Курсовая работа по истории религии на тему: «Основы мусульманского вероучения»


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»
Институт политики, права и социального развития
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая Работа
Дисциплина: «Правовое регулирование отношений государства и религиозных объединений»
По теме: «Основы мусульманского вероучения»
Выполнила: студентка II курса магистратуры по направлению юриспруденция заочной формы обучения Овчаренко А.В.
Принял: к.ю.н., доцент Крайнов В.И.
Москва
2014
Введение
Ислам – самая молодая и динамично развивающаяся из мировых религий. В настоящее время число последователей ислама на планете приближается к миллиарду человек и продолжает неуклонно расти. «Если эта тенденция будет сохраняться и дальше, то к 2025 году, по прогнозам ученых, каждый четвертый землянин будет исповедовать эту религию».
Столь мощный рост численности мусульман (от арабского слова «муслим» – «человек, исповедующий ислам»), сопровождается соответствующим увеличением политического и экономического влияния тех стран, где ислам является господствующей религией (Алжир, Афганистан, Египет, Ливия, Ирак, Иран, Саудовская Аравия, Судан, Пакистан, многие государства Африки и т.д.).Ислам зародился в первой четверти VII века н.э. на Аравийском полуострове, основное население которого составляли кочевники-скотоводы. Их племена были слабо связаны с оседлым миром земледельческих и городских цивилизаций, разместившихся преимущественно в южной части полуострова. Кочевые племена бедуинов («жителей пустыни») переживали поздний этап развития родоплеменного строя с традиционными формами патриархальных отношений, соответствующими общественным и хозяйственным укладами.
Цепь природных и социальных потрясений VI века подорвала экономические и политические основы раннеклассовых государств Южной Аравии, вызвала перенос основных маршрутов караванной торговли в северо-западные регионы и способствовала росту значения городов Мекка и Йасриб – традиционных перевалочных пунктов на этом пути.
В крупнейшем из них – Мекке – ключевое положение занимало сильное племя «курейшитов», представители которого с V века н.э. владели ключами от храма Кааба и обладали монопольным правом на отправление в нем религиозных обрядов. Этот древний языческий храм в форме куба почитался всем кочевым и оседлым населением Аравии, религиозные представления которого можно охарактеризовать как племенной генотеизм. Раз в год племена собирались на паломничество в Мекку, где поклонялись как своим собственным богам, около 360 изображений которых были установлены вокруг Каабы, так и вставленному в одну из его стен «черному камню», упавшему, по преданию, с неба (вероятно, метеориту).
Характеристика духовной атмосферы Аравии периода зарождения ислама будет неполной без упоминания многочисленных бродячих проповедников – «ханифов», призывавших верить в единого бога (Рахман – милостивый), влияния монотеистических религий христианства и иудаизма, распространенных в соседних государствах и завоевывающих себе последователей среди некоторых местных оседлых племен.
В таких религиозно-мировоззренческих условиях происходило формирование взглядов человека, сыгравшего исключительную роль в возникновении и утверждении новой религии, – Мухаммеда (около 570 – 632). Он происходил из обедневшего рода «хашим» знатного племени курейш, рано осиротел и воспитывался сначала дедом – Абд уль-Мутталибом, затем дядей по отцу – Абу Талибом. С детства Мухаммед зарабатывал на жизнь, пас скот, помогал караванщикам, и уже в двенадцать лет, когда дядя взял его с собой в поездку в Сирию, будущий пророк впервые непосредственно столкнулся с незнакомым миром иных культур, традиций, верований.
Переход в двадцатичетырехлетнем возрасте на службу к богатой вдове Хадидже, затем женитьба на ней изменили материальное положение Мухаммеда, дали возможность оставить торговлю и сосредоточиться на главное деле его жизни. Приблизительно с 610 года Мухаммед, уже давно посещаемый «видениями», слышавший «голоса», начинает выступать в качестве проповедника новой религии.
В это время в жизни коренных народов Аравийского полуострова начинается период распада родоплеменных связей и традиционного уклада жизни, сопровождающийся резкой имущественной иерархией, межплеменными распрями и упадком патриархальных ценностей. Выход из этого кризиса был один – объединение оседлых и кочевых племен, городского и сельского населения, богатых и бедных, преодоление религиозных различий.
Мухаммед, ясно понимавший картину того времени, решительно выступает против многобожия, противопоставляя ему веру в единого бога – Аллаха. Вместе с этим он защищает и традиционные ценности родоплеменного строя – равенство, справедливость, взаимопомощь. Проповеди Мухаммеда, найдя отклик в сердцах бедных слоев мекканского общества, не могли не встретить резкого неприятия со стороны другого полюса – богатейшего рода «умайя» племени курейш.
Преследования, особенно усилившиеся после смерти Хадиджи и влиятельного главы рода «хашим» Абу Талиба, вынудили Мухаммеда и его ближайших единомышленников искать спасения в городе Йасриб, главном торговом и политическом конкуренте Мекки.
16 июля 622 года – дата переселения (по-арабски – «хиджра») в Йасриб, вскоре переименованный в Медину («город пророка»), – было объявлено при втором халифе Омаре началом новой мусульманской эры – хиджры.
В этом городе Мухаммед провел фактически всю оставшуюся жизнь, заложил первую мечеть, провозгласил большинство своих «откровений». Здесь же он создал основы мусульманской общины – «уммы», ядро которой составляли переселенцы из Мекки («мухаджиры») и принявшие ислам («ансары»). Умма представляла собой совершенно новый тип объединения людей не по кровнородственному, а по религиозному признаку.
Сконцентрировав в своих руках духовную, административную, военную и судебную власти в общине, а затем и в городе, Мухаммед организует и возглавляет антимекканское движение. Под его религиозные и политические знамена постепенно собираются (добровольно или силой оружия) кочевые и оседлые племена Аравии.
В 630 году оказавшаяся в военной и политической блокаде Мекка признает пророка и принимает ислам, выторговав в качестве условия право быть религиозным центром молодого мусульманского теократического государства – Арабского Халифата. Кааба объявляется «Домом Аллаха», а стоящие вокруг нее изображения прежних племенных богов уничтожаются.
Глава 1. Мусульманское вероучение
Мусульманское вероучение обладает всеми атрибутами религиозного учения. В его основе лежит вера в бога – творца и управителя вселенной, в страшный суд, в загробное воздаяние. Как и в христианстве, все люди рассматриваются с точки зрения одного критерия: их следования заветам бога, предписаниям духовенства. В зависимости от этого они делятся на правоверных и неверных. Правоверным праведникам, по мусульманскому вероучению, суждено вечное блаженство в раю, а неверным и грешникам среди правоверных – мучения в аду.
Таким образом, ислам, как и другие религии, переносит поиски человеческого счастья на небо, обещая награду тем верующим, кто безропотно следовал религиозным предписаниям, требованиям духовенства.
Не отличается от других религий ислам и тем, что он основывается на представлении о сотворении мира, о движущих силах природы и общества, Богом-Творцом. Для мусульман все заключено в боге. Он начало и конец всего сущего. Исходя из этого формулируются все основные принципы ислама.
Мусульмане руководствуются следующими основными положениями, признаваемыми за непреложную истину и обязательными для всех верующих: вера в Аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмертие души, воскресение из мертвых в день страшного суда, вера в ад и рай, ангелов и демонов.
1.1 Вера в Аллаха
Вера в Аллаха является первым и основным догматом веры в исламе. Аллах един, всемогущ. Он создатель вселенной, земли и неба, всех форм жизни. У него нет ни сына, ни дочери, потому что, как говорится в Коране, «у него нет подруги». Аллах управляет миром единолично, без его ведома, не совершается ничего («Бог творит, как хочет», «он совершитель того, что захочет») (85:16). За непослушание, за неверие бог по своему усмотрению может покарать человека, как при жизни, так и после смерти. За действиями и поступками людей следят специально поставленные для этой цели ангелы.
Мусульмане верят, будто бог в состоянии в любое время сотворить любое чудо. Подобно тому, как одним повелением, выраженным словом «будь!», он сотворил небеса, землю, горы, реки, растительный и животный мир, бог, по представлению мусульман, может в любую минуту нарушить закономерный ход истории, нарушить законы природы, ибо он всемогущ. Верующий не должен, не имеет права сомневаться во всемогуществе Аллаха. Иначе он совершает тяжкий грех, искупить который можно лишь дарами в пользу духовенства или совершением хаджа – паломничества в Мекку и другие святые места.
1.2 Бессмертие души
Составной частью исламской догматики является также представление о бессмертии души. Приверженцы ислама верят в существование некой особой субстанции, покидающей тело в момент смерти (иногда говорят о различных ее воплощениях). С этим представлением связано и воскресение из мертвых в день страшного суда. В раннем исламе под воскресением понимали просыпание мертвых, вставание их из могил («кыяма») в том виде, в каком людей заставала смерть. Заслужившие рай могли бесконечно наслаждаться блаженством, будучи очищенными от болезней, телесных недостатков, не подверженными старению, дряхлости и т.д. Вместе с тем в более позднее время, возникли и другие представления о рае, как местопребывании бестелесной души, наслаждения которой не поддаются пониманию и описанию людей, обремененных грешным телом и привыкших к чисто чувственной форме наслаждений.
1.3 Страшный суд
Представление о страшном суде возникло в исламе отчасти под влиянием традиционной веры арабов-язычников в загробную жизнь людей, а отчасти под влиянием христианского вероучения. Точного описания картины страшного суда ни в Коране, ни в преданиях не имеется.
Обычно духовенство в своих проповедях или беседах с верующими приводит вымыслы о страшном суде в соответствии со вкусами и уровнем слушателей, с учетом возможностей непосредственного или косвенного воздействия на их воображение, чувства и психику. Служители ислама проповедуют, будто знамениями конца света и вслед за ним страшного суда являются широко распространяющиеся неверие, забвение традиций и обычаев отцов и дедов, неуважение к храмам, духовенству и т.п. Иными словами, знамением конца света является распространение атеизма. Приближение страшного суда, наступление конца света будет сопровождаться также, по словам мусульманских проповедников, грозными явлениями природы, знамениями и чудесами.
Рассказы о конце света и о страшном суде, которыми духовенство запугивает верующих, являются одним из действенных средств в руках духовенства в его борьбе за сохранение религии.
1.4 Рай и ад
Мусульмане, особенно жители пустыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса, с его прохладой, чистой и холодной водой, зеленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом и вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии – девы с черными глазами, шелковистыми косами, с нежнейшей белой кожей. Они всегда готовы дарить свои ласки, они всегда остаются молодыми и не теряют девственности, их телесная чистота не может быть запятнана вовсе или восстанавливается немедленно после утех. На вершине рая растет лотос, в тени которого отдыхают праведники. В раю же хранятся подлинник Корана и другие «священные» книги, куда записаны деяния людей. Над раем, выше восьмого яруса, находится трон Аллаха, испускающий чудесный свет, доставляющий покой, умиротворение и блаженство небожителям, находящимся под престолом бога. Таким рисуют рай проповедники ислама, пытаясь увлечь этим описанием верующих.
Мусульманский ад состоит из семи кругов. Он снабжен всевозможными орудиями пыток и самыми утонченными средствами для истязания грешников. Это и огонь, и котлы с кипящей смолой, и щипцы для вырывания мяса из тела, и ядовитые скорпионы, змеи и всевозможные чудовища, коим на растерзание бросают грешников. Муки ада, как и наслаждения и блаженства рая, по мусульманскому вероучению, продолжаются бесконечно долго.
Над адом переброшен мост, Сират. Он тонкий, как волос, и острый, как меч Азраила. Этот мост ведет в рай тех, кто в состоянии преодолеть его. Грешникам это не удается. Они несут наказание в аду за свои грехи. За грешников ходатаем перед Аллахом выступает Мухаммед, в аду остаются только те, кто осужден навеки гореть в адском пламени.
1.5 Культ ангелов и демонов
Значительное место в исламе занимает культ ангелов и демонов. Ангелы, в представлении мусульман, – это бестелесные существа, которые беспрекословно выполняют поручения Аллаха, являясь его вестниками. Наиболее близкими к трону предвечного ангелами считаются Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил. В обязанность Джабраила входит передавать божественные повеления, Микаил наблюдает за механизмом вселенной, Исрафил всегда стоит готовым протрубить в специальный рог, дать сигнал о пришествии страшного суда, Азраил – страшный ангел смерти. Существует поверье, будто он, орудуя своим мечом, приводит в исполнение божественный приговор о смерти и выпускает душу из тела. Грешникам и злодеям он может являться в зримом образе и вселять в них неописуемый ужас.
Каждый человек при жизни имеет двух ангелов-хранителей, записывающих его хорошие и дурные поступки, с тем, чтобы их можно было после смерти взвесить для определения человека соответственно в рай или ад.
Кроме того, мусульманам внушается вера в существование ангелов смерти Накира и Мункара, которые производят предварительный допрос, требуют отчета о земных делах и т.п., и ангела Ридвана – стража рая, и ангела Малика – стража ада.
Один ангел, который не хотел повиноваться Аллаху, известный у верующих мусульман под именем Иблис (дьявол, «шайтан»), был проклят Аллахом. Аллах, всесильный, конечно, мог бы расправиться с непокорным Иблисом, но решил его оставить до страшного суда, с тем, чтобы он искушал людей, испытывая крепость их веры, стойкость к соблазнам, несовместимым с исламом.
1.6 Догмат о предопределении
Одним из важнейших в исламе является догмат о предопределении, пронизывающий все мусульманское вероучение. Согласно этому вероучению, в мире не существовало и не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. По мусульманским представлениям, еще до сотворения мира было сотворено Перо, которому Аллах повелел написать о всех делах божественных и творениях, вплоть до времени страшного суда. Выполняя волю всевышнего, Перо записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Следовательно, каждый человек зависит от бога. Каждому предначертана определенная судьба, которая неотвратима. Даже смерть наступает лишь по божественному предначертанию. Коран провозглашает: «Не подобает душе умирать иначе, как с дозволения Аллаха, по писанию с установленным сроком».
Таким образом, люди с рождения обречены на то, чтобы идти путем, предначертанным свыше. Им не дано роптать на жизненные невзгоды. Ведь и невзгоды предопределены Аллахом. Им не дано сетовать на бедствия. И бедствия от бога. Им надлежит терпеливо идти своим путем, который указал всевышний.
Нетрудно понять истинный смысл учения о предопределении, обрекающего верующих на пассивность, терпение и смирение.
Заключение.
Социальная доктрина ислама
На протяжении многих столетий социальная доктрина ислама в своей основе оставалась неизменной. Исходя из принципа абсолютного совершенства всего созданного Аллахом, богословы и религиозные организации рассматривали наличный общественный строй (а им был эксплуататорский строй) как установленный свыше, и всякие попытки изменить его квалифицировались как «богопротивные». Тягчайшим преступлением против бога и веры признавалось возбуждение в народе недовольства против власти эксплуататоров.
Частная собственность на средства производства, лежавшая в основе эксплуататорских общественных отношений, объявлялась неприкосновенной.
Огромные социальные перемены, происшедшие в мире в XX в., небывалый рост притягательности идеологии и практики реального социализма, стремление трудящихся мусульманских стран к общественным переменам не могли не сказаться на социальных позициях ислама. Был разработан ряд концепций, не имевших аналога в прошлом.
Мусульманские богословы стремятся представить ислам не только учением, открывающим возможности для социальных преобразований, но и своеобразным стимулятором строительства социалистического общества. «Предписанные исламом все формы убеждений, ритуалов, моральных норм и законодательных институтов служат именно этой цели».
Всем мусульманским социальным концепциям, как видим, присуще стремление увязывать земные человеческие проблемы со сверхъестественными силами, с их волей и приписываемыми ими установками, каковые будто бы и играют решающую роль в жизни общества.
Таким образом, социальная доктрина ислама не только не дает реальной программы для решения насущных общественных проблем, стоящих перед мусульманскими странами, но и не способствует уяснению направлений развития современного исторического процесса и его движущих сил. Она уводит своих сторонников и последователей от реальных путей борьбы за обеспечение социального прогресса.
Список использованной литературы:
1. Глебов Г.И. Религиоведение. Учебное пособие. Пенза, 2003.
2. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. Москва, 2003.
3. Ирвинг В. Жизнь Магомета. Москва: «Амрита-Русь», 2004.
4. Климович Л.И. Ислам. Очерки. Москва, 1962.
5. Крымский А.Е. История мусульманства. Самостоятельные очерки, обработки и дополненные переводы. Части I и II. Москва, 1904.
6. Максуд Р. Ислам. Москва: «ФАИР-ПРЕСС», 1998.
7. Матвеев К.П. История ислама. Москва: «АСТ», 2005.
8. Рамазанов К.Х. Основы мусульманской религии. Часть I. Общие сведения о мусульманской религии / Учебник. Махачкала, 1999.
9. Религиоведение. Учебное пособие / под редакцией д.ф.н., проф. А.В. Солдатова. Санкт-Петербург – Москва – Краснодар: «Лань», 2003.
10. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. Москва: «Алгоритм», 2007.