся – 10%, стремление делать поспешные выводы–5%, отсутствие чувства юмора – 15% .
Приложение 2
Результаты опроса

Для подростков 12-14 лет в учителе важнее всего доброта, а у подростков 15-17 лет мнения разделились между добротой и отзывчивостью.
Подростки 12-14 лет на второе место ставят понимание, а на третье – справедливость и чувство юмора. Подросткам 15-17 лет важны три составляющие характера учителя: чувство юмора, справедливость и понимание.
Приложение 3
Памятки учителям по формированию имиджа
Рекомендуемые стили деловой одежды для учителей: классический, романтический, классический с элементами спортивного.
Самые деловые цветовые гаммы: ахроматическая (черная, серая, белая), синяя, коричневая, светлые натуральные тона.
Самые деловые цветовые сочетания: темно-коричневый и синий; коричневый с оливковым или зеленым; синий с серым или черным – подчеркивает официальность, строгость и холодность.
Строже воспринимается тот костюм, в покрое которого больше острых углов.
Аксессуаров в облике учителя одновременно должно быть не более трех, иначе внимание учеников будет отвлечено от предмета. Лучше, чтобы чего-то не хватало, чем переборщить с украшением себя.
Понижают рейтинг деловых качеств яркие и ядовитые цвета в одежде: ярко-розовый, ярко-желтый и ярко-красный цвет с использованием черного, а также – пестрый рисунок.
Объективные характеристики, затрудняющие общение с педагогом: неумение поставить себя на место другого, непонимание; высокомерное отношение к учащимся; слишком громкая речь; строгость; стремление делать выводы по внешности.
Современный портрет «идеального» учителя:
1. Доброжелательный
2. Понимающий
3. Справедливый
4. Умный
5. С чувством юмора
6. Стильный
7. Красивый, приятный
8. Строгий
9. Любящий свою работу
10. Спокойный.