Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Словарно – орфографическая работа на уроках
русского языка в начальной школе.

Слова с непроверяемым написанием изучаются в каждом классе начальной школы.
Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся являются ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе.
Чтобы эта работа была интересной для детей и давала нужные результаты, стараюсь использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный материал.
Использую на уроках следующие виды работ:
Загадки на темы: «Учебные вещи», «Птицы», «Животные», «Одежда», «Растения», «Посуда», и др.
Кто заливисто поет
О том что солнышко встает? (Петух)
Говорят, они воришки,
Эти серые малышки.
И шумливы, и драчливы,
Все щебечут:
- Чьи вы? Чьи вы? (Воробей)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Когда приходим в свой мы класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний открывая нам дорогу. (Учитель)
Как сказать одним словом?
Крупный населенный пункт, в котором есть фабрики и заводы (город)
Главный город в стране (столица)
Жители страны (народ)
Ребята, которые учатся в школе (ученики)
Плод, который созревает на яблоне (яблоко)
Вставь букву.
Девчка, пнал, лпата, рбота, хршо, врбей, мдведь, горд, млко и т.д.
Исправь ошибку.
а) Сабака, малоко, солют, актябрь, весела, иний, карова, лапата.
б) Езык, Сорока, солазки, польто, сопаги, работа, горот, варабей, учитель, сорак.
в) Пинал, Ворона, заиц, пасуда, скора, весила, быстра, руский, питух, дарога, мароз.
«Собери слоги»
ро, ка, со (сорока)
ка, ба, со (собака)
ва, ко, ро (корова)
су, да, по (посуда)
Устное упражнение с использованием карточек.
Показываются карточки, на которых написаны слова с непроверяемой гласной в корне (буква пропущена). Учащиеся показывают карточку с этой буквой.
Картинный диктант.
Учитель показывает рисунки, учащиеся записывают слова:
пенал, карандаш, собака, обезьяна, воробьи, соловьи, ульи, листья, колосья, перья, платья, стулья.
Дополните в каждую строчку слово и напишите предложение.
На грядках краснеют спелые (помидоры)
Наливаются соком крупные качаны (капусты)
Лопаются стручки спелого (гороха)
Догадайся» или «Сквозная буква»

а) М О мороз
М О молоко
М О молоток

И Ц А улица
И Ц А лисица
И Ц А ученица

б) I вариант IIвариант

А О
А О
А О
А О

- Подберите из словаря для справок слова, количество букв которых соответствует количеству клеточек. Обозначьте ударение в словах.

Практикую на уроках этимологический анализ слов. Осознание происхождения слова требует от учащихся определенных языковых умений поэтому этимологический материал используется выборочно и там, где он вполне доступен пониманию учащихся. Ознакомление детей с этимологией слов способствует слов запоминанию орфографически-правильного его написания.
Вот несколько примеров этимологии (происхождения) слов:
а) Ветер. Образовано от той же основы, что и веять. Первоначально было названием бога ветров.
б) Девочка. Уменьшительная от слова дева.
в) Дежурный. Произошло от французского выражения дё жур – «относящийся к сегодняшнему дню», «на дежурстве».
г) Карандаш. Слово пришло из тюркского языка, где кара – «черный», дашь – «камень»
д) Коньки. Уменьшительное от слова конь.
е) Лопата. В старину слова лопа означало «лист». Широкая лопата похожа на лист. Лопата буквально – «широкая как лист».
ж) Медведь. Произошло от сложения слов – мед и еда. Буквально – «тот, кто ест мед».
з) Одежда. Произошло от слова деть, имевшего в старину значения «класть, ставить». Изначально в русском языке было слово одёжа, которая превратилось в одежду.
и) Пальто. Слово заимствовано из французского языка. Во французский попало из латинского. Латинское парра – «верхнее платье».

Такие виды работ дают положительные результаты: у младших школьников формируется навык написания слов, обогащается словарный запас, воспитывается внимание к слову, интерес к овладению богатствами русского языка.



Бондарева Т. В.
учитель начальных классов
Из опыта работы