Методическая разработка урока по МДК.03.02. Теоретическая подготовка водителей автомобиля категорий «в» и «с»


Тема урока: Диспетчерское руководство работой подвижного состава категории «С»
Цель урока: Освоить диспетчерское руководство работой подвижного состава.
Место проведения: учебный кабинет
Метод: устное изложение материала, демонстрация иллюстративного материала.
Учебно-материальное обеспечение (материальная часть): оборудование учебного кабинета, ПК, проектор.
Учебные вопросы:
1. Диспетчерская система руководства перевозками и
контроль за работой подвижного состава на линии;
2. Формы и технические средства контроля и диспетчерской связи с водителями, работающими на линии, и клиентурой.
3. Оформление и сдача путевых листов и товарно- транспортных документов при возвращении с линии.
4. Нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей.
Ход занятия
I. Вводная часть
Проверка присутствующих по списку. Проверка готовности студентов к уроку. Формулирование темы, учебной цели и вопросов урока.
III. Повторение пройденного материала
Фронтальный опрос обучающихсяСкорость сообщения зависит от:
Конструктивной скорости подвижного состава;
Совершенства организации транспортного процесса;
От расстояния перевозок;
Все ответы верны
2. Если принимать за 100 % скорость доставки груза на железнодорожном транспорте, то для автомобильного транспорта она будет:
150…..300%
180…..200%
60…..70%
40…50%
3. Что такое эксплуатационная скорость?
средняя скорость подвижного состава за время движения с учетом остановок; связанных с погрузкой, разгрузкой и другими транспортными операциями;
максимальная скорость подвижного состава за время движения с учетом остановок, связанных с погрузкой, разгрузкой и другими транспортными операциями.
4. Себестоимость перевозок зависит отРасстояния перевозки;
Вида груза;
Эксплуатационных условий;
Все ответы верны
5.К жидким относятся грузы:
Аммиачная вода;
Жидкое топливо;
Метан
6.Почему при увеличении расстояния перевозок себестоимость уменьшается?
Так как расходы на начальную и конечную операции раскладываются на большее количество тонно –километров.
Так как прибыль уменьшается.
Решение теста из электронного УМК.
IV. Основная часть
Изложение учебных вопросов(Приложение)
Целью диспетчерского руководства автомобильными перевозками является обеспечение высокопроизводительного и экономичного использования подвижного состава с выполнением установленных планов перевозок на маршрутах.
Диспетчерское руководство работой подвижного состава включает:
контроль за своевременным выходом автомобилей на линию и возвращением в АТП;
контроль за прохождением автомобилей через контрольные и погрузочно-разгрузочные пункты;
увеличение или уменьшение числа автомобилей на маршрутах и объектах в зависимости от напряженности работы, а также изменение маршрутов;
обеспечение обратной (попутной) загрузки автомобилей;
принятие необходимых мер для устранения возникающих при работе на линии срывов и неполадок; обеспечение оперативной технической помощи автомобилям, находящимся на линии.
порядок и способы взаимодействия с диспетчерской службой автотранспортной организации, в том числе посредством спутниковых систем мониторинга транспортных средств, включая систему ГЛОНАСС;
Различают две системы диспетчерского руководства работой автомобилей на линии:
Систему децентрализованного диспетчерского руководства, при которой отдел эксплуатации каждого АТП руководит работой автомобилей;
систему централизованной диспетчерской службы (ЦДС). Этой службе подчинено несколько АТП одного ведомства (объединения), расположенных в крупном городе. При такой системе отдел эксплуатации не руководит работой автомобилей на линии, а в задачу АТП входит подготовка подвижного состава к работе и выпуск его на линию по разнарядкам ЦДС, которая руководит работой автомобилей всех подчиненных ей предприятий.
ЦДС может обеспечить более рациональные маршруты, ликвидировать встречные перевозки грузов, в результате чего повышается коэффициент использования пробега автомобилей, и добиться равномерного распределения объема транспортной работы между АТП.
В настоящее время находит применение система АСУ, являющаяся основным комплексным направлением по совершенствованию работы автомобильного транспорта.
Контроль за работой подвижного состава на линии
Контроль за работой подвижного состава на линии осуществляют линейные контролеры (контролеры-ревизоры), которые проверяют работу водителей на основных грузовых потоках города и на выходах из города в отношении правильности использования подвижного состава, его загрузки, соблюдения маршрутов Движения, правильности оформления путевых документов, исправности спидометров и правильности их опломбирования.
Состав автоматизированных функций диспетчерского контроля:
Непрерывный автоматический сбор навигационной информации о местоположении транспортных средств с помощью бортовых спутниковых навигационных приемников.
Автоматическое обнаружение и формирование в «горячих окнах» диспетчерской программы информации о всех отклонениях в работе транспортных средств от
запланированных параметров транспортного процесса (уход с запланированного маршрута, отказы оборудования).
Проведение управляющих воздействий диспетчера по регулированию транспортных процессов (переключения на другой маршрут или объект, оформление сходов попричинам и восстановление контроля движения, изменение наряда и т.д.).
Обеспечение речевой связи диспетчера с водителями транспортных средств
(бригадирами). Запись в компьютерную базу данных переговоров в эфире и воспроизведение переговоров по запросу за любой прошедший период времени.
Визуальное отображение местоположения транспортных средств на видеограмме (электронной карте) местности или на схеме маршрута движения в реальном масштабе
времени. Запись информации о движении транспортных средств в компьютерную базу данных и воспроизведение по запросу записанного движения транспортных средств за любой прошедший период времени с визуальным отображением на электронной видеограмме.
Информирование специалистов, руководителей, заказчиков путем вывода информации о
движении транспортных средств и о выполнении заданий на компьютеры, ноутбуки, коммуникаторы, сотовые телефоны - в реальном масштабе времени.
Контроль скоростных режимов специальных транспортных средств в реальном масштабе времени с последующим анализом.
Автоматизированное определение критических ситуаций, эффективная организация мобилизационных мероприятий с визуализацией на электронной карте местоположения
и движения отдельных или групп транспортных средств.
УПЕ-1 (на основе использования спутниковой навигации и УКВ- радиосвязи) - передает по запросу центральной диспетчерской станции спутниковую навигации о местоположении транспортного средства в любой точке маршрута и обеспечивает возможность переговоров водителей и диспетчеров в любой точке маршрута в радиусе до 35 км, в зависимости от типа применяемой радиостанции; включает: УКВ- радиостанцию, контроллер,
модем, приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS или
GPS.
УПЕ-2 (на основе использования спутниковой навигации и сотовой связи) - передает в диспетчерский центр спутниковую навигации о местоположении транспортного средства в любой точке маршрута и обеспечивает возможность переговоров водителей и диспетчеров в любой точке маршрута в зоне покрытия GSM; включает: GSM / GPRS / EDGE -терминал, контроллер, приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS или GPS.
УПЕ-3 (на основе использования спутниковой навигации и сотовой связи) - передает в диспетчерский центр спутниковую навигации о местоположении транспортного средства в любой точке маршрута и обеспечивает возможность переговоров водителей и диспетчеров в любой точке маршрута в зоне покрытия GSM; имеет возможности обмена текстовыми сообщениями (передача оперативных заданий для водителей); включает: GSM / GPRS / EDGE -терминал, контроллер, приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS или GPS, бортовой дисплей-индикатор.
оформление и сдача путевых листов и товарно-транспортных документов при возвращении с линии;
обработка путевых листов;
Путевые листы, подлежащие автоматизированной обработке на ЭВМ, проходят предварительную обработку, которая заключается в кодировании информации (заполнении граф), подготовке и переносе информации на машинные носители.
При автоматизированной обработке путевых листов данные машинограмм, полученных с ЭВМ, могут не переноситься на бланки путевых листов. При этом машинограмма должна содержать показатели, соответствующие утвержденному разделу "Результаты работы автомобиля и прицепов". В разделе "Результаты работы автомобиля и прицепов": Расход горючего определяется по общему пробегу и выполненным тонно - километрам автомобиля за день (смену) его работы. При подведении итогов работы в путевом листе указываются наряду с фактическими расходами расходы по нормам, утвержденным для отдельных марок автомобилей.
Время в наряде в часах определяется с момента выезда автомобиля из гаража до его возвращения в гараж, за вычетом времени на обед и отдых водителя (согласно положению, существующему на автотранспорте). Целодневные простои из-за бездорожья, технических неисправностей и т.п. из часов в наряде исключаются.
Время в движении составляет разницу между временем в наряде и временем в простоях. Время в простоях определяется путем суммирования времени простоев под погрузкой и разгрузкой, времени на простои, вызванные техническими неисправностями автомобиля в пути, заменой резины, непроезжим состоянием дорог и др. Простои под погрузкой и разгрузкой определяются по записям о простоях, указанных в товарно - транспортных накладных.
Простои по техническим неисправностям и прочим причинам определяются по записям в разделе путевого листа "Простои на линии". Итоги по простоям даются отдельно по простоям под погрузкой и разгрузкой, сверхнормативным простоям и простоям, вызванным техническими неисправностями.
Количество ездок с грузом определяется путем подсчета всех ездок с грузом между пунктами погрузки и пунктами разгрузки.
Общий пробег автомобиля должен соответствовать разнице между показаниями спидометра при возвращении в гараж и при выезде из гаража.
Пробег с грузом равняется сумме расстояний по всем ездкам с грузом, указанным в ТТН. Пробег без груза составляет разницу между общим пробегом и пробегом с грузом.
Общее количество перевезенного автомобилем груза определяется по товарно - транспортным накладным путем подсчета количества груза, доставленного в пункты назначения.
Тонно - километры определяются путем умножения количества (массы) перевезенного груза по каждой ездке (заезду) на расстояние каждой ездки (заезда) между пунктами погрузки и разгрузки.
Общее количество тонно - километров, сделанных грузовым автомобилем за день работы (смену), будет равно сумме тонно - километров по всем ездкам (заездам) с грузом.
Зарплата водителю указывается на основании данных таксировки всех товарно - транспортных накладных, приложенных к путевому листу.
Оперативный учет работы водителей
Оперативный учет работы водителей и автомобилей связан с обработкой и анализом технико- экономической информации, содержащейся в рассмотренных эксплуата- ционных документах. Обработка данных, как правило, производится в контрольной группе, куда водители сдают документы при возвращении с линии.
Работы эти достаточно трудоемки и требуют механизации и автоматизации. В связи с этим во многих ТМП внедрена вычислительная и организационная
Оперограмма возвращения автомобиля в сменное время с неисправностью, требующей длительного ремонтаника. На базе контрольных групп создаются машиносчетные станции или бюро, группы обработки эксплуатационной документации в составе ЦУП и т. п., т. е. наряду с механизацией обработки первичной информации осуществляется ее централизация, что ведет к снижению трудоемкости учетных и аналитических операций, повышает достоверность данных о результатах работы водителей, бригад, автоколонн и парка в целом.Из самого названия. Контрольная группа вытекает основное назначение данного подразделения, а именно: оперативный учет и контроль работы подвижного и водительского составов предприятия. Контрольная группа, как правило, входит в состав ОЭ и комплектуется диспетчерами. Возглавляется она старшим диспетчером, на юлжность которого назначается наиболее опытный работник, имеющий практический стаж работы в системе автомобильного транспорта не менее 2 лет.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов
Нормы, расхода топлива установлены для бортовых автомобилей и автопоездов, находящихся в эксплуатации, на пробег автомобиля и на транспортную работу, выполненную за пробег.
Для бортовых автомобиле]!, транспортная работа которых учитывается в тонно-километрах, нормы расхода топлива на 100 км пробега следующие: ГАЗ-53А — 25,5 л, ЗИЛ-130 — 31,5 л,
КамАЗ-5320 —24 л.
Расход топлива на выполнение транспортной работы для карбюраторных двигателей должен
составлять 2,0 л на 100 ткм, а для автомобилей с дизельным двигателем— 1,3 л на 100 ткм. Норма расхода топлива для автомобилей- самосвалов, учитывая частые заезды под погрузку и разгрузку, состоит из расхода топлива на передвижения автомобиля, транспортную работу и нормы на каждую ездку с грузом (0,25 л). Норма расхода топлива^ на 100 км пробега для автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555, работа которого учитывается в тонно-километрах, составляет 39 л (при условии полного использования грузоподъемности автомобиля . и коэффициента использования пробега, равного 0,5).
Если автомобиль-самосвал ЗНЛ-ММЗ-555 за пробег 200 км выполнил 10 ездок с грузом, расход
топлива (в литрах) по норма составит г>5п
39,0—+ 0,25-10 = 80,5 л. 100
Для грузовых автомобилей ГАЗ-53А, работа которых не учитывается ни в тонно-километра, ни
в ездках (почасовая оплата), норма расхода топлива на 100 км пробега увеличивается до 10%.
При определении норм расхода топлива учитываются климатические и дорожные условия. Норма увеличивается:
при работе в зимнее время (при установившейся средней температуре воздуха ниже 0°С):
в южных районах до 5%; в районах с умеренным климатом до 10%;
в северных районах до 15%;
в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до 20%;
при работе на дорогах в горной местности (свыше 1500 м над уровнем моря) до 10%;
при работе на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м) до 10%;
для автобусов и автомобилей, работающих в черте города с частыми остановками (перевозкапродуктов, очистка почтовых ящиков, инкассация, вывозка мусора и др.), до 10%;
при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения автомобиля, до 10%;
для автомобилей, вышедших из капитального ремонта, и для новых автомобилей при пробеге первой тысячи километров до 5%;
при постоянной работе автомобилей в качестве технологического транспорта на территории предприятия и внутри цехов до 10%;
при работе в карьерах, в тяжелых дорожных условиях, а также при движении по полю при проведении сельскохозяйственных работ до 20%;
при работе в тяжелых дорожных условиях в период распутицы и снежных заносов, как исключение, до 35%, на срок не более I мес;
при учебной езде до 25%.
При работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием норма расхода топлива снижается до 15%.
Установлены также нормы расхода всех смазочных материалов. Допустимый расход их определяется по израсходованному топливу.
Масло для карбюраторных двигателей может быть израсходовано не более 2,4 л на каждые 100 л топлива, предусмотренных нормами, а для дизельных двигателей — не более 3,2 л.
Масло для смазки трансмиссии автомобиля может быть израсходовано на каждые 100 л
топлива в соответствии с нормами 0,3 л для автомобилей, работающих на бензине и газе, и 0,4 л
— для автомобилей, работающих на дизельном топливе.
Консистентной смазки может быть израсходовано не более 0,2 кг на 100 л топлива дляавтомобилей, работающих на бензине и газе, и не более 0,3 кг на 100 л топлива для автомобилей, работающих на дизельном топливе.
Нормы расхода масла (смазки) для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 3 лет, снижаются до 50% и могут увеличиваться до 20% для автомобилей, находящихся в эксплуатации свыше 8 лет. Все работники автомобильного транспорта особое внимание должны уделять экономному расходованию топлива и смазочных материалов.
Сокращение непроизводительного расходования топлива зависит от многих факторов: технического состояния автомобиля, навьь ков вождения, выбора маршрута, а также отправильного транспортирования топлива, хранения и заправки им автомобилей. Несоблюдение правил транспортирования и хранения топлива и небрежность при заправке им автомобилей
может привести к потере 10—15% топлива. Топливо нужно перевозить только в специальных цистернах, оборудованных для этой цели, или в крайнем случае в бочках с герметически
закрывающимися пробками.
Хранение топлива допускается только в специальных нефтехранилищах и в виде исключения
(непродолжительное время) в бочках, которые в этом случае должны быть предохранены от попадания на них солнечных лучей.
Все приборы системы питания и зажигания автомобиля, трансмиссия и ходовая часть, а также тормозная система и рулевое управление должны быть хорошо отрегулированы. Необходимо,
чтобы автомобиль имел хороший накат, давление воздуха в шинах соответствовало норме, а смазка не имела повышенной вязкости. Перерасход топлива может быть вызван нарушением теплового режима работы двигателя — чрезмерным переохлаждением или перегревом его. Экономии топлива можно достигнуть и правильным использованием инерции автомобиля с учетом продольного профиля дороги. Водитель должен так рассчитать движение, чтобы до минимума свести количество торможений и максимально использовать повышенные передачи, не допуская перегрузки двигателя. Нельзя обогащать смесь прикрытием воздушной заслонки, когда двигатель уже прогрелся.
Наряду с экономией топлива водитель должен добиваться сокращения расхода смазочных материалов без ущерба для технического состояния автомобиля. Для этого необходимо следить, чтобы нигде не было подтекания масла и была исправна система вентиляции двигателя.
Передовые водители, сочетая умелое вождение автомобиля с соблюдением правил его эксплуатации, добиваются высоких показателей в экономии топлива и смазочных материалов
V. Повторение пройденного материала
Цель диспетчерского руководства автомобильными перевозками.
Кто осуществляет контроль за работой подвижного состава на линии?
От чего зависят нормы расхода топлива и смазочных материалов?
VI. Заключительная часть
Подведение итогов урока. Контроль усвоения материала, проверка степень достижения цели урока.
VII. Задание на дом:
Читать конспект