Воспитание духовно – нравственной культуры школьников на уроках географии


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»
Воспитание духовно – нравственной культуры школьников на уроках географии
Подготовила учитель географии и биологии
Жильцова Светлана Михайловна
2015
Воспитание духовно – нравственной культуры школьников на уроках географии

Научись в начале добрым нравам,
а затем мудрости, ибо без первой трудности
трудно научиться последней. Сенека
Проблема духовно-нравственного воспитания занимает приоритетное место в современных концепциях и идеях, связанных с обновлением и развитием отечественного образования. Она еще более актуализируется в связи с переходом общества на путь устойчивого развития, который предполагает совершенствование человеческих качеств, максимальное напряжение нравственной активности людей. Вопросы о решающей роли духовно-нравственного воспитания в формировании и развитии личности осознавались и ставились еще в педагогических работах А.Я. Коменского, Г. Песталлоци, И. Гербарта. Наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский, отмечая, что нравственность составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще.
(2 слайд) Духовно-нравственное развитие и воспитание предполагает: овладение общечеловеческими нормами нравственности; формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения; способность измерять гуманистическими критериями свои собственные поступки и поступки других людей. Нравственное отношение как высшая форма психического отражения социальной среды, включая отношение личности к знаниям, моральным нормам, направлено на накопление личного нравственного опыта. (3 слайд) В связи с этим в новой линии учебных программ и комплектов по географии наиболее усилены: содержание, имеющее духовно-нравственный потенциал и включенное в учебно-воспитательный процесс; теоретическая деятельность личности, оперирующая нравственными знаниями; коммуникативная и практическая деятельность, формирующая личный нравственный опыт в процессе общения и осуществления нравственного выбора в различных сферах жизнедеятельности. В духовно- нравственном воспитании учащихся большое значение имеет личность педагога. Учитель должен быть не только хорошим профессионалом, но и учитывать влияние семьи, социальной сферы и сделать это влияние благоприятным.
Очевидно, что эффективность работы по духовно-нравственному воспитанию во многом определяется наличием в образовательной среде таких объектов и средств обучения, которые имели бы подобный ценностный потенциал формирования духовно-нравственных качеств на основе включения личности в разнообразную деятельность по изучению, оценке и сохранению данных объектов. К подобным объектам относится музейное дело.
(4 слайд) Музей — это важнейший канал обогащения духовно-нравственных аспектов содержания образования. Он представляет собой открытую образовательно- воспитательную систему, отбирает, сохраняет и
экспонирует природное и культурное наследие. Воспроизводя утраченные реликты природы и цивилизации, (5 слайд) музей обеспечивает связь веков, отражает историю эволюционного развития Земли, становится решающим фактором сохранения и обогащения нравственных идеалов, традиций и наследия. Такие духовно- нравственные понятия, как «связь времен», «преемственность», «наследие», «развитие» именно в музее приобретают ту реальность и значимость, которые не возможно достичь в любой другой сфере духовной жизни. В деле духовно-нравственного воспитания музей можно рассматривать как среду, питающую и взращивающую личность на основе синтезирования и трансляции визуальной, вербальной, символической информации; демонстрации образцов духовно нравственной жизнедеятельности; открытого духовно насыщенного диалога и общения. (6 слайд) Среди многообразия музеев краеведческие музеи занимают особое место. Они позволяют в визуальной и вербальной форме представить учащимся информацию о природе, истории и культуре своего народа, хозяйственной деятельности нашей страны и своего края. Эти сведения служат одной из основ мировоззрения, имеют духовно нравственный потенциал. В рамках модернизации образования возрастает проблема повышения мотивации в обучении краеведению, обретения учащимися прочного интереса к познавательной деятельности и глубокой внутренней потребности к самосовершенствованию. Развитие национального самосознания, исторической памяти, экологической культуры личности современного человека во многом зависит от того, насколько он с малых лет погружался в прекрасный и удивительно гармоничный мир родной природы, художественного творчества, культуры своего народа. Этому способствует наличие поселкового краеведческого музея. Убеждена, что именно в школе начинается подготовка высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Духовно-нравственные знания важны потому, что дают представление о последствиях нарушения норм окружающих людей и среды. Чтобы добиться от учащихся глубокого осознания поведения, стараюсь организовать на уроках географии формирование системы эколого-краеведческих знаний и умений, опыта творческой деятельности учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях и проблемах взаимодействия населения и природы. Огромную научно-методическую поддержку оказывает новая линия учебников. «Начальный курс географии» развивает начало географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают навыки использования разнообразных источников географической информации в процессе познания. Исследование своей местности проводится для формирования системы знаний и умений по комплексному исследованию родного края с ориентацией на развитие духовно-нравственной культуры обучающихся, человека — патриота малой родины, гражданской позиции, готовности к качественному улучшению
среды жизни. На уроках географии и краеведения, при постоянном
взаимодействии с краеведческим музеем, воспитывается любовь к родному краю, бережное отношение к окружающей среде, ощущение личной значимости в жизни родного края. Например, в разделе «Развитие географических знаний о Земле» на уроке «Вклад земляков в развитие знаний о Земле» учащиеся посещают музей, где собран материал о нашем земляке, космонавте В.П. Савиных. Изучая Землю из космических далей и наблюдая вблизи красоту вятской природы, он сказал: «…С детства следует учить мыслить экологически, понимать важность экологических знаний, умело их применять на благо Природы. Благородная миссия в этом отводится, конечно же, школе — источнику экологических знаний, центру воспитания духовного человека». На уроках краеведения, изучая тему «Я и мой край», учащиеся знакомятся с экспозициями музея: «История села Нижние Пены», «Моя семья. Ее родословная». Особенно дети любят посещать экспозицию «Старинный быт, культура села Нижние Пены», где собраны старинные предметы быта населения XVII–XVIII вв. В содержании курса географии материков и океанов (7 класс, автор И.В. Душина) в наибольшей степени отражена этнографическая составляющая географии. К числу наиболее актуальных направлений совершенствования курса относится комплексное страноведение, способное в наибольшей мере отразить его этнографическую и гуманистическую составляющие. Этногеографические знания включают сведения о народах мира, об их материальной и духовной культуре, способствуют пониманию особенностей взаимодействия человека и природы, формированию геоэкологического сознания школьников. Изучение данного курса помогает воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры. Но всё познается в сравнении. Если ребенок не знает историю своей страны, своего края, своего народа, ему трудно создать образные представления о народах, странах, материках. Поэтому в 7 классе в качестве дополнительных сведений о природе, культуре населения широко используются музейные материалы, например в изучении раздела «Современный облик планеты Земля» в теме «Человечество — часть географической оболочки. Изменения географической оболочки под воздействием деятельности человека» используется краеведческий материал о последствиях изменения природных комплексов своего поселка. Учитель вместе с учащимися анализируют последствия изменений на территории нашего района под влиянием хозяй ственной деятельности человека за последние 20 лет (До основания комплексов агрохолдинга ООО «Белгранкорм – БЗРК» на территории Ракитянского района находились непроходимые луга и пастбища). Изменился видовой состав леса, где преобладают лиственные породы. При изучении истории своего села школьники наблюдают изменения ПТК, используя не только архивные документы, но и личные фоторепортажи. В темах «Освоение Земли человеком», «Религии мира и культурно-исторические регионы Земли» духовно-нравственное воспитание проводится на примере исследования храма села Нижние Пены. (7 слайд) В августе 2013 года в нашем селе был открыт разрушенный в 30-е годы ХХ века храм Святителя Николая Чудотворца. Но у новой деревянной церкви уже существовала давняя и забытая людьми история. Церковь была построена в 1867 году и была деревянной. В 1896 г. в нашем селе при храме была открыта церковно-приходская школы с 3 классами обучения. В 1929 году церковь закрыли. За годы советской власти храм был закрыт и разграблен. В 2012 году начались реставрационные работы по восстановлению храма, а вернее построен
деревянный храм в традициях русского деревянного зодчества. 3 августа 2013 состоялось освящение отреставрированного Свято-Никольского храма.
Школьники составляют план местности с последующим описанием культовых
сооружений. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является православие, законы которого учат жить в любви с миром и самим собой. В 8–10 классах на уроках географии проводятся беседы о толерантности и уважении к другим религиям и вероисповеданиям народов разных этнических групп. На уроках обсуждаем проблемные ситуации. Так, при изучении темы «Народы России» в 8 классе предлагаю учащимся тему для обсуждения «Россия для русских?». В результате обсуждения проблемы учащиеся приходят к выводу, что Россия — это многонациональная страна. И ее культура — это совокупность всех национальных меньшинств. Следовательно, многонациональные конфликты должны быть ликвидированы, необходимо проявлять терпимость к людям других национальностей. Предлагаю ученикам выступления в форме докладов, защиты проектов. Для того, чтобы дети любили свою малую родину и задумались над ее проблемами, предлагаю разнообразные темы проектов: «Вводить ли православие в школе? Моя точка зрения». В связи с этим практика реализации духовно-нравственного воспитания учащихся средствами краеведческого музея может быть многоплановой. Так, духовно-нравственный аспект краеведческого содержания представлен рядом музейных экспозиций, которые постоянно сменяются. Во внеклассной работе это направление находит свое логическое продолжение в исследовании истории своей семьи, школы, села, района, области.(8 слайд) Основными формами внеклассной работы на базе школы краеведческого музея являются экскурсии, беседы, организация учебных исследований, разработка проектов, походы и экспедиции, встречи с интересными людьми. (9 слайд) В центре внимания исследование тем: «История моей семьи» (рассказ о происхождении моей семьи), «История моей школы», «Наследники ратного подвига» (школа и ее вклад в Великую Отечественную войну), «История моего села» (происхождение с. Нижние Пены), «Моё село в годы Великой Отечественной войны», «Труженики тыла» (о земляках, внесших вклад в Великую Победу на фронтах войны и в тылу). Интересно проходят уроки мужества, например на темы «Как воевали наши деды» (рассказ об участии наших земляков в великих сражениях России), воины-интернационалисты».
Духовная культура школьной среды подразумевает наличие в школьном коллективе постоянного и напряженного усилия по осознанию вечных проблем человеческой жизни. Выполнению этой цели способствуют не только уроки истории, географии, но и продуманная внеурочная деятельность в школе. Это предметные недели, связанные с различной тематикой Белгородчины, например «Топонимы Ракитянского района», «Что скрывается под этими названиями?», участие в районных олимпиадах, областном конкурсе «Мой край в судьбе страны». (10 слайд) Ежегодно в школе проводится неделя естественно- географических наук, КВН и викторины по краеведению, общественно- географическая деятельность. Создана экологическая тропа, на которой проводятся
экскурсии по изучению компонентов природы родного края (по географии и биологии).