Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка. Тема самообразования.


Краснодарский край, Апшеронский район, п. Мезмай
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 27
ПАПКА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя начальных классов
_____Макало Натальи Сергеевны___
20_15__-20__16_ учебный год
Содержание.
1. Тема самообразования, цель, задачи.
2. План работы по самообразованию.
3. Отчёт по теме самообразования.
4. Результаты деятельности.
Программа самообразования
Тема: Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка
Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога.
Задачи программы:
- приобретение учителем новых педагогических знаний;
- изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;
- изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;
- дальнейшее внедрение в практику научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий;
- обобщение и распространение своего педагогического опыта.
2. Обоснование программы.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является – научить ребёнка писать эти слова без ошибок.
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе.
Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический анализ.
Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка.
Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов.
3. Цель и задачи программы.
Цель исследования – разработать и экспериментально проверить систему упражнений для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа
Задачи исследования:
рассмотреть понятия словарно-орфографической работы, этимологии и этимологического анализа;
описать приёмы проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах;
теоретически обосновать возможность и необходимость проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа;
разработать систему словарно-орфографической работы в начальной школе на основе этимологического анализа с учётом возрастных особенностей младших школьников;
экспериментально проверить эффективность разработанных упражнений
Предполагаемый результат:
Система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся. Этимологический анализ способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.
Форма отчета по проделанной работе:
выступление на заседаниях ШМО и педсовете.
План работы по самообразованию
Этапы Содержание работы Сроки
1. Диагностический 1. Анализ затруднений: как формировать ИКТ-компетентность ученика?
2. Постановка проблемы.
3. Изучение литературы, интернет - возможностей, имеющегося опыта по проблеме. 2013
2. Прогностический 1. Определение цели и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов: участие с детьми в конкурсах и проектах. 2013-2014
3. Практический 1. Система мер, направленных на решение проблемы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
4. Корректировка работы. Весь год
4. Обобщающий 1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы по теме самообразования.
3. Представление материалов. В конце года
5. Внедренческий 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение. В ходе дальнейшей педагогической деятельности
 
Отчёт по теме самообразования
Методы и приемы работы над словарными словами
Метод языкового анализа
Приемы:
Звуко-буквенный анализ
Фонетический разбор
Орфографическое комментирование
Устное проговаривание
Метод-зрительного запоминания
Приемы:
Списывание с различными заданиями
Выделение орфограмм цветом
Подчеркивания их в тетради
Повторное письмо слов
Метод – игры
Приемы:
Кроссворды
Ребусы
Отгадывание загадок
Метод – мнемотехники
Приемы:
1. Заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;2. Яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;3.  Образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

4.Результаты деятельности.
Диаграмма: Словарный диктант в 1 классе 2013-2014г

Диаграмма: Словарная работа 2 класс 2014-2015г

Диаграмма: Словарная работа 3 класс 2015-2016г