Урок по МХК. 11 класс. Тема:Барокко.Взамодействие и взаимопроникновение стилей


Урок по Мировой художественной культуре
Тема: «Барокко Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей»
Подготовила учитель МХК Изместьева Валентина Геннадьевна

Эпиграф урока:
Наш век семнадцатый –
вершина всех вершин,
У нас во всём расцвет –
в искусствах и в науках»
( Эдмон Ростан)
Цели урока:
Воспитывать духовнобогатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, уважающего культуру и традиции других народов;
Развивать способность к художественному творчеству;
Развивать художественный вкус, умение самостоятельно анализировать художественные произведения.
Задачи:
Обобщить знания, полученные при изучении темы «Искусство и архитектура барокко;
Отметить стилевое многообразие искусства 17-18 веков, главные отличительные черты и исторические предпосылки возникновения.
Показать учащимся, что и сегодня существует проблема вокруг своеобразия и определения чётких границ между отдельными стилями искусства.
Структура урока:
Организационный момент, постановка целей перед учащимися.
Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя.
1 этап. Общая характеристика периода. Выступление учащегося (опережающее задание).
2 этап. Италия-родина барокко. Слово учителя, просмотр фильма «Собор Святого Петра».
Беседа с учащимися.
3 этап. «Дивное узорочье» московского барокко.
Слово учителя. Выступления учащихся: «Церковь Покрова в Филях»; «Церковь Троицы в Никитниках».
4 этап. «Люблю, тебя, Петра творенье!»
Выступления учащихся: Петергоф, Собор Смольного монастыря, Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Зимний дворец.
5 этап. Новый тип дворцово-паркового ансамбля в архитектуре классицизма.
Итог урока. Выставление оценок.
- Почему эпоху 17-18 веков называют одной из самых ярких страниц истории Мировой художественной культуры? (Учащиеся отвечают)
- Гуманизм Возрождения открыл путь новым стилям в искусстве, давайте их назовём. (Учащиеся называют)
Но перед красотой и зданья и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
…В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетённые тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком.
И статую найдёшь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей…
- О каком стиле идее речь в этих стихах? Кто может рассказать о происхождении термина барокко»? В каком виде искусства он проявился наиболее ярко? (Учащиеся отвечают).
Просмотр слайдов. Назовите характерные черты стиля барокко в данных архитектурных сооружениях. (Учащиеся отвечают).
- А какова цель искусства барокко?
- Назовите его промерные хронологические рамки. (Италия - конец 16- начало 17 вв., Россия – середина 17 века).
Родиной барокко по праву считается Италия, а столицей «вечный город Рим». Здесь, самым невероятным образом переплелись: строгая Античность и роскошное барокко.
«Барокко преобладает в Риме. Построенные в этом стиле дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую черту города. Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего,- это до сих пор тот Рим, который, прежде всего, узнает каждый из нас». Все наиболее заметные здания, оживлённейшие улицы,- всё здесь создано барокко и всё хранит его печать…
- Самый известный архитектор, чьи сооружения хранят черты итальянского барокко - Лоренцо Бернини. Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма «Собор Святого Петра». Ваша задача назвать типичные отличительные черты стиля барокко. Напомню, что Бернини оформил площадь перед Собором Святого Петра. Это его главное архитектурное творение. Также Бернини работал над внутренним оформлением храма. (Учащиеся смотрят фильм, затем отвечают на поставленные вопросы).
Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества 17 – начала 18 веков. Историк Виппер писал: «Во всей истории архитектуры трудно подыскать период, который был бы проникнут таким же причудливым совпадением противоречий».
Действительно, для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко.
Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском стиле. Своё название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники матери Петра 1. По их инициативе было возведено много красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.
Московское барокко отличает обилие пышных элементов, декоративных украшений, нарядные круглые кокошники вокруг луковичных глав, вычурные наличники вокруг окон и дверей, всевозможные пилястры белого цвета, выделяющиеся на ярко-красном фоне кирпичных стен. Русское барокко широко использовало цветные отделки. Зелёные, жёлтые, голубоватые с изображением павлиньих перьев или полевых васильков придавало архитектурным сооружениям особую декоративность и нарядность. Терема и храмы всё чаще напоминали сказочные сооружения, в которых было напросто проследить замысел автора.
Красуйся град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
А.С. Пушкин
Не многим более 300 лет высится «полночных стран краса и диво» над своей Невой. Это недолгий срок. Но какая бездна отделяет «Петербург-городок» первых лет 18 века, пограничную крепость на малом островке суровой лесной реки, от каменного, стального, бетонного Санкт-Петербурга начала 19 века.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полон,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чехонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложёнНазло надменному соседу.
Тризини, Леблон, Растрелли, Захаров, Воронихин. Сколько блестящих архитекторов и скульпторов отдали свой блестящий талант городу на Неве! И явились миру Смольный монастырь, Петергоф, Летний сад, зимний дворец и Адмиралтейство…
В середине 18 века искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы всё чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства, в Санкт-Петербурге. Давайте вспомним некоторые из них.
(Учащиеся рассказывают об архитекторе Тризини)
Он русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венцы,
В морозных зорях видел роз румянец
И на снегу выращивал дворцы.
Он верил, что их пышное цветенье
Убережёт российская зима.
Они росли – чудесное сплетенье
Живой мечты и трезвого ума.
(Р. Рождественский)
Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внёс В.В. Растрелли.
«Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил». (Учащиеся рассказывают об архитектурных сооружениях, построенных Растрелли: 1.Зимний дворец; 2.Петергоф;
Собор Смольного монастыря)
Постепенно парадный блеск и мишура барокко уступали место классицизму – новому художественному стилю, который ориентирован на античность. Давайте вспомним значение термина «античность».
Переходим к следующему, заключительному этапу урока. Просмотрев отрывок фильма «Версаль», вам предлагается определить основные черты стиля классицизм, а потом постараться ответить на вопрос: «В чем состоит противоречие между внутренним и внешним оформлением архитектурных сооружений классицизма? (На примере Версаля).
Итог урока: Почему не прекращаются споры вокруг своеобразия определения чётких границ между отдельными стилями и направлениями искусства?(Учащиеся отвечают)
Выставление оценок.