Профессиональный имидж современного учителя

Профессионализм и деловые качества – составляющие положительного имиджа педагога


Профессиональный имидж современного учителя – актуальная тема для разговора, потому что без положительного имиджа педагога, я уверена, модернизации системы образования в России невозможна, так как ключевая особенность школы будущего - открытые ко всему новому учителя.
Успешность работы педагога во многом зависит от степени осознания природы своего профессионально - личностного влияния на других людей и принятии на себя ответственности за последствия этого влияния. Насколько позитивный имидж учителя важен для учеников, настолько же он важен и для самого учителя, потому что правильно выстроенный имидж является залогом успеха, как личного, так и профессионального.
Бесспорно, для формирования имиджа важно все: и визуальный компонент (культура одежды, голос, манеры, походка, ухоженность, внешняя привлекательность), и стиль общения (педагогический такт и этика поведения), и педагогический авторитет, и внутренний мир педагога, и даже его душевное равновесие.
Но, по моему глубокому убеждению, самыми важными составляющими положительного имиджа педагога являются его деловые качества и профессионализм. Точнее даже так: личностно-деловые качества учителя должны быть слиты в единую компетентность - психолого-педагогическую и предметно-профессиональную.
Учитель должен быть профессионально компетентен на всех уровнях: теоретическом, методическом, технологическом, психолого-педагогическом. Педагогическая психология определяет профессиональный потенциал педагога как систему учительского мастерства, которая объединяет в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя. Профессиональный потенциал главная характеристика педагога. Он может быть определен и как база профессиональных знаний в единстве со способностью педагога активно мыслить, творить, достигать запланированных результатов, и как как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Главное в том, чтобы  учитель добросовестно и творчески относился к своему делу, осваивал передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, +находился в непрерывном поиске. Тогда он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.
Для формирования имиджа учителя также очень важны и его деловые качества и профессиональные манеры: социальная компетентность, деловитость, пунктуальность и точность, уважение к чужому труду и к чужому времени, а также соблюдение делового этикета и субординации в общении с учащимися, родителями школьников, коллегами и администрацией школы.

В заключение хочу сказать: каким бы Профессионалом с большой буквы ни был учитель, он должен поддерживать хронический интерес к своему профессиональному росту; он просто обязан не забывать о собственной человеческой сущности, о том, что ее следует критически оценивать для того, чтобы постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный позитивный имидж – ибо каждый педагог талантлив и неповторим. Ведь не зря же говорят: учитель – это не профессия, это образ жизни!

Мажарова Галина Георгиевна











15