Публичная лекция «Культура речи» (9-11 класс)


Пояснительная записка
 
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10 – 11 классов. Рассчитан на 34 часа,(17часов)
Современное состояние русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего).
Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения.
Поэтому именно сегодня правомерно говорить о культуре речи, речевом общении в старших классах общеобразовательной школы. Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы уверены в абсолютной грамотности всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому как раз и учит стилистика-наука об умелом выборе языковых средств. Вопросы по культуре речи, как показывает практика, всегда вызывают наибольшие трудности у обучающихся.
Все сказанное определяет цель настоящего элективного курса:
- углубить, расширить знания обучающихся по русскому языку за счет важнейших тем из области стилистики и культуры речи;
- познакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами, этическими нормами речевой культуры;
- дать представление о речи как инструменте эффективного общения;
- способствовать росту речевой культуры обучающихся.
Программа направлена на достижение следующих задач:
- вырабатывать навыки отбора, редактирования и употребления языковых средств в процессе речевого общения;
- помочь обучающимся сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами;
- формирование знаний и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях;
- пользование нормативными словарями и справочной литературой.
Программа включает в себя:
теоретический материал,
упражнения практического характера,
контрольные вопросы.
Теоретический материал нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI века, что позволит углубить знания обучающихся в этой области, а также дает возможность учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления обучающихся по материалам рекомендованной учебной литературы. Отдельные главы теоретического материала позволят совершить экскурс в историю языка и речевого этикета, что способствует развитию кругозора и интереса к языку.
Использование системы упражнений и заданий позволяет отбирать языковой материал для собственной речи, владеть навыками редактирования текста с целью расширения поставленных различного рода задач. Практические упражнения ориентированы на задания по культуре речи материалов ЕГЭ по русскому языку.
Основные формы организации занятий – лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Курс рассчитан на 34 часа, из них 18 часов – лекции,16 - практические занятия. Курс может быть рассчитан и на 17 часов.
  Содержание программы (17ч.)
РАЗДЕЛ I. Русский язык и культура речи
Русский язык в современном мире. Язык и стиль; функционирование языка как основа стилистики.
РАЗДЕЛII. Культура речевого общения.
Фонетические нормы. Произношение звуков и их комбинаций. Колебания в ударении. Правильное ударение и произношение.
Образность речи. Средства словесной образности как стилистические ресурсы речи. Образные сравнения. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Гипербола. Литота. Перифраза.
Новые слова и трудности их употребления. Семантика. Трансформация значений. Заимствования. Изменение сферы употребления слов. Стилистическая окраска слов. Сочетаемость с другими словами. Многозначность. За рамками литературного употребления. Речевая недостаточность. Стилистическое использование синонимии, антонимии, омонимии, многозначности.
Новая фразеология и ее использование. Рождение новой фразеологии. Контаминация фразеологизмов. Использование «крылатых слов». Стилистические ресурсы фразеологии.
Грамматические нормы. Морфологические нормы. Стилистические ресурсы морфологии. Род, число, падеж существительных. Формы прилагательных, числительных. Местоимения. Глагол. Стилистика словообразования. Использование суффиксов. Синтаксические нормы. Стилистические ресурсы синтаксиса. Порядок слов в предложении. Согласование, управление. Причастный, деепричастный оборот. Отглагольное существительное. Однородные члены предложения. ССП. СПП.
РАЗДЕЛ II. Речевой этикет.
Виды речевого этикета. Национальная специфика речевого этикета. Этикет обращения. Этикет знакомства. Визитные карточки. Этикет приветствия. Этикет приглашения, поздравления. Этикет формулы сочувствия, утешения. Этикет выражения благодарности. Этикет замечания, предупреждения. Этикет обращения с просьбой. Этикет согласия,разрешения, отказа. Комплимент как компонент речевого этикета. История обращения людей друг к другу в России.
Тематическое планирование курса (17ч.)
 
№ тема часы Форма занятий результаты
 
РАЗДЕЛ I. Русский язык и культура речи
  1 Русский язык в современном мире 1 Практикум
Выступления обучающихся, защита рефератов. умение самостоятельно работать с разными источниками
2 Что такое культура речи? Литертурная норма. Стилистическая норма. 1 Работа с худ. текстами.) Умение редактировать текст
 
Раздел II. Культура речевого общения
   
 
3 Фонетические нормы
Произношение звуков и их комбинаций. Колебания в ударении. Правильное ударение и произношение.
1

1 Лекция
Практикум
(работа со словарями, выполнение практических упражнений) Умение владеть фонетическими ресурсами русского языка
Умение работать со словарем
4 Образность речи. Образные сравнения, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, перифраза -стилистические ресурсы речи
1+1 Лекция
Практикум (работа с текстом) Совершенство-вать умение находить и распознавать
ИВС
5 Новые слова и трудности их употребления. Семантика. Заимствования. Изменение сферы употребления слов.
---------------------Многозначность слов. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их стилистическое использование .
----------------------Стилистическая окраска слов. Сочетаемость с другими словами. За рамками литературного употребления. Речевая недостаточность.
1
1
1
Лекция
тестирование Закрепление знаний о лексическом составе русского языка.
Умение сравнивать,рас-познавать стилистическую окраску слова,подбирать сочетаемые слова.
6 Новая фразеология и ее использование. Рождение новой фразеологии. Контаминация фразеологизмов. Использование «крылатых слов». Стилистические ресурсы фразеологизмов.
1
1
Лекция с элементами беседы
Практикум
(исследование текстов разных стилей, работа в группах «Аукцион фразеологизмов», сочинение-миниатюра, используя фразеологизмы) Обучение исследователь-ской работе с текстом
7 Трудности грамматики. Морфологические нормы. Род, число, падеж существительных. Формы прилагательных, числительных. Местоимения. Глагол. Стилистика словообразования. Использование суффиксов. 1
1 Лекция
Практикум
(анализ текста художественной литературы, редактирование текста, анализ ошибок школьных сочинений, упражнения повышенной трудности) Редактирование текста,анализ ошибок
8 Синтаксические нормы. Стилистические ресурсы синтаксиса. Порядок слов в предложении. Согласование, управление. Причастный, деепричастный оборот. Отглагольное существительное. Однородные члены предложения. ССП. СПП.
1
1 Лекция
Практикум
(анализ текста художественной литературы, редактирование текста, анализ ошибок школьных сочинений, упражнения повышенной трудности) Редактирование текста,анализ ошибок
РАЗДЕЛ III. Этические нормы речевой культуры. Речевой этикет.
9 Виды речевого этикета 1
1 Лекция
Практикум
(деловая игра «Заседание клуба любителей русского языка»распределение ролей, разыгрывание сценок, выполнение упражнений, анализ текстов различных стилей, устный журнал) Умение вести диалог, анализи-ровать текст разных стилей
всего 17ч теория 8 практика 9 Содержание программы (34ч.)
РАЗДЕЛ I. Русский язык в современном мире.
Русский язык в современном мире. Характеристика понятия «культура речи». Понятие о языковой норме. Язык и стиль; функционирование языка как основа стилистики.
РАЗДЕЛ II. Культура речевого общения.
Фонетические нормы. Произношение звуков и их комбинаций. Колебания в ударении. Стили произношения.
Новые слова и трудности их употребления. Семантика. Заимствования. Изменение сферы употребления слов. Многозначность слов. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Стилистическое использование синонимии, антонимии, омонимии, многозначности. Стилистическая окраска слов. Сочетаемость с другими словами. За рамками литературного употребления. Речевая недостаточность.
Новая фразеология и ее использование. Рождение новой фразеологии. Контаминация фразеологизмов. Использование «крылатых слов». Стилистические ресурсы фразеологизмов.
Грамматические нормы. Морфологические нормы. Стилистические ресурсы морфологии. Род, число, падеж существительных. Формы прилагательных, числительных. Местоимения. Глагол. Стилистика словообразования. Использование суффиксов. Синтаксические нормы. Стилистические ресурсы синтаксиса. Порядок слов в предложении. Согласование, управление. Причастный, деепричастный оборот. Отглагольное существительное. Однородные члены предложения. ССП. СПП.
РАЗДЕЛ III. Этические нормы речевой культуры. Речевой этикет.
Виды речевого этикета. Этикет обращения. Этикет знакомства. Визитные карточки. Этикет приветствия. Этикет приглашения, поздравления. Этикет формулы сочувствия, утешения. Этикет выражения благодарности. Этикет замечания, предупреждения. Этикет обращения с просьбой. Этикет согласия, разрешения, отказа.
Тематическое планирование курса (34ч.)
 
№ тема часы Форма занятий результаты
 
РАЗДЕЛ I. Русский язык и культура речи
  1 Введение. Русский язык и культура речи. 1 Беседа Умение вести диалог 
2 Русский язык в современном мире. Язык и стиль. Функционирование языка как основа стилистики. 2 Практикум
Выступления обучающихся, защита рефератов. умение самостоятельно работать с разными источниками
3 Что такое культура речи?
1 Практикум
(Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся.Умение дать связный ответ на вопрос
4 Что такое литературная норма? 1 Работа с худ. текстами.) Умение редактировать текст
5 Что такое стилистическая норма? 1 Работа с худ. текстами.) Умение редактировать текст
 
Раздел II. Культура речевого общения
   
 
6 Фонетические нормы
Произношение звуков и их комбинаций. Колебания в ударении. Правильное ударение и произношение.
2

2 Лекция
Практикум
(работа со словарями, выполнение практических упражнений) Умение владеть фонетическими ресурсами русского языка
Умение работать со словарем
7 Образность речи. Образные сравнения, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, перифраза -стилистические ресурсы речи.
1+2 Лекция
Практикум (работа с текстом) Совершенство-вать умение находить и распознавать
ИВС
8 Новые слова и трудности их употребления. Семантика. Заимствования. Изменение сферы употребления слов.
---------------------Многозначность слов. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их стилистическое использование.
----------------------Стилистическая окраска слов. Сочетаемость с другими словами. За рамками литературного употребления. Речевая недостаточность.
2
2
2
Лекция
тестирование Закрепление знаний о лексическом составе русского языка.
Умение сравнивать,рас-познавать стилистическую окраску слова,подбирать сочетаемые слова.
9 Новая фразеология и ее использование. Рождение новой фразеологии. Контаминация фразеологизмов. Использование «крылатых слов».Стилистические ресурсы фразеологии.
1
1
Лекция с элементами беседы
Практикум
(исследование текстов разных стилей, работа в группах «Аукцион фразеологизмов», сочинение-миниатюра, используя фразеологизмы) Обучение исследователь-ской работе с текстом
10 Трудности грамматики. Морфологические нормы. Род, число, падеж существительных. Формы прилагательных, числительных. Местоимения. Глагол. Стилистика словообразования. Использование суффиксов. 3
2 Лекция
Практикум
(анализ текста художественной литературы, редактирование текста, анализ ошибок школьных сочинений, упражнения повышенной трудности) Редактирование текста,анализ ошибок
11 Синтаксические нормы. Стилистические ресурсы синтаксиса. Порядок слов в предложении. Согласование, управление. Причастный, деепричастный оборот. Отглагольное существительное. Однородные члены предложения. ССП. СПП.
3
2 Лекция
Практикум
(анализ текста художественной литературы, редактирование текста, анализ ошибок школьных сочинений, упражнения повышенной трудности) Редактирование текста,анализ ошибок
РАЗДЕЛ III. Этические нормы речевой культуры. Речевой этикет.
12 Виды речевого этикета 2
1 Лекция
Практикум
(деловая игра «Заседание клуба любителей русского языка» распределение ролей, разыгрывание сценок, выполнение упражнений, анализ текстов различных стилей, устный журнал) Умение вести диалог, анализировать текст разных стилей
всего 34ч теория 18 практика 16 Используемая литература
Литература для учителя
  1.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.- Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 2002.
2. Гольдин В.Е. Речь и этикет – М., 1983.
3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е изд. – М., 1996.
4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум/ Воеводина Н.С. и др.- М.: Флинта; Наука, 2005.
5. Леонтьева А.А. Язык, речь, речевая деятельность – М., 1969.
6. Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. Проф. В.И. Максимова – М.: Гардарики, 2003.
7. Соколова В.В. Культура речи и культура общения – М., 1995.
Литература для обучающихся1. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» : Речевой этикет в нашем общении – М., 1987.
2. Энциклопедический словарь юного филолога/ Составитель М.В. Панов – М., 1984.
3.Розенталь Д.Э. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. - М.,Махаон,2005 .
 
 
 
Рецензия на программу спецкурса «Стилистика и культура речи»
Программа спецкурса “Стилистика и культура речи” включает материал, не содержащийся в базовой программе по русскому языку, а также содержит знания, вызывающие познавательный интерес обучающихся о стилистическом использовании форм частей речи, лексической сочетаемости слов, стилистических функциях синонимов, антонимов .Открывает простор для их творческого использования.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Отдельные главы позволяют совершить экскурс в историю языка и речевого этикета. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, умений собирать, редактировать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся. Данная программа не создает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует.
Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, публицистической и художественной литературы, умение редактировать текст. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские, проблемные и т.д.) . Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Обучающиеся должны овладеть нормами литературного языка, наиболее целесообразно использовать средства языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.
В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обязательным целеполаганием, основное (тематическое) содержание, планируемые результаты обучения, список литературы.