Рабочая программа по производственному модулю ПМ 04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Кочковский межрайонный аграрный лицей»
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.


2015г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства.
Организация-разработчик: ГБПОУ НСО «Кочковский межрайонный аграрный лицей»
Разработчики:
Вакулин С.В. - препоаватель;
Овсянников А.Д. – преподаватель;
Филиппов М.И. - мастер п/о;
Эрендраут А.Ю. - мастер п/о;
Панин Е.Н. - мастер п/о.
СОДЕРЖАНИЕ
1. пояснительная записка
4
2. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5-7
3.  результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
8
4.  СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание
професcионального МОДУЛЯ 9-35
5.  условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ 36-39
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
40-42

1. Пояснительная записка
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства, положения об итоговой аттестации, положение о промежуточной аттестации,
МДК 04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В,С» входит в профессиональный модуль «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров». На изучение междисциплинарного курса отводится 322 часа обязательной аудиторной учебной нагрузки.
Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями в журналах теоретического обучения. Продолжительность учебного часа теоретических занятий -1 академический час (45 минут), а при обучении вождению – 1 астрономический час (60 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.
Индивидуальное обучение вождению проводится вне сетки учебного процесса (т.е. в дни теоретического обучения) мастером производственного обучения с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на учебном транспортном средстве). Количество часов- 72 часа на каждого обучающегося в группе. Занятия проводятся на автодроме лицея и по дорогам района, согласно маршрутных карт.
На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, документ на право обучения вождению транспортного средства категорий «В,С».
Занятия по предмету «Оказание медицинской помощи» проводятся медицинским работником с высшим или средним профессиональным образованием медицинского профиля.
Зачет проводится по междисциплинарному курсу «Теоретическая подготовка водителей автомобиля категории «В,С».
Итоговой аттестацией по профессиональному модулю «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров» является экзамен с использованием экзаменационных билетов.
2. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ И ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ
Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО:
35.01.11 МАСТЕР сельскохозяйственного производства;
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ И ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1.Управлять автомобилями категорий «В,С».
ПК 3.2.Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 3.3.Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 3.4.Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 3.5.Работать с документацией установленной формы.
ПК 3.6.Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке, в программах повышения квалификации и переподготовки при освоении профессии рабочего в рамках специальности СПО:
110401 Агрономия
110809 Механизация сельского хозяйства
110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
управления автомобилями категорий «В,С».
уметь:
соблюдать правила дорожного движения;
безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;
уверенно действовать в нештатных ситуациях;
управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;
заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;
устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
соблюдать режим труда и отдыха;
обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов;
получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
соблюдать требования по транспортировке пострадавших;
использовать средства пожаротушения;
знать:
основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;
правила эксплуатации транспортных средств;
правила перевозки грузов и пассажиров;
виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств, проведение погрузочно-разгрузочных работ;
порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение; приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию; правила обращения с эксплуатационными материалами;
требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
основы безопасного управления транспортными средствами;
порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;
порядок действий водителя в нештатных ситуациях;
комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;
приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП;
правила применения средств пожаротушения
Рекомендуемое количество часов на освоение программ профессионального модуля:
всего - 860 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 464 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 322 часа;
самостоятельной работы обучающегося –142 часа;
практики – 396 часов, включая:
учебной практики – 108 часов;
производственной практики – 288 часов.
3. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Транспортировка грузов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 3.1 Управлять автомобилями категории «В,С».
ПК 3.2 Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 3.3 Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 3.4 Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 3.5 Работать с документацией установленной формы
ПК 3.6 Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно –коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1 Объем профессионального модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 464
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 322
в том числе: теоретических занятий 160
практических занятий 162
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 142
Итоговая аттестация в форме экзамена
4.2. Тематический план профессионального модуля «Транспортировка грузов»
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (максимальная нагрузка) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегося, часов Учебная,часов Производственная,часов
Всего,часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, ч1 2 3 4 5 6 7 8
ПК 3.1
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения. 179 106 58 73 - -
ПК 3.2; ПК 3.3; ПК 3.5; ПК 3.6 Раздел 2. Психофизиологические основы деятельности водителя. 18 12 4 6 ПК 3.2; ПК 3.3; ПК 3.4 Раздел 3. Основы безопасного  управления транспортным средством. 48 34 16 14 - -
ПК 3.1; ПК 3.2; ПК 3.5 Раздел 4. Основы организации перевозок. 11 8 4 3 - -
ПК 3.6 Раздел 5. Оказание медицинской помощи. 32 24 16 8 - -
ПК 3.3; ПК 3.4 Раздел 6. Устройство и техническое обслуживание  транспортных средств. 176 138 64 38 - -
Всего: 464 322 162 142 108 288
4.3. Содержание  обучения  по  профессиональному  модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект). Объем
часов Уровень
освоения
1 2 3 4
МДК 04. 01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В,С» 160/162/142 Раздел 1 ПМ 04.
Основы законодательства в сфере дорожного движения 106 Правила дорожного движения (ПДД ). 92 Тема. 1.1 Введение. Общие положения. Основные понятия и термины. Содержание учебного материала: 2 Закон о безопасности дорожного движения. Кодекс об административных правонарушениях. Закон об охране окружающей среды. Уголовный кодекс, Гражданский кодекс.
Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины. Обязанности участников дорожного движения. 1
Самостоятельная работа: 1 Обязанности пешеходов. Тема 1.2 Обязанности водителей. Содержание учебного материала: 2 Общие обязанности водителей. Действия водителя при ДТП. 1
Самостоятельная работа: 1 Обязанности пассажиров. Решение комплексных задач (1 вопросы билетов). Тема 1.3 Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Содержание учебного материала: 2 Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Назначение. Место установки знаков. 1
Самостоятельная работа: 1 Требования к расстановке знаков. Решение комплексных задач по теме 1.3. Тема 1.4 Запрещающие знаки.
Содержание учебного материала: 2 Запрещающие знаки. Назначение. Название и место установки каждого знака. Зона действия знаков. Исключения. 1
Самостоятельная работа: 1 Требования к расстановке знаков. Решение комплексных задач по теме 1.4. Тема 1.5 Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. Содержание учебного материала: 2 Предписывающие знаки. Назначение. Название и место установки каждого знака. Зона действия знаков. Исключения. Знаки особых предписаний. Назначение, название и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков. 1
Самостоятельная работа: 1 Требования к расстановке знаков. Решение комплексных задач по теме 1.5. Тема 1.6 Информационные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации (таблички).
Содержание учебного материала: 2 Информационные знаки. Знаки сервиса. Назначение, название и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков. Знаки дополнительной информации (таблички). Особенности знаков. Применение знаков. Действие знаков. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков. 1
Практические занятия: 8 Решение комплексных задач по теме «Дорожные знаки». Разбор дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. 2
Самостоятельная работа: 6 Требования к расстановке знаков. Решение комплексных задач (1-4 вопросы билетов). Повторение тем 1.3-1.6. Тема 1.7 Дорожная разметка и её  характеристика. Содержание учебного материала: 2 Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки. Горизонтальная, вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида разметки. 1
Практические занятия: 2 Решение задач по теме «Дорожная разметка». Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. 2
Самостоятельная работа: 4 Дорожная разметка. Решение комплексных задач (1-6 вопросы билетов). Тема 1.8 Применение специальных сигналов, аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.
Содержание учебного материала: 2 Порядок движения. Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов. 1
Практические занятия: 2 Решение задач по теме 1.11 Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. 2
Самостоятельная работа: 2 Повторение материала темы 1.11. Конспектирование П.7 Правил. Решение комплексных задач (5 вопросы билетов). Тема 1.9 Сигналы светофора и регулировщика.
Содержание учебного материала: 2 Регулирование дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Ознакомление с действиями водителя Т.С. в конкретных дорожных условиях. 1
Практические занятия: 4 Решение комплексных задач по теме 1.9.
Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами светофоров. 2
Самостоятельная работа: 4 Решение задач по теме 1.9. Повторение темы 1.9. Нарисовать схему движения ТС и пешеходов при различных сигналах регулировщика Тема 1.10  Начало движения, маневрирование.
Содержание учебного материала: 4 Начало движения, маневрирование. Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием. 1
Практические занятия: 4 Решение комплексных задач по теме 1.10.
Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. 2
Самостоятельная работа: 3 Начало движения, маневрирование. Решение комплексных задач (1-9 вопросы билетов). Тема 1.11 Расположение ТС на проезжей части. Скорость движения.
Содержание учебного материала: 2 Расположение ТС на проезжей части. Порядок движения. Скорость движения. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. 1
Практические занятия: 4 Решение комплексных задач по темам 1.1.-1.11.
Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. 2
Самостоятельная работа: 3 Решение комплексных задач (1-10 вопросы билетов). Повторение материала темы 1.11. Тема 1.12 Обгон, опережение, встречный разъезд.
Содержание учебного материала: 2 Обгон, опережение, встречный разъезд. Порядок выполнения обгона. 1
Практические занятия: 4 Решение комплексных задач по теме 1.12.
Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. 2
Самостоятельная работа: 3 Решение комплексных задач (1-11 вопросы билетов). Конспектирование темы 1.12. Тема 1.13 Остановка и стоянка.
Содержание учебного материала: 2 Остановка и стоянка. Способы постановки ТС на стоянку. 1
Практические занятия: 4 Решение комплексных задач по теме 1.13.
Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. 2
Самостоятельная работа: 3 Решение комплексных задач (1-12 вопросы билетов). Конспектирование: «Места, где запрещена остановка». Тема 1.14 Проезд перекрестков. Содержание учебного материала: 2 Проезд перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Нерегулируемые перекрестки. Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и знаков приоритета. 1
Практические занятия: 6 2
Решение комплексных задач по теме «Проезд перекрестков».
Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. Выработка навыков проезда различных перекрестков. Самостоятельная работа: 6 Проезд перекрестков. Решение комплексных задач (1-15 вопросы билетов). Тема 1.15 Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных Т.С. Проезд железнодорожных переездов. Особые условия движения.
Содержание учебного материала: 2 Пешеходные переходы и остановки маршрутных ТС. Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных ТС. Железнодорожные переезды. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде. Опасные последствия нарушения правил проезда железнодорожных переездов. Особые условия движения. Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных ТС. 1
Практические занятия: 4 Решение комплексных задач по теме 1.15. Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. 2
Самостоятельная работа: 7 Опасные последствия нарушения правил проезда железнодорожных переездов. (доклад). Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных ТС (доклад). Решение комплексных задач (1-17 вопросы билетов). Тема 1.16 Правила пользования  внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Содержание учебного материала: 2 Правила пользования  внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. 1
Практические занятия: 2 Решение комплексных задач по теме 1.16.
Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. Выработка навыков пользования внешними световыми приборами. 2
Самостоятельная работа: 3 Повторение темы 1.16. Конспектирование. Решение комплексных задач (1-17 вопросы билетов). Тема 1.17 Буксировка механических ТС. Перевозка людей и грузов
Содержание учебного материала: 2 Виды сцепок. Правила буксировки. Перевозка людей. Требования к перевозке людей в грузовом автомобиле. Опасные последствия несоблюдения правил перевозки людей. Перевозка грузов. Правила размещения и закрепления груза на ТС. 1
Практические занятия: 4 Выработка навыков поведения водителя при буксировке ТС. Решение комплексных задач по теме 1.17. Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. 2
Самостоятельная работа: 6 2
Решение комплексных задач (1-17 вопросы билетов). Изучение П.21 Правил «Учебная езда». Повторение темы 1.17. Тема 1.18 Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных. Государственные регистрационные, опознавательные знаки, надписи и обозначения. Содержание учебного материала: 2 Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных. Особенности движения. Государственные регистрационные, опознавательные знаки, надписи и обозначения. Требования к оборудованию Т.С. государственными регистрационными знаками и обозначениями. 1
Практические занятия: 2 Решение комплексных задач по теме 1.18. Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. 2
Самостоятельная работа: 4 Решение комплексных задач (1-18 вопросы билетов). Повторение теме 1.18. Тема 1.19 Основные положения по допуску ТС к эксплуатации. Перечень неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатация ТС Содержание учебного материала: 2 Основные положения по допуску ТС к эксплуатации. Обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей и условий при которых запрещается эксплуатация ТС 1
Практические занятия: 2 Решение комплексных задач по теме 1.19.
Изучение неисправностей с использованием технических средств обучения, макетов, стендов. 2
Самостоятельная работа: 5 2
Решение комплексных задач (1-19 вопросы билетов). Повторение материала темы 1.19. Нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере дорожного движения. 12 Тема 1.20 Административное право. Уголовное право. Содержание учебного материала: 2 Административное право. Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность. Административные наказания. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Уголовное право. Понятие об уголовной ответственности. Состав преступления. Виды наказаний. Преступления против жизни и здоровья. Условия наступления уголовной ответственности. 1
Самостоятельная работа: 2 Решение комплексных задач (1-19 вопросы билетов). Повторение темы 1.20. Тема 1.21 Гражданское право. Правовые основы охраны окружающей среды. Содержание учебного материала: 2 Гражданское право. Понятие о гражданской ответственности. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба. Налог с владельца Т.С. Правовые основы охраны окружающей среды. Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Ответственность за нарушение законодательства об охране природы. 1
Практические занятия: 2 Решение комплексных задач по темам 1.20-1.21. Разбор ситуаций. 2
Самостоятельная работа: 3 Решение комплексных задач (1-19 вопросы билетов). Повторение тем 1.20-1.21. Тема 1.22 Закон об ОСАГО.
Содержание учебного материала: 2 Закон об ОСАГО. Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности».
Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы. 1
Практические занятия: 4
Решение комплексных задач по теме 1.22. Разбор типичных ситуаций. Заполнение бланка извещения о ДТП. 2
Самостоятельная работа: 3 Решение комплексных задач (1-20 вопросы билетов). Подготовка к дифференцированному зачету. Дифференцированный зачет.   Проверка знаний по разделу 1. 2 Раздел 2. Психофизиологические основы деятельности водителя 12 Тема 2.1 Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки Содержание учебного материала: 2 Понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции, диагностика индивидуальных особенностей. 1
Самостоятельная работа: 1 Исследование обучающимися своих познавательных функций, систем восприятия и психомоторных навыков. Тема 2.2 Этические основы деятельности водителя Содержание учебного материала: 2 Цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки. 1
Самостоятельная работа: 1 Повторение материала темы 2.2 с помощью литературных источников, интернета. Тема 2.3 Основы эффективного общения Содержание учебного материала: 2 Понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные «эффекты» в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения. 1
Самостоятельная работа: 1 Виды общения. Написать доклад. Тема 2.4 Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов Содержание учебного материала: 2 Эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем. 1
Самостоятельная работа: 1 Изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя (доклад). Тема 2.5 Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум) Практические занятия: 4 Приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта. Психологический практикум. 2
Самостоятельная работа: 2 Повторение материала с помощью литературных источников, интернета. Раздел 3. Основы безопасного управления транспортным средством 34 Тема 3.1 Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления Т.С. Содержание учебного материала: 2 Планирование поездки в зависимостей от целей и дорожных условий. Влияние целей поездки на безопасность управления. Влияние дорожных условий на безопасность движения. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления Т.С.Три основных зоны осмотра дороги впереди. Особенности наблюдения за обстановкой  в населенных пунктах  и при движении по загородным дорогам. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков. Ситуационный анализ дорожной обстановки. 1
Самостоятельная работа: 1 Составить примерный план поездки в зависимости от целей и дорожных условий. Тема 3.2 Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг Т.С. при разных скоростях движения.
Содержание учебного материала: 2 Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг Т.С. при разных скоростях движения. Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. Формирование безопасного пространства вокруг Т.С. в различных условиях движения. 1
Практические занятия: 2 Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов, тренажеров. Решение комплексных задач по темам 3.1-3.2. 2
Самостоятельная работа: 1 Повторение и конспектирование материала темы 3.2. Тема 3.3 Действия водителя при управлении Т.С. Управление Т.С. в ограниченном пространстве.
Содержание учебного материала: 2 Действия водителя при управлении Т.С. Силы, действующие на Т.С. Сцепление колёс с дорогой. Управление Т.С. в ограниченном пространстве 1
Практические занятия: 2 Выработка навыков правильной посадки в Т.С., пользования органами управления, техники руления. Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов, тренажеров. 2
Самостоятельная работа: 2 Силы, действующие на транспортное средство при движении. Презентация. Тема 3.4 Управление Т.С. на перекрестках и пешеходных переходах.
Содержание учебного материала: 2 Расположение Т.С. на перекрестке. Управление Т.С. на перекрестках. Управление Т.С. на пешеходных переходах. 1
Практические занятия: 2 Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов, тренажеров. Решение комплексных задач по темам 3.3-3.4. 2
Самостоятельная работа: 1 Решение комплексных задач по темам 3.1-3.4, повторение материала, конспектирование. Тема 3.5 Управление Т.С. в транспортном потоке, в условиях ограниченной видимости и в темное время суток
Содержание учебного материала: 2 Управление Т.С. в транспортном потоке. Управление Т.С. в условиях ограниченной видимости. Управление Т.С. в темное время суток. 1
Практические занятия: 2 Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов, тренажеров. Решение комплексных задач по теме 3.5. 2
Самостоятельная работа: 1 Управление автомобилем в транспортном потоке. Написать доклад. Тема 3.6 Управление Т.С. при буксировке. Управление Т.С. в сложных и особых дорожных условиях.
Содержание учебного материала: 2 Виды сцепок. Управление Т.С. при буксировке. Управление Т.С. в сложных дорожных условиях. Управление Т.С. в особых условиях. 1
Практические занятия: 4 Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов, тренажеров. Решение комплексных задач по теме 3.6. 2
Самостоятельная работа: 3 Буксировка ТС в сложных дорожных условиях. Написать доклад. Повторение материала темы 3.6, конспектирование. Понятие о системе «водитель – автомобиль – дорога – среда». Реферат. Тема 3.7 Действие водителя в штатных и нештатных ситуациях.
Содержание учебного материала: 2 Действия водителя в штатных ситуациях. Действие водителя в нештатных ситуациях. Условия потери устойчивости Т.С. при разгоне, торможении и повороте. Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Действие водителя при отказе рабочего тормоза. 1
Практические занятия: 2 Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов, тренажеров. Решение комплексных задач по теме 3.7. 2
Самостоятельная работа: 1 Конспектирование темы 3.7. Тема 3.8 Классификация ДТП. Механизм возникновения ДТП. Содержание учебного материала: 2 Понятие ДТП. Классификация ДТП. Механизм возникновения ДТП 1
Самостоятельная работа: 1 Классификация дорожно-транспортных происшествий. Написать доклад. Тема 3.9 Основные элементы дороги. Опасные участки автомобильных дорог. Пользование зимними и грунтовыми дорогами.
Содержание учебного материала: 2 Проезжая часть, обочина, тротуар. Опасные участки автомобильных дорог. Пользование зимними дорогами. Пользование грунтовыми дорогами. 1
Практические занятия: 2 Разбор типичных ДТС с использованием технических средств обучения, макетов, стендов, тренажеров. Решение комплексных задач по темам 3.8-3.9. 2
Самостоятельная работа: 3 Влияние дорожных условий на безопасность движения. Написать доклад Проходимость автомобиля. Презентация. Решение тематических задач по разделу 3. Раздел 4. Основы организации перевозок. 8 Тема 4.1 Основные показатели работы подвижного состава. Организация перевозок грузов и пассажиров. Содержание учебного материала: 2 Основные показатели работы подвижного состава. Технико-эксплуатационные показатели работы грузовых автомобилей. Экономическая эффективность автомобильных перевозок. Организация перевозок грузов и пассажиров. Централизованные перевозки грузов. Организация перевозок различных видов грузов. Перевозка пассажиров в грузовых автомобилях. Междугородные перевозки. 1
Самостоятельная работа: 1 Повторение материала темы 4.1. Конспектирование. Тема 4.2 Диспетчерское руководство работой подвижного состава. Режим труда и отдыха водителей. Охрана труда водителей. Содержание учебного материала: 2 Диспетчерское руководство работой подвижного состава.
Диспетчерская система руководства перевозками. Оформление и сдача путевых листов и товарно-транспортных документов при возвращении с линии. Обработка путевых листов. Режим труда и отдыха водителей. Основные положения законодательства о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий. Нормальная продолжительность рабочего времени. Порядок оплаты. Охрана труда водителей. Основные положения законов о труде. Противопожарное оборудование и правила пользования им. Правила тушения пожаров на стоянке и в пути и меры по их предупреждению. 1
Практические занятия: 4 Заполнение путевых листов и товарно-транспортных документов. 2
Самостоятельная работа: 2 Виды перевозок. Составить классификацию перевозок. Раздел 5. Оказание первой медицинской помощи. 24 Тема 5.1 Основы анатомии физиологии человека. Содержание учебного материала: 1 1
Основные представления о системах организма и их функционировании; сердечно – сосудистая система, нервная система, опорно- двигательная система. Простейшие признаки, позволяющие определить их состояние: частота пульса и дыхания, реакция зрачков, степень утраты сознания, цвет слизистых и кожных покровов. Тема 5.2 Структуры дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики. Содержание учебного материала: 1 1
Характеристика транспортных средств, приспособления, предохраняющие от травм при ДТП. Статистика повреждений при ДТП, их локализация и степень тяжести. Влияние фактора времени при оказании медицинской помощи пострадавшим. Повреждение, характерные для лобового столкновения, удара в бок, резкого торможения, переворачивания. Повреждения при ударе о рулевое колесо. Типичные повреждения при наезде на пешехода. Достоверные и вероятные признаки перелома, черепно – мозговой травмы, повреждения позвоночника, таза, открытого пневмоторакса. Тема 5.3 Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях. Содержание учебного материала: 2 1
Определение понятий: предагональное состояние, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Их признаки. Содержание реанимационных мероприятий при оказании первой медицинской помощи и критерии её эффективности. Шок. Виды шока – травматический, геморрагический, ожоговый, кардиогенный, аллергический. Клинические проявления шока. Комплекс противошоковых мероприятий при оказании первой медицинской помощи. Острая дыхательная недостаточность. Причины, клинические признаки, способы снижения степени дыхательной недостаточности при оказании первой мед.помощи. Классификация повреждений грудной клетки. Асфиксия. Синдром утраты сознания. Кома. Причины. Способы профилактики асфиксии при утрате сознания. Особенности угрожающих жизни состояний у детей, стариков, беременных женщин. Тема 5.4 Психические реакции при авариях. Острые психозы. Особенности оказания помощи пострадавшем в состояние неадекватности. Содержание учебного материала: 1 1
Психотические и нервотические расстройства, их характеристики и частота возникновения. Аффективно – шоковые реакции, психомоторные возбуждения, истерические психозы, психогенный ступор. Особенности оказания медицинской помощи не полностью адекватным пострадавшем, как с психогенными реакциями, так и находящимся в состояние алкогольного или наркотического опьянение. Тема 5.5 Термические поражения. Содержание учебного материала: 1 1
Термические ожоги. Клинические признаки, определения степени тяжести ожогового поражения, особенности наложения повязок, проведения иммобилизации при ожогах. Особенности оказания первой мед. помощи пострадавшим с ожогами глаз .верхних дыхательных путей. Тепловой удар. Принципы оказания первой мед. помощи. Холодовая травма. Отморожения, переохлаждение. Способы согревания при холодовой травме. Тема 5.6 Организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при ДТП. Содержание учебного материала: 1 1
Основы действующего законодательства(административное и уголовное право) относительно оказания или неоказания помощи пострадавшим. Обязанности водителя автотранспорта, медицинского работника, административных служб при ДТП, повлекших за собой человеческие жертвы. Тема 5.7 Острые, угрожающие жизни терапевтические состояния. Содержание учебного материала: 1 1
Диабетическая кома. Острая сердечно – сосудистая недостаточность. Гипертонический криз. Эпилептический припадок. Астматический статус. Отравления. Клинические признаки, способы оказания первой мед. помощи. Самостоятельная работа: 2 3
Первая медицинская помощь при отравлениях. Тема 5.8 Проведение сердечно – легочной реанимации, устранение асфиксии при оказании первой мед. помощи пострадавшим при ДТП. Содержание учебного материала: 1
Оценка тяжести состояния пострадавшего и определение показаний к проведению сердечно – легочной реанимации.Восстановление функций внешнего дыхания. Очищение ротовой полости тампоном, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей. Провидение искусственного дыхания «изо рта в рот». Техника закрытого массажа сердца. Особенности провидения сердечно – легочной реанимации одним или двумя спасателями. Особенности провидения сердечно – легочной реанимации пострадавшим с повреждениями лица, открытыми повреждениями грудной клетки. Особенности проведения сердечно – легочной реанимации детям. Устранение механической асфиксии у детей. Практические занятия: 3 1
Понятие клинической смерти и реанимации. Тема 5.9 Остановка наружного кровотечения. Содержание учебного материала: 1
Виды кровотечений. Признаки артериального, венозного кровотечения. Приемы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии; наложение жгута-закрутки и резинового жгута; максимальное сгибание конечности; тампонирование раны, наложение давящей повязки. Приемы гемостаза при кровотечении с полости рта, из ушей, из носа. Первая мед. помощь при кровавой рвоте ,подозрении на внутреннее кровотечение. Практические занятия: 3 1
Техника временной остановки кровотечения. Самостоятельная работа: 2 3
Первая медицинская помощь при ранах и кровотечениях. Тема 5.10 Транспортная иммобилизация. Содержание учебного материала: 1
Общие принципы транспортной иммобилизации. Иммобилизация подручными средствами(импровизированные шины). Наложение бинтовых фиксирующих повязок. Использование транспортных шин. Правила наложения транспортной иммобилизации, типичные ошибки и осложнения. Особенности иммобилизации при повреждениях таза, позвоночника, головы, грудной клетки. Практические занятия: 3 2
Транспортная иммобилизация. Самостоятельная работа: 2 3
Транспортировка пострадавшего. Тема 5.11 Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины; их транспортировка, погрузка в транспорт. Содержание учебного материала: 1
Приемы открывания заклиненных дверей машины, извлечения пострадавших через разбитое стекло. Особенности извлечения пострадавших с длительно придавленными конечностями. Приемы переноски на импровизированных носилках, на руках, на плечах, на спине. Техника укладывания пострадавших на носилки. Особенности извлечения и перекладывания пострадавших с подозрением на травму позвоночника, таза. Использование попутного транспорта для транспортировки пострадавших(способы укладывания в легковой и грузовой автомобиль, автобус). Практические занятия: 2 2
Методы высвобождения пострадавших. Тема 5.12 Обработка ран. Десмургия. Содержание учебного материала: 1
Техника туалета ран, дезинфицирования и наложения асептических повязок при повреждениях различной локализации. Наложение окклюзионной повязки на грудную клетку с использованием перевязочного индивидуального пакета или подручных средств. Наложение асептической повязки при травме брюшной стенке с повреждением внутренних органов. Использование подручных средств наложения повязок. Практические занятия: 3 2
Десмургия. Самостоятельная работа: 2 3
Основы десмургии Тема 5.13 Пользование индивидуальной аптечкой. Содержание учебного материала: 1
Комплектация индивидуальной аптечки. Навыки применения её содержимого. Практическая работа: 2 2
Индивидуальная аптечка. Раздел 6. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств. 138 Тема 6.1 Развитие автомобилестроения. Общее устройство транспортного средства. Классификация автомобилей. Содержание учебного материала: 2
История развития автомобилестроения. Современные модели грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение и классификация грузовых автомобилей. Краткие технические характеристики. Назначение, расположение и взаимодействие агрегатов. 1
Самостоятельная работа: 1 Классификация легковых и грузовых автомобилей. Составить таблицу. Тема 6.2 Общее устройство и работа двигателя.
Содержание учебного материала: 2 Общее устройство и работа двигателя. Назначение, устройство и принцип работы бензинового и дизельного двигателей. 1
Самостоятельная работа: 1 Схема и порядок работы двигателя. Начертить схему и указать порядок работы двигателя. Тема 6.3 Кривошипно-шатунный механизм. Содержание учебного материала: 2 Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма (КШМ). 1
Лабораторно-практические занятия: 4 Ознакомление с конструктивными особенностями деталей кривошипно-шатунного механизма и их расположением в двигателе путем внешнего осмотра и разборки. 2
Самостоятельная работа: 1 Повторение материала темы 6.3. Конспектирование. Тема 6.4 Механизм газораспределения
Содержание учебного материала: 2 Назначение, устройство и работа газораспределительного механизма (ГРМ). 1
Лабораторно-практические занятия: 4 Ознакомление с конструктивными особенностями деталей газораспределительного механизма и их расположением в двигателе путем внешнего осмотра и разборки. 2
Самостоятельная работа: 1 Повторение материала темы 6.4. Конспектирование. Тема 6.5 Система охлаждения.
Содержание учебного материала: 2 Назначение, устройство и работа системы охлаждения. Способы охлаждения. Тепловой режим двигателя. Предпусковой подогреватель. 1
Лабораторно-практические занятия: 2 Ознакомление и изучение расположения, устройства и работы приборов и агрегатов системы охлаждения путем внешнего осмотра и разборки. 2
Самостоятельная работа: 1 Схема системы охлаждения двигателя. Начертить схему и указать порядок работы системы охлаждения. Тема 6.6 Смазочная система
Содержание учебного материала: 2 Назначение, устройство и работа системы  смазки двигателя. Масла, применяемые для двигателей, их основные свойства. Контроль за давлением масла. 1
Лабораторно-практические занятия: 2 Ознакомление и изучение расположения, устройства и работы приборов и агрегатов системы смазки путем внешнего осмотра и разборки. 2
Самостоятельная работа: 1 Схема системы смазки двигателя. Начертить схему и указать порядок работы системы смазки. Тема 6.7 ТО системы охлаждения и системы смазывания двигателя Содержание учебного материала: 2 Порядок проведения и содержание работ при ТО системы охлаждения. Порядок проведения и содержание работ при ТО системы смазывания. 1
Самостоятельная работа: 1 ТО и возможные неисправности системы охлаждения и системы смазки двигателя. Составить алгоритм проведения ТО системы охлаждения и системы смазки двигателя. Перечислить возможные неисправности системы охлаждения и системы смазки двигателя. Тема 6.8 Система питания бензинового двигателя.
Содержание учебного материала: 2 Назначение, устройство и работа системы питания карбюраторного двигателя. 1
Лабораторно-практические занятия: 4 1 Ознакомление с расположением, устройством и работой приборов и агрегатов системы питания бензиновых двигателей (карбюраторный двигатель) путем внешнего осмотра и разборки. 2
2 Ознакомление с расположением, устройством и работой приборов и агрегатов системы питания бензиновых двигателей (с впрыском топлива (инжектор)) путем внешнего осмотра и разборки Самостоятельная работа: 1 Схема системы питания карбюраторного двигателя. Начертить схему и указать порядок работы. Тема 6.9 Система питания дизельного двигателя.
Содержание учебного материала: 2 Назначение, устройство и работа системы питания дизельного двигателя. 1
Лабораторно-практические занятия: 4 Ознакомление с расположением, устройством и работой приборов и агрегатов системы питания дизельных двигателей путем внешнего осмотра и разборки. 2
Самостоятельная работа: 1 Схема системы питания дизельного двигателя. Начертить схему и указать порядок работы. Тема 6.10 ТО приборов системы питания карбюраторного и дизельного двигателей.
Содержание учебного материала: 2 Порядок проведения и содержание работ при ТО системы питания карбюраторного двигателя. Порядок проведения и содержание работ при ТО системы питания дизельного двигателя. 1
Самостоятельная работа: 1 ТО и возможные неисправности системы питания. Составить алгоритм проведения ТО системы питания двигателя. Перечислить возможные неисправности системы питания двигателя. Тема 6.11 Система питания  двигателя, работающего на газе.
Содержание учебного материала: 2 Назначение, устройство и работа системы питания двигателя работающего на газе. 1
Лабораторно-практические занятия: 2 Ознакомление с расположением, устройством и работой приборов и агрегатов системы питания двигателей, работающих на газобаллонном оборудовании путем внешнего осмотра и разборки. 2
Самостоятельная работа: 1 Схема системы питания двигателя, работающего на газе. Начертить схему и указать порядок работы. Тема 6.12 Система зажигания.
Содержание учебного материала: 2 Назначение, устройство и работа системы зажигания. 1
Лабораторно-практические занятия: 2 Ознакомление с принципом работы обычной и контактно - транзисторной систем зажигания, регулировка зажигания. 2
Самостоятельная работа: 1 Схема системы зажигания. Начертить схему системы зажигания и указать порядок работы. Тема 6.13 Стартер и генератор.
Содержание учебного материала: 2 Назначение, устройство и работа стартера и генератора. 1
Лабораторно-практические занятия: 4 1 Испытания стартера и снятие характеристик. 2
2 Определение технических характеристик генератора. Самостоятельная работа: 1 Повторение материала темы 6.13. Конспектирование. Тема 6.14 Приборы освещения. Звуковой сигнал. Контрольно-измерительные приборы и предохранители.
Содержание учебного материала: 2 Назначение, устройство и работа приборов освещения, световой и звуковой сигнализации. Указывающие приборы, сигнализирующие приборы, датчик, приемник. 1
Лабораторно-практические занятия: 2 Изучение контрольно-измерительных приборов и определение технических характеристик. 2
Самостоятельная работа: 1 Общая схема электрооборудования (ЗИЛ, ГАЗ, КАМАЗ). Начертить схему. Тема 6.15 ТО приборов электрооборудования.
Содержание учебного материала: 2 Порядок проведения и содержание работ при ТО приборов электрооборудования 1
Лабораторно-практические занятия: 2 Изучение схем электрооборудования современных автомобилей, поиск и устранение неисправностей. 2
Самостоятельная работа: 1 ТО и возможные неисправности приборов электрооборудования. Составить алгоритм проведения ТО приборов электрооборудования. Перечислить возможные неисправности приборов электрооборудования. Тема 6.16 Общее устройство трансмиссии.
Содержание учебного материала: 2 Устройство и назначение трансмиссии. Схемы трансмиссии с одним или несколькими ведущими мостами. Трансмиссионные масла и пластичные смазки их применение. 1
Самостоятельная работа: 1 Схема агрегатов трансмиссии. Начертить схему агрегатов трансмиссии и указать порядок работы. Тема 6.17 Сцепление.
Содержание учебного материала: 2 Сцепление, его назначение, общее устройство и принцип действия. Привод сцепления и его регулировки. 1
Лабораторно-практические занятия: 4 Разбор и изучение устройства и работы сцепления автомобилей. Проведение ТО и регулировочных работ сцепления 2
Самостоятельная работа: 1 ТО сцепления. Составить алгоритм проведения ТО сцепления. Перечислить возможные неисправности сцепления. Тема 6.18 Коробки перемены передач.
Четырехступенчатая КПП.
Содержание учебного материала: 2 Назначение коробки передач. Типы коробок передач. Передаточное число.
Общее устройство и работа четырехступенчатой коробки передач. Делитель. Синхронизатор. 1
Самостоятельная работа: 1 Четырехступенчатые коробки передач. Начертить схему и указать порядок работы КП. Тема 6.19 Пятиступенчатая и многоступенчатая КПП
Содержание учебного материала: 2 Устройство и работа пятиступенчатой и многоступенчатой КПП. 1
Лабораторно-практические занятия: 4 Проведение разборки и сборки коробки передач автомобиля 2
Самостоятельная работа: 1 Пятиступенчатые и многоступенчатые коробки передач. Начертить схему и указать порядок работы КП. Тема 6.20 Раздаточная коробка, карданная передача.
Содержание учебного материала: 2 Главная передача, дифференциал и полуоси. Карданные передачи и привод ведущих колес. 1
Лабораторно-практические занятия: 4 Проведение частичной разборки и сборки раздаточной коробки 2
Самостоятельная работа: 1 Раздаточная коробка, коробка вала отбора мощности, карданная передача. Начертить схему и указать порядок работы. Тема 6.21 Задний  ведущий мост. Передний и средний ведущие мосты
Содержание учебного материала: 2 Устройство и работа заднего  ведущего моста. Устройство и работа переднего и среднего ведущего мостов. 1
Лабораторно-практические занятия: 4 Ознакомление с устройством конструкции мостов. 2
Самостоятельная работа: 1 ТО агрегатов трансмиссии. Составить алгоритм проведения ТО трансмиссии. Перечислить возможные неисправности трансмиссии и способы их устранения. Тема 6.22 Остов. Колеса. Содержание учебного материала: 2 Несущая система. Ходовая часть. Назначение и общее устройство рамы. Передний мост. Устройство колес, их установка и крепление. Устройство шин, их классификация. 1
Лабораторно-практические занятия: 2 Ознакомление с устройством конструкции колес и шин. 2
Самостоятельная работа: 1 Повторение материала темы 6.22. Конспектирование. Тема 6.23 Передний мост и подвеска.
Содержание учебного материала: 2 Устройство переднего моста.  Виды подвесок, назначение и устройство. Работа деталей передней подвески. Углы установки передних колес. 1
Самостоятельная работа: 1 Повторение материала темы 6.23. Конспектирование. Тема 6.24 Задняя подвеска.
Содержание учебного материала: 2 Устройство и работа задней подвески. Работа деталей подвески. Работа амортизаторов. 1
Лабораторно-практические занятия: 2 Ознакомление с устройством конструкции подвесок. 2
Самостоятельная работа: 1 ТО агрегатов подвески. Составить алгоритм проведения ТО подвески. Перечислить возможные неисправности подвески. Тема 6.25 Кузов. Специальное оборудование. Прицепы.
Содержание учебного материала: 2 Виды кабин. Оперение. Платформа. Особенности устройства самосвалов.
Тягово-сцепное устройство. Седельное сцепное устройство. Лебедка. Виды прицепов. 1
Самостоятельная работа: 1 Повторение материала темы 6.25. Конспектирование Тема 6.26 Органы управления. Рулевое управление.
Содержание учебного материала: 2 Общие сведения об органах управления. Назначение, расположение, общее устройство и работа рулевого управления: привода рулевого механизма, усилителя рулевого управления, рулевого механизма. 1
Самостоятельная работа: 1 Схема рулевого управления. Начертить схему рулевого управления и указать порядок работы. Тема 6.27 ТО рулевого управления
Содержание учебного материала: 2 Характерные неисправности, их признаки и способы устранения. 1
Лабораторно-практические занятия: 4 Проведение ремонта и регулировки рулевого управления автомобилей. 2
Самостоятельная работа: 1 ТО рулевого управления. Составить алгоритм проведения ТО рулевого управления. Перечислить возможные неисправности. Тема 6.28 Тормозная система. Тормозные механизмы.
Содержание учебного материала: 2 Назначение тормозной системы. Устройство и работа стояночного и рабочего тормоза. 1
Самостоятельная работа: 1 Повторение материала темы 6.28. Конспектирование Тема 6.29 Тормозная система с гидроприводом.
Содержание учебного материала: 2 Устройство и работа тормозной системы с гидравлическим приводом. Тормозные жидкости,  их свойства. 1
Лабораторно-практические занятия: 4 Ознакомление с тормозными системами с гидравлическим приводом. 2
Самостоятельная работа: 2 Схема тормозной системы с гидроприводом. Начертить схему тормозной системы и указать порядок работы. Тема 6.30 Тормозная система с пневмаприводом.
Содержание учебного материала: 2 Устройство и работа тормозной системы с пневматическим приводом. Контроль давления воздуха в тормозной системе. 1
Лабораторно-практические занятия: 4 Ознакомление с тормозными системами с пневматическим приводом 2
Самостоятельная работа: 2 Схема тормозной системы с пневмоприводом. Начертить схему тормозной системы и указать порядок работы. Тема 6.31 ТО тормозной системы
Содержание учебного материала: 2 Характерные неисправности, их признаки и способы устранения. 1
Самостоятельная работа: 1 ТО тормозной системы. Составить алгоритм проведения ТО тормозной системы. Перечислить возможные неисправности. Тема 6.32 Системы активной и пассивной безопасности. Содержание учебного материала: 2 Виды систем активной безопасности: антиблокировочная ситема (АВS ), система помощи при торможении (ВАS, ВА). Виды систем пассивной безопасности: ремни безопасности, детские кресла. 1
Самостоятельная работа: 1 Повторение материала темы 6.32. Конспектирование. Тема 6.33 Виды  технического обслуживания. Содержание учебного материала: 2 Общие сведения. Ежесменное ТО. Периодичность и объём работ, выполняемых при техническом обслуживании. 1
Самостоятельная работа: 1 Составить таблицу: «Виды и периодичность ТО». Тема 6.34 Периодические виды ТО
Содержание учебного материала: 2 ТО 1, ТО 2 и сезонное ТО. Периодичность и объём работ, выполняемых при техническом обслуживании. 1
Самостоятельная работа: 1 Составить таблицу: «Виды работ при периодических ТО». Тема 6.35 Техника безопасности и охрана окружающей среды. Содержание учебного материала: 2 Общие требования безопасности при эксплуатации автомобилей. Опасность отравления отработавшими газами, бензином и другими ядовитыми жидкостями. Безопасность труда при погрузке, выгрузке и перевозке грузов, при монтаже и демонтаже шин. Меры по противопожарной безопасности, правила тушения пожара на транспортном средстве. 1
Самостоятельная работа: 1 Повторение материала темы 6.35. Конспектирование. Тема 6.36  Возможные неисправности и способы их устранения. Содержание учебного материала: 2 Двигатель не запускается. Посторонние стуки в двигателе. Дымный выпуск отработавших газов. Перегрев двигателя. Низкое давление масла. Недостаточная эффективность торможения. 1
Самостоятельная работа: 1 Повторение материала. Подготовка к зачету. Дифференцированный зачет.   Проверка знаний по разделу 6. 2 УП. 04.01 Транспортировка грузов 108 Раздел 1.  Управление автомобилем категорий «В,С». 72 Теме 1.1. Управление автомобилем в штатных и нештатных дорожно-транспортных ситуациях. 20 Рабочее место водителя, посадка, ознакомление с органами управления, контрольно - измерительными приборами.
Приемы управления ТС, техника вращения рулевого колеса, операции с органами управления, операции с педалями и рычагами управления. 42 3
Подготовка автомобиля к работе и регулирование  его в процессе работы. Заправка ТС горюче - смазочными материалами и специальными  жидкостями с соблюдением экологических требований.
Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке и с изменением направления на грузовом автомобиле. 4 3
Разгон, торможение и движение с изменением направления  на грузовом автомобиле. Остановка в заданном  месте. Развороты  на  грузовом  автомобиле.     4 3
Маневрирование в ограниченных проездах на грузовом автомобиле. 4 3
Сложное маневрирование  на грузовом автомобиле. 6 3
Тема 1.2. Основы безопасного управления транспортными средствами. 4 Безопасные режимы движения автомобиля в различных дорожно-транспортных ситуациях. 4 3
Тема 1.3 Основы законодательства в сфере дорожного движения, правила дорожного движения. 52 Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения на легковом автомобиле. 8 3
 Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения на грузовом автомобиле. 8 3
Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения на легковом автомобиле. 8 3
Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения на грузовом автомобиле. 8 3
Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях на легковом автомобиле. 8 3
Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях на грузовом автомобиле. 8 3
Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения. 4 3
Раздел 2. Устранение  неисправностей возникающих в пути следования. 36 Тема 2.1 Техническое состояние и оборудование транспортных средств. 36 33
Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения.
Оценка опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством.
Оценка тормозного и остановочного пути. 6 3
Устранение неисправностей тормозной системы и рулевого управления. 6 3
Устранение неисправностей внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, системы зажигания. 6 3
Устранение неисправностей системы охлаждения и системы смазки. 6 3
Устранение  неисправности  системы  питания  и системы выпуска  отработанных  газов. 6 33
Устранение  неисправности  колес и шин. 6 33
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие:
лаборатории «Автомобили»;
слесарной мастерской;
пункта технического обслуживания;
тренажера для выработки навыков и совершенствования техники  
        управления транспортным средством;
автодрома;
гаража с учебными автомобилями категории «В,С».
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета междисциплинарных курсов:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
специализированная мебель.
Технические средства обучения:
компьютер для оснащения рабочего места преподавателя;
технические устройства для аудиовизуального отображения информации;
аудиовизуальные средства обучения;
- плакаты;
- макета узлов и агрегатов автомобиля;
- узлы и агрегаты автомобилей в разрезе;
- автомобили
- электрифицированные стенды – тренажеры.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Автомобили»:
рабочее место преподавателя;
рабочие столы и верстаки для работы обучающихся;
спецодежда;
набор инструментов;
макеты узлов и агрегатов автомобиля.
                  
5.2. Информационное обеспечение обучения
Законодательные и нормативные акты:
    «Правила дорожного движения», с последними изменениями 2015г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010г.  
     «Федеральный закон об основах охраны труда в российской Федерации», Новосибирск-2004г.
Учебные и справочные издания:
В.Л.Роговцев, А.Г.Пузанков, В.Д.Олдфильд - «Устройство и       эксплуатация автотранспортных средств», Москва «транспорт»,2011г.
В.А.Родичев  - «Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей», учебник водителя, М: КЖИ «За рулем» и ИЦ «Академия», 2013г.
В.К.Вахламов, М.Г.Шатров, А.А.Юрчевский -  «Автомобили»
Москва, издательский центр «Академия», 2014г.
О.В.Майборода – «Основы управления автомобилем и безопасность движения», учебник водителя,М: КЖИ «За рулем» и ИЦ «Академия», 2012г.
С.К.Шестопалов – «Безопасное и экономичное управление автомобилем», учебное пособие для сред. проф. Образования, М:ИЦ «Академия», 2010г.
 Л.В.Суняев - «Комментарий к новым правилам дорожного движения», Москва, ГроссМедиа: РОСБУХ, 2015г.
 Г.Б.Громоковский, С.Г.Бачманов, Я.С.Репин и др. – «Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категории «С» и «Д»», билеты, М.Рецепт-Холдинг, 2015г.
Г.Б.Громоковский, С.Г.Бачманов, Я.С.Репин и др. – «Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категории «А» и «В»», билеты, М.Рецепт-Холдинг, 2015г.
 В.Н.Николенко, Г.А.Блувштейн, Г.М.Карнаухов – «Первая доврачебная медицинская помощь», учебник водителя, М:ИЦ «Академия», 2012г.
 А.М.Алексеев, И.М.Хоменко – «Оказание первой помощи в вопросах и ответах», методическое пособие, Омск-2008г.
 «Оказание первой помощи», методическое пособие, Омск-2013г.
Дополнительные источники:
Периодические издания:
Журнал: «За рулем»
Плакаты:
Полный набор плакатов по устройству и техническому обслуживанию автомобиля. (ГАЗ-53, ЗИЛ-130, КамАЗ -5320, ВАЗ)
Макеты и модели:
Макеты узлов и агрегатов автомобилей, различных марок (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, ВАЗ)
Модели автомобилей: ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, ВАЗ.
Электронные справочные системы:
Электронная программа «Самоучитель вождения по городу».
Электронная программа «Устройство грузового автомобиля».
Электронная программа «Техническое обслуживание автомобиля».
Электронная программа «Мастерство вождения».
Электронная программа «Оказание медицинской помощи. Практические занятия».
Интернет-ресурсы:
Правила дорожного движения. Форма доступа www. Alleng.ru/d/jur- sov/jur-sov168.htm;
Интернет ресурсы Правила дорожного движения. Форма доступа gumn146.minsk.edu.by/main.aspx?uid=20596;
Интернет ресурсы Правила дорожного движения. Форма доступа www.edu.ru/modults.php///.
5.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин «Устройство автомобилей», «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы безопасного управления транспортным средством», «Психофизиологические основы деятельности водителя», «Оказание медицинской помощи», «Основы организации перевозок». Лабораторно - практические занятия проводятся в лаборатории «Автомобили» с использованием плакатов, схем, макетов узлов и агрегатов автомобиля.
При проведении лабораторно - практических занятий  в рамках освоения междисциплинарного курса «Автомобили»» проводится деление учебной группы на подгруппы численностью 4-5 человек.     
 
Изучение программы модуля завершается итоговой аттестацией, результаты которой оцениваются в форме общего кзамена как комплексной оценки выполнения студентами зачётных мероприятий по модулю.
5.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
- наличие высшего профессионального образования по специальности инженер - механик, соответствующей профилю модуля «Транспортировка грузов»;
- опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы;
- преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года;
- инструктор по вождению автомобиля обязан иметь водительское удостоверение категории «В,С», свидетельство на право обучению вождению, стаж управления автомобилем не менее трех лет.
6. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 3.1. Управлять
автомобилями категории «С». - демонстрация технологической последовательности при прохождении полосы препятствий при управлении автомобилями   на автодроме согласно положения сдачи
экзамена в ГИБДД. Квалификационный экзамен
ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов. - демонстрация навыков по обеспечению приема, размещению, креплению и перевозки грузов. Экспертная оценка на практическом занятииПК 3.3. Осуществлять
техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. - демонстрация навыков правильной эксплуатации транспортных средств.
- демонстрация навыков технического обслуживания
транспортных средств в пути следования. Экспертная оценка на практическом занятииПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие
во время эксплуатации транспортных средств. - определение неисправностей возникших во время эксплуатации транспортных средств.
- демонстрация знаний и навыков по устранению мелких неисправностей с соблюдением требований
техники безопасности. Экспертная оценка на
практическом занятииПК 3.5. Работать с
документацией установленной формы. - демонстрация знаний по получению, оформлению и сдачи
путевой и транспортной документации. Экспертная оценка на
практическом занятииПК 3.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия. - изложение и демонстрация последовательности действий по выполнение требования правил дорожного движения при обозначении места дорожно-транспортного происшествия.
- демонстрация знаний по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.
- изложение последовательности действий при необходимости  выполнение требования по транспортировке пострадавших.
- изложение последовательности действий при необходимости  использования средств пожаротушения. Контрольная работа
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность исоциальную значимость своейбудущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - демонстрация интереса к будущей профессии. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по
учебной и производственной практике
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем. - обоснование выбора и применения методов и
способов решения профессиональных задач в
области определенных руководителем. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по
учебной и производственной практике
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию
обственной деятельности, нести ответственность за результаты
своей работы. Демонстрация способности принимать решения к
коррекции результатов своей деятельности. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ поучебной и производственной практике
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. - нахождение и использование информации для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по
учебной и производственной практике
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - проявление интереса к инновациям в области профессиональной
деятельности. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по
учебной и производственной практике
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. - взаимодействие с
обучающимися,
преподавателями
и мастерами в ходе обучения. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по
учебной и производственной практике
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением
требований охраны труда и
экологической безопасности. - соблюдение требований инструкций охраны труда и экологической безопасности
при выполнении профессиональных задач. Экспертное наблюдение и оценка деятельности
обучаещегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении
работ по учебной и производственной практике
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность,
в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по
учебной и производственной практике