Публичная лекция по теме Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.

МОУ «Нижнемальцевская СОШ»



Публичная лекция

«Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.»




учителя начальных классов
Зоненберг Татьяны Юрьевны







2015 год



Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.
Обучение наукам способствует развитию
добродетели в людях с хорошими духовными
задатками; в людях, не имеющих таких задатков,
оно ведёт лишь к тому, что они становятся ещё
более глупыми и дурными
Дж. Локк
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о подрастающем поколении. «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», - сказано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В становлении личности ребенка школа играет ведущую роль, ведь она отнимает у каждого большую часть времени как раз тогда, когда происходит процесс формирования всех основ личности характера, ментальности, привычек поведения.
Великий педагог А. Макаренко писал: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.
Воспитать нравственного человека – значит воспитать личность, способную принимать решение в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, перед окружающими людьми, своей страной и человечеством.
Воспитать нравственного человека – сложнейшая задача, но я считаю, что она достижима, если за её реализацию сообща возьмутся родители, учителя, педагоги дополнительного образования, СМИ. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.
Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, особенно в этом помогают уроки чтения, которые являются, по выражению К.Д.Ушинского, упражнениями в нравственном чувстве. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа. Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Воспитывая любовь к малой Родине и формируя гражданскую позицию, мы показываем учащимся связь родного края с Родиной, помогаем уяснить неразрывную связь единства родного края с историей и жизнью нашей страны, помогаем почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций своей малой Родины.
В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников, потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его. Он должен быть не просто педагогом, но и психологом, другом, старшим товарищем.
Своё предназначение, как педагога, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и преумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии личности.
В деле воспитания придерживаюсь следующего правила: «Истинная нравственность растёт из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило – не слова, а практическая деятельность» (В. Белинский). Каждый человек – это уникальное творение. Он неповторим, индивидуален и имеет своё предназначение. Одной из своих педагогических задач считаю помощь в поиске каждым ребёнком своего личного предназначения в жизни.
Как классный руководитель ставлю перед собой задачи по воспитанию нравственных ценностей: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении, создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания нравственных ценностей учащихся. Считаю, что только в комфортных условиях ребёнок может проявить себя, выразить свою индивидуальность и раскрыть свои возможности. Определяющие моего видения воспитания – уважение к личности юного человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в достижении познаний, ненавязчивое ведение в нужном направлении на основе чести и справедливости, терпения и милосердия, долга и патриотизма.
Для меня важнейшим средством воспитания является любовь. «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» - эти слова А. Экзюпери чётко дают понять, что нужно учиться любить самому и учить детей любить то, что нас окружает: дом и улицу, где рос, родителей и друзей, утренний рассвет и вечерний закат, «жалобный стон» улетающих журавлей, запах сосновой смолы и скошенной травы. Только человек любящий, умеющий «видеть сердцем», даже если не будет слышать этого слова, понимать его значение, вырастает патриотом своей Родины.
Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед современными учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Бесспорно, в учительстве прелесть своя,
Детей замечательных всё - таки учим,
От этих ребяток, уверена я,
Тепло и большую отдачу получим.
Галина Станиславская



15