Примерное перспективное планирование коррекционно-развивающей деятельности с детьми ОНР. IIIуровня речевого развития


«Примерное перспективное планирование коррекционно-развивающей деятельности с детьми ОНР. IIIуровня речевого развития».

Учитель-логопед МАДОУ № 22
Иванова В.В.
г. Бердск, 2016
Характеристика основных компонентов речи с ОНР. III уровня речевого развития.
Фразовая речь. Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные. Понимание речи. Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно- следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения. Словарный запас. Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Грамматический строй речи. Ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: Неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях. Звукопроизношение. Произносительные возможности детей улучаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротоцизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции. 24 Слоговая структура слова Характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Особенно страдает звуконаполняемость слов. Фонематическое восприятие Недостаточно развит фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР 3 уровня (старшая группа) РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным 25 значением. Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами. Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык 26 анализа простого двусоставного предложения из 2—3 слов (без предлога). РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА Развитие просодической стороны речи Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
СЕНТЯБРЬ, 3-я неделя, “ФРУКТЫ”
Тема НООД Развитие лексико-грамматических средств языка  
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Развитие общей и мелкой моторики Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
Понятия
ПРЕДМЕТ и ДЕЙСТВИЕ
Развитие слухового восприятия на речевых звуках Учить вслушиваться в обращенную речь.
Выделять названия предметов и действий. Учить различать близкие по звуковому составу слова.
Учить четко произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Конец слова за тобой”. Развивать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Апельсин”.
Развивать ориентацию в собственном теле - игра “Далеко-близко”. Уточнять понятие “слово”,познакомить с понятием “слово, обозначающее предмет”; учить дифференцировать вопросы кто? что?; развивать слуховое внимание; воспитывать умение вслушиваться в обращенную речь.
Закреплять навык составления простых предложений по демонстрации действий и по простым сюжетным картинкам.
 
СЕНТЯБРЬ, 4-я неделя, “ОВОЩИ”
Одушевленные
И
неодушевленные существительные.
Звук У Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы путем соотнесения с вопросительными местоимениями Кто? Что? - игра
“Живые-неживые”, Учить выделять начальный ударный и безударный гласный звук У.
Учить четко произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Найди и назови”. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Засолка капусты”.
Развивать координацию речи с движением “Урожай”.
Уточнять артикуляцию звука, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласный звук У. Закрепить представление о словах, обозначающих предмет, познакомить с графическим изображением слов, упражнять в дифференциации предметов на “живые” и “неживые”.
ОКТЯБРЬ, 1-я неделя, “САД - ОГОРОД”
Количественные числительные
ОДИН, ОДНА.
 
Звук А Учить использовать в самостоятельной речи числительные один, однав сочетании с существительными мужского и женского рода – игры “Две рейки”,
“Исправим ошибки гнома”. Учить выделять первый ударный и безударный гласный звука А.
Учить четко произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Выполни команду”. Развивать координацию речи с движением “Вкусный арбуз”.
Развивать ориентацию в собственном теле “Расскажите, что видите”.
Уточнять артикуляцию звука, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласный звук: фонетическая ритмика – движения на гласный звук А. Познакомить с понятием “слово-действие”, упражнять в подборе слов-действий, познакомить с их графическим изображением; продолжать корригировать слуховое внимание.
Составлять и проговаривать словосочетания количественных числительных один, одна с существительными.
 
ОКТЯБРЬ, 2-я неделя, “ОСЕНЬ - ДЕРЕВЬЯ”
Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У.
Звуки А-У Упражнять в образовании родительного падежа единственного числа существительных.
Закреплять понимание и употребление предлога У. Учить дифференцировать гласные звуки А, У .
Учить анализировать звуковые сочетания АУ, УА.
Учить четко произносить слова слоговой структуры второго типа – трехсложные слова из открытых слогов, упражнение “Какое слово получилось?”. Развивать координацию речи с движением “Береза”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Елка”.
  Сформировать понятие “предложение” (условное обозначение, начало, конец); учить дифференцировать понятия “слово” - “предложение”; упражнять в различении слов-предметов и слов-действий.
ОКТЯБРЬ, 3-я неделя, “ЯГОДЫ”
Именительный падеж множественного числа существительных.
Звук И Учить использовать в самостоятельной речи некоторые формы словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа – игра “Один-много”, “Эхо”. Учить выделять первый ударный и безударный гласный звук И.
Анализировать
звукосочетания ИУА, АУИ, УИА.
Учить четко произносить слова слоговой структуры второго типа – трехсложные слова из открытых слогов, упражнение “Игра с мячом”. Развивать координацию речи с движением “По ягоды”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Детки”.
Уточнять артикуляцию звука, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласный звук И. Уточнять понятие“предложение”; продолжать учить дифференцировать понятия “слово” “предложение”; учить составлять предложение из двух слов по ситуативным картинкам.
 
 ОКТЯБРЬ, 4-я неделя, “ОСЕНЬ. ГРИБЫ”
Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени.
 
Предлог НА. Учить употреблять глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и согласование их с существительными в числе – игра “Парные картинки”, “Эхо”.
Учить использовать предлог НА в сочетании с соответствующими падежными формами существительных. Учить дифференцировать гласные звуки А, У, И.
Учить четко произносить слова слоговой структуры второго типа – трехсложные слова из открытых слогов, упражнение “Покажи и назови”. Развивать координацию речи с движением “За грибами”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Дождик”. Уточнить понятия “слово-предмет”, “слово-действие”, “предложения”; учить распространять предложения; дать понятия о главных членах предложения; упражнять в умении графически записывать предложения.
ОКТЯБРЬ, 5-я неделя, “ЧЕЛОВЕК”
Существительные с уменьшительно-ласкательным значением
 
Звук Н Учить способам словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица ед. ч. В глаголы изьявительного наклонения 3-го лица ед. и мн. ч. настоящего времени (спи-спит, спят, спали, спала). Учить выделять звук Н из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, схемы обратных слогов АН, УН, ИН.
Учить четко произносить слова слоговой структуры второго типа – трехсложные слова из открытых слогов, упражнение “Кого ты видел?”. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Ладонь-кулак”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук Н. Научить на слух узнавать образцы связной речи, отличать их от бессвязных образцов; сформировать первоначальную ориентировку на признаки рассказа.
 
 
НОЯБРЬ, 1-я неделя, “ИГРУШКИ”
Глаголы прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа.
 
Звук М Учить формам словоизменения путем практического овладения глаголами единственного числа прошедшего времени.
Учить согласовывать глаголы прошедшего времени единственного числа с существительными в роде. Учить выделять звук М из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, схемы обратных слогов АМ, УМ, ИМ.
Учить четко произносить слова слоговой структуры второго типа –трехсложные слова из открытых слогов, упражнение “Чьи вещи?”. Развивать координацию речи с движением “Мячик”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика“Игрушки”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук М. Познакомить со словамипризнаками; закреплять понятия “слово-предмет”, “слово-действие”; упражнять в составлении предложений, выкладывание их схем.
НОЯБРЬ, 2-я неделя, “ПОСУДА”
Винительный падеж единственного числа существительных
 
Звуки М - Н Учить формам словоизменения путем практического овладения существительными в винительном падеже единственного числа - игры “Живые предложения”, “Путаница”, “Потерялись слова”. Учить дифференцировать звуки М-Н по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза обратных слогов АМ, УМ, ИМ, АН, УН, ИН.
Учить четко произносить слова слоговой структуры третьего типа – односложные слова из закрытого слога, упражнение “Договори слово”. Развивать координацию речи с движением “Чайник”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “За работу”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – дифференциация движений на согласные звуки М-Н. Закреплять понятие “слово-признак” (вопросы, условные обозначения); упражнять в составлении предложений со словами-признаками, выкладывание схем предложений.
НОЯБРЬ, 3-я неделя, “ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ”
Существительные в форме творительного падежа (в значении орудийности действия)
Предлог В. Учить формам словоизменения путем практического овладения существительными в творительном падеже мужского и женского рода единственного числа (в значении орудийности действия).
Учить использовать предлог В в сочетаниях соответствующими формами существительных. Учить навыкам звукового анализа и синтеза слогов типа АМ, АН, УМ, УН, ИМ, ИН.
Учить четко произносить слова слоговой структуры третьего типа – односложные слова из закрытого слога, упражнение “Назови один предмет”. Формирование мелкой моторики: пальчиковая гимнастика “Шалун”. Уточнить знания детей о признаках рассказа; познакомить с видами рассказов, вводными словами для начала рассказа, структурой рассказа (начало, середина, конец).
 
 
НОЯБРЬ, 4-я неделя, “ОДЕЖДА”
Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ
 
 
 
Звук П Учить использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения МОЙ, МОЯв сочетании с существительными мужского и женского рода. Учить выделять звук П из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, составление схем обратных и прямых слогов АП, ПА, УП, ПУ, ИП.
Учить четко произносить слова слоговой структуры третьего типа– односложные слова из закрытого слога, упражнение “Назови пять предметов”. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Помощники”
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук П.
Развивать ориентацию в трехмерном пространстве-игра “Живые вагончики” (впереди – позади). Уточнять знания детей о признаках рассказа, видах рассказов, вводных словах для начала рассказа; учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
– “Штанишки для мишки”
ДЕКАБРЬ, 1-я неделя, “ОБУВЬ”
Род имен существительных
 
 
 
 
 
Звук Т Учить использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ и количественные числительные ОДИН, ОДНА, ОДНО в сочетании с существительными мужского, женского и среднего рода.
Учить различать глаголы одевать и надевать . Учить выделять звук Т из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, составление схем прямых и обратных слогов АТ, УТ, ИТ, ТА, ТУ.
Учить делить слова на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа – двухсложные слова с закрытым слогом- упражнение“Какое слово получилось?” Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Ботинки”
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук Т.
Развивать ориентацию в трехмерном пространстве-игра “Собери сказку” (далеко – близко – между). Учить придумывать конец рассказа, основываясь на предыдущие события, познакомить с диалогом, упражнять в придумывании диалога по малосюжетным картинкам.
 
 
 
 
ДЕКАБРЬ, 2-я неделя, “ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ”
Предлог ПОД
 
Звуки П-Т Учить использовать предлог ПОД,обозначающий пространственное расположение предметовв сочетаниях соответствующими формами существительных. Учить дифференцировать звукиП-Т в слогах и словах по предметным картинкам.
Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слогов.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа –двухсложные слова с закрытым слогом- упражнение “Добавь звук”. Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную сторону речи:
фонетическая ритмика – движения на согласные звуки П-Т.
Развивать ориентацию в трехмерном пространстве-игра “Строим город” (наверху – внизу – выше – ниже) Уточнить знания о диалоге; продолжать обучать составлению диалога; продолжать учить пересказывать текст с использованием плана; познакомить с планом схемой.
ДЕКАБРЬ, 3-я неделя, “ЗИМА”.
Составление рассказа “Зима”по опорным словам и картинкам
 
 
 
Звук К Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам “КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?”;обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Учить выделять звук К из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза слогов АК, УК, ИК, КА, КУ.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа –двухсложные слова с закрытым слогом - упражнение “Назови ласково”. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Ёлочка”
Развивать координацию речи с движением “Снежная баба”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную сторону речи: Фонетическая ритмика – движения на согласный звук К.
Развивать ориентацию в двухмерном пространстве- игра “Новый год” (высоко-низко, выше-ниже). Упражнять в составлении рассказа с опорой на картинку, активизировать словарь прилагательных, продолжать развивать творческое воображение и логическое мышление на основе умозаключений, воспитывать умение выслушивать ответы товарищей до конца.
ДЕКАБРЬ, 4-я неделя, “НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК”
Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Незнайкин подарок”
 
Звуки К-Т Закреплять использование в самостоятельной речи некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными в родительном падеже множественного числа. Учить выделять последний глухой согласный в слогах,
дифференцировать звуки К-Т в слогах и словах по предметным картинкам.
Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слогов.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа – двухсложные слова с закрытым слогом, упражнение “Назови ласково”. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Ёлочка”
Развивать координацию речи с движением “Снежная баба”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика - движения на согласные звуки К-Т.
Развивать ориентацию в двухмерном пространстве- игра “Новый год” (высоко-низко, выше-ниже). Уточнять знания о диалоге; продолжать обучать составлению диалогов по малосюжетным картинкам; продолжать учить пересказывать текст с использованием плана; познакомить с планом схемой; корригировать логическое мышление и зрительное внимание на основе установления последовательности развития событий.
ЯНВАРЬ, 2-я неделя, “ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ”
Количественные числительные ДВА, ДВЕ
 
Звуки П-Т-К Учить согласовывать количественные числительные ДВА, ДВЕс существительными в роде.
Закреплять употребление предлогов НА и ПОД в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Учить различать звуки П-Т-К в слогах и словах по предметным картинкам.
Закреплять навыки звукового анализа и синтеза обратных и прямых слогов.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа – двухсложные слова с закрытым слогом, упражнение “Назови один предмет”. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Ёлочка”.
Развивать координацию речи с движением “Снежная баба”.
Развивать ориентацию в двухмерном пространстве- игра“Белка на елке” (высоко-низко, выше-ниже). Упражнять в составлении конца рассказа с опорой на картинку, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, в передаче эмоционального состояния с помощью мимики и пантомимики, активизировать словарь прилагательных – придумывание конца рассказа“Приключение снеговика и Бобика”.
ЯНВАРЬ, 3-я неделя, “ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ”
Предлоги НА, С (зимующие птицы)
 
Звук Х Закреплять употребление предлогов НА и С в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.
Закреплять использование в самостоятельной речи притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ. Учить выделять звук Х из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам.
Учить навыкам звукового анализ и синтеза обратных и прямых слогов АХ, УХ, ИХ,ХА, ХУ.
Учить делению слов на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа – двухсложные слова с закрытым слогом, упражнение “Посмотри и назови”. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Кормушка”
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук Х.
Развивать ориентацию в двухмерном пространстве (сравнивание пространственных позиций предметов) игра “Продолжи ряд”. Уточнить знания детей о пространственном значении предлога НА; упражнять в составлении предложений с предлогом НА; продолжать учить отличать связное высказывание от бессвязных образцов; учить пересказывать текст с использованием картинного плана – пересказ с использованием картинного плана “Даша кормит птиц”
ЯНВАРЬ, 4-я неделя, “ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ”
Пересказ русской народной сказки “Заюшкина избушка” по опорным предметным картинкам.
Дифференциация предлогов НА-ПОД Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к различным материалам (ледяная, лубяная).
Закреплять употребление предлогов НА и ПОД в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза обратных и прямых слогов (повторение).
Закреплять навыки деления слов на слоги (повторение).
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа – двухсложные слова с закрытым слогом, упражнение “Что ты будешь делать?”. Развивать координацию речи с движением “Медведь”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика“Белка”.
Развивать ориентацию в двухмерном пространстве – совершенствование графомоторных навыков, игра “Коврики” Формировать умение связно, полно, последовательно излагать содержание прослушанной сказки; продолжать правильно учить отвечать на вопрос, ориентируясь на окончание вопроса; корригировать логическое мышление на основе упражнения в установлении причинно –следственных зависимостей; активизировать в речи словарь прилагательных.
ЯНВАРЬ, 5-я неделя, “ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ”
Родительный падеж множественного числа существительных
 
Звуки К-Х Учить образовывать и употреблять родительный падеж множественного числа существительных.
Формировать словообразование названий детенышей домашних животных.
Закреплять согласование с количественными числительными ОДИН, ОДНА, ОДНО. Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов, составление схем слов ПУХ, МАК.
Учить различать звуки К-Х в слогах и словах по предметным картинкам.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа – двухсложные слова с закрытым слогом, упражнение “Назови 9 предметов”. Развивать координацию речи с движением “Теленок”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Коготочки”.
Совершенствовать статико-динамические и темпо-ритмические параметры общих движений и действий - воспроизведение серий движений руками, игра “Делай как я”. Продолжать учить рассказыванию, развивать умение передавать предметное содержание сюжетных картин; продолжать развивать грамматически правильную фразовую речь на основе составления связного рассказа по серии сюжетных картинок “Хитрая мышка”.
ФЕВРАЛЬ, 1-я неделя, “ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ”
Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок “Утенок и цыпленок”
 
Звук О Учить составлять предложения по предметным картинкам со словом МНОГО.
Закреплять образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных.
Счет 1-5 - двойка, окно. Учить выделять звук О из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в словах по предметным картинкам под ударением после согласного.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, составление схем слов КОТ, ТОК.
Учить делению слов на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры четвертого типа - двухсложные слова с закрытым слогом, упражнение “Чьи предметы?”. Развивать координацию речи с движением “Домашние птицы”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Утята”.
Уточнять артикуляцию звука, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласный звук О.
Развивать моторные функции (различение, воспроизведение характеристика темпа, ритма), игра“Движения животных” Формировать умение связно, полно, последовательно излагать содержание прослушанного рассказа; продолжать учить правильно отвечать на вопрос, ориентируясь на окончание вопроса; корригировать логическое мышление на основе упражнения в установлении причинно – следственных зависимостей; активизировать в речи словарь прилагательных .
ФЕВРАЛЬ,2-я неделя, “ТРАНСПОРТ”
Приставочные глаголы
 
 
Предлог ПО Учить выделять приставочные глаголы в речевом потоке. Учить некоторым способам словообразования глаголов с разными приставками.
Познакомить со значением предлога ПОи его схемой, учить правильно употреблять предлог ПО с существительными в дательном падеже. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза, составлять схемы слов КОТ, ТОК.
Закреплять навыки деления слов на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры пятого типа - двухсложные слова со стечением согласных в середине слова закрытым слогом, ига “Конец слова за тобой”. Развивать координацию речи с движением “Самолет”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Вертолет”.
Уточнять артикуляцию звука, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласный звук О.
Развивать моторные функции- (воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе), игра “Передай привет”. Уточнить знания о мужских профессиях, продолжать развивать связную речь, продолжать учить составлять связные высказывания, ориентируясь на план схему; корригировать слуховое внимание на основе запоминания ответов товарищей; воспитывать интерес к занятиям.
ФЕВРАЛЬ, 3-я неделя, “ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА”
Относительные прилагательные
 
 
Звук Хь Учить словообразованию и употреблению относительных прилагательных обозначающих материал.
Учить согласовывать относительные прилагательные с существительными в роде числе и падеже.
Закреплять умение преобразовывать деформированную фразу. Формировать четкое произнесение звука Хь.
Учить различать звуки Х-Хь.
Знакомить с понятием мягкие согласные.
Продолжать учить делению слов на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры пятого типа - двухсложные слова со стечением согласных в середине слова, игра “Назови ласково”. Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук Хь:проговаривание слогов с движениями, проговаривание междометий с разной интонацией.
Развивать моторные функции (воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе), игра “Танец снежинок”. Активизировать словарь прилагательных по теме “Защитники отечества”;
продолжать развивать связную речь, продолжать учить составлять связные высказывания, ориентируясь на план схему; корригировать слуховое внимание на основе запоминания ответов товарищей; воспитывать интерес к занятиям.
ФЕВРАЛЬ, 4-я неделя, “ДОМ, МЕБЕЛЬ”
Пересказ сказки “Три медведя”
Звук Ть Учить подбирать родственные слова к слову медведь.
Формировать умение договаривать предложения по картинкам (по памяти). Учить четко произносить звук Ть, различать звуки Т-Ть.
Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов ТИК, ТАК.
Учить четко произносить слова слоговой структуры пятого типа - двухсложные слова со стечением согласных в середине слова, ига “Один-несколько”. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Много мебели в квартире”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук Ть:проговаривание слогов с движениями.
Развивать моторные функции (повторение). Формировать умение связно, полно, последовательно излагать содержание прослушанной сказки; продолжать учить правильно отвечать на вопрос, ориентируясь на окончание вопроса; корригировать логическое мышление на основе упражнения в установлении причинно – следственных зависимостей; активизировать в речи словарь прилагательных – пересказ по сказке “Три медведя”
МАРТ, 1-я неделя, “МАМИН ПРАЗДНИК. СЕМЬЯ”
Понятие признак
 
Звук Пь Учить подбирать признаки к предметам с помощью вопросов какой?, какая?, какое?
Закреплять умение договаривать предложения по картинкам на звук Пь - игра “Потерялись слова”. Учить четко произносить звук Пь, различать звуки П-Пь.
Закреплять понятия мягкие согласные.
Продолжать учить делению слов на слоги. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Как у нас семья большая”.
Улучшать фонематический слух, уточнять артикуляцию звука, развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук Пь: проговаривание слогов с движениями.
Развивать моторные функции (повторение). Продолжать учить составлять связные высказывания, объединять их с готовой концовкой рассказа, активизировать словарь прилагательных, относящихся к теме “Семья”.
МАРТ, 2-я неделя, “РАННЯЯ ВЕСНА. ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ”
Рассказ “Скворечник”
 
Дифференциация предлогов В, НА Обогащать лексику родственными словами путем образования родственных слов с помощью вопросов.
 
Учить различать предлоги В и НА, правильно употреблять их с существительными в предложном падеже. Закреплять навыки дифференциации звуков П-Пьпо предметным картинкам.
Учить четко произносить слова слоговой структуры шестого типа - двухсложные слова из закрытых слогов, игра “Назови ласково”. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Птенчики в гнезде”.
Развивать координацию речи с движением “Ласточка”.
Развивать моторные функции (воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе и ритме), игра “Бабочки и цветы”. Формировать умение составлять повествовательный рассказ “Скворечник” по серии сюжетных картинок с дополнительной опорой на предметные картинки.
Составление предложений с предлогами В и НА.
МАРТ, 3-я неделя, “ПРОФЕССИИ”
Составление описательного рассказа “Весна идет”.
Предлог ЗА Учить подбирать родственные слова к словам весна, солнце.
Формировать умение подбирать признаки к словам весна, солнце, снег.
Учить употреблять предлог ЗА с существительными в творительном и винительном падежах. Закреплять умение дифференцировать звуки Т-Тьпо предметным картинкам (повторение). Развивать координацию речи с движением “Шофер”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Что принес нам почтальон?”
Развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласные звуки П-Т-Х. Проговаривание слогов с движениями.
Развивать моторные функции (повторение). Учить составлять описательный рассказ по простым сюжетным картинкам и опорным словам.
Заучивание рассказа.
Упражнять детей в составлении предложений с предлогом ЗА по картинке.
МАРТ, 4-я неделя, “ИНСТРУМЕНТЫ”
Пересказ сказки “Снегурочка”
Звук Кь Обогащать лексику родственными словами путем выделения из контекста.
Обогащать лексику признаками – продолжать учить подбирать признаки к предметам Учить четко произносить звук Кь, различать звуки К-Кь. Закреплять понимание мягкости согласных.
Продолжать формировать навыки звукового анализа: составление схем слов КОТ, КИТ, ТИК.
Учить четко произносить слова слоговой структуры шестого типа - двухсложные слова из закрытых слогов, игра “Чего, кого нет?”. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “На работу”
Развивать ритмико-интонационную сторону речи: фонетическая ритмика – движения на согласный звук К.Проговаривание слогов с движениями.
Формировать пространственные представления и оптико-пространственную ориентацию (повторение) Обучать пересказу с опорой на серию сюжетных картинок иллюстрации к сказке.
Закреплять представления о временах года.
Корригировать логическое мышление и зрительное внимание на основе установления последовательности развития событий, воспитывать интерес к занятиям.
АПРЕЛЬ, 1-я неделя, “РЫБЫ”
Пересказ отрывка из “Сказки о рыбаке и рыбке”А.С.Пушкина с опрой на серию картинок.
 
Звук Ы Закреплять умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных.
Продолжать учить подбирать признаки к словам. Учить четко произносить звук Ы, выделять гласный Ы после согласного.
Формировать навыки звукового анализа, составление схем слов ПЫХ, ТЫК.
Учить четко произносить слова слоговой структуры шестого типа - двухсложные слова из закрытых слогов, игра “Один-пять”. Развивать координацию речи с движением “Аквариум”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Рыбка”.
Уточнять артикуляцию звука, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласный звук Ы.
Формировать пространственные представления и оптико-пространственную ориентацию (повторение). Продолжать учить краткому пересказу отрывка с опорой на иллюстрацию, развивать диалогическую речь.
Упражнять в грамматически правильном оформлении предложений; активизировать словарь прилагательных и глаголов; воспитывать усидчивость.
АПРЕЛЬ, 2-я неделя, “ЦВЕТЫ”
Пересказ рассказа по сюжетной картинке “Овца и цветы”.
 
Звуки Ы-И Упражнять в образовании именительного падежа множественного числа существительных.
Продолжать учить подбирать признаки к словам, относящимся к теме “Цветы” Учить различать звуки Ы-И на слух и в произношении.
Учить выделять ударные гласные Ы-И после согласных и в конце слова.
Продолжать формировать звуковой анализ слов ПЫХ, КИТ.
Учить четко произносить слова слоговой структуры седьмого типа - трехсложные слова с закрытым слогом, игра “Назови ласково”. Формировать координацию речи с движением “На окне в горшочках”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Цветок”.
Уточнять артикуляцию звуков, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и высоту голоса: фонетическая ритмика – движения на гласные звуки Ы-И.
Формировать пространственные представления и оптико-пространственную ориентацию (повторение) Учить детей пересказывать рассказ значительного объема с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.
Продолжать развивать связную речь; упражнять в грамматически правильном оформлении предложений; стимулировать желание внимательно рассматривать картину; корригировать слуховое и зрительное внимание.
АПРЕЛЬ, 3-я неделя, “НАСЕКОМЫЕ”
Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Гусеница и яблоко”
Звук Ль Учить образовывать и употреблять относительные прилагательные.
Активизировать словарь прилагательных и глаголов по теме “Насекомые” Закреплять правильное произношение звука Ль.
Учить определять место звука Ль в слове.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры седьмого типа - трехсложные слова с закрытым слогом, игра “Один-пять”. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Пчела”, “Бабочка”, “Жук”, “Комарик”. “Оса”.
Развивать моторные функции (повторение). Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, последовательность которых служит планом рассказывания;
Продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.
Составлять предложения по предметным картинкам на Ль.
АПРЕЛЬ, 4-я неделя, “ЗООПАРК”
Притяжательные прилагательные с суффиксом –й- (на –ий, ья, -яе, -ьи).
 
Предлог К Учить образовывать и употреблять притяжательные прилагательные с суффиксом –й- (на –ий, ья, -яе, -ьи).
Обогащать лексику синонимами и антонимами.
Учить детей правильно употреблять предлог К с существительными в дательном падеже. Обогащать словарный запас детей путем образования существительных с помощью различных суффиксов. Продолжать совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза (повторение).
Закреплять умение делить слова на слоги.
Учить четко произносить слова слоговой структуры седьмого типа - трехсложные слова с закрытым слогом, игра “Назови и сделай”. Совершенствовать координацию речи с движением “Ежик и барабан”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Крокодил”, “Слон”.
Развивать моторные функции (повторение). Учить составлять предложения с использованием предметных картинок и схемы к предлогу К.
Составлять предложения по сюжетным картинкам с предлогом К.
МАЙ, 1-я неделя, “ВЕСНА”
Относительные прилагательные
 
Звуки Ль-Й Учить образовывать и употреблять относительные прилагательные от названий деревьев.
Закреплять и различать хвойные и лиственные деревья.
Продолжать закреплять согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Закреплять согласование притяжательных местоимений с существительными. Различать звуки Ль-Й на слух и в произношении.
Преобразовывать слова путем замены Й-Ль.
Совершенствовать навыки деления слов на слоги и составления схем слогового состава, выделения ударного слога. Совершенствовать координацию речи с движением “Веснянка”.
Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Вышел дождик погулять”
Развивать моторные функции (повторение).
Уточнять артикуляцию звуков, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и высоту голоса: фонетическая ритмика – проговаривание междометий с разной интонацией. Продолжать развивать связную речь; упражнять в грамматически правильном оформлении предложений4 уточнять знания о предметах весны; активизировать словарь прилагательных и глаголов по теме “Весна”; стимулировать желание внимательно рассматривать картину; корригировать слуховое и зрительное внимание; воспитывать усидчивость.
МАЙ, 2-я неделя, “ДЕНЬ ПОБЕДЫ”
Предлог ОТ
 
Звук В Упражнять в правильном употреблении предлога ОТ с существительными в родительном падеже.
Учить дифференцировать звук В и предлог В: составление предложений по предметным картинкам. Обогащать словарь по теме “Армия”. Учить четко произносить звук В, различать звуки В-Вь,
выделять звук В перед гласными, определять место звука в словах.
Продолжать учить делить слова на слоги, составлять схемы слогового состава. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Здравствуй”, “Дружба”.
Уточнять артикуляцию звуков, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и высоту голоса: фонетическая ритмика - движения на согласный звук В.Проговаривание слогов с движениями.
Развивать моторные функции (повторение). Учить детей составлять предложения по схеме и предметным картинкам с предлогом ОТ.
Продолжать учить составлять связные высказывания, объединять их с готовой концовкой рассказа, активизировать словарь прилагательных; продолжать учить подбирать доступные антонимы; корригировать слуховое внимание на основе запоминания ответов товарищей; воспитывать чувство уважения к товарищам.
МАЙ, 3-я неделя, “ГОРОД”
Составление рассказа по сюжетной картинке “Друзья”
Звук Ф Закреплять употребление предлога В.
Обогащать словарь по теме “Город”. Учить четко произносить звукФ, определять место звука в словах.
Закреплять умение делить слова на слоги, составлять схемы слогового состава 1-, 2-, 3-сложных слов.
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза: МИФ. Формировать мелкую моторику: пальчиковая гимнастика “Домик”,
Уточнять артикуляцию звуков, нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и высоту голоса: фонетическая ритмика - движения на согласный звук Ф.Проговаривание слогов с движениями.
Развивать моторные функции (повторение). Закреплять умение составлять рассказ по одной сюжетной картинке, изображенные на которой события – конечный результат действия.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, строить фразы с включением нескольких определений.
МАЙ, 4-я неделя, “ЛЕТО”
Составление рассказа по сюжетной картинке “Случай в лесу”
Дифференциация предлогов ОТ иК Учить правильно употреблять предлоги с существительными в дательном и родительном падежах. Закреплять умения звукового анализа и синтеза, деления слов на слоги (повторение). Развивать моторных функций (повторение). Закреплять умение составлять рассказ по одной сюжетной картинке, изображенные на которой события – конечный результат действия.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, строить фразы с включением нескольких определений.
Составлять предложения с предлогами ОТ и К с выбором нужной схемы маленького слова.
Литература
1. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
5. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
6. Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
7. Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.
8. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
9. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
10.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
11.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
12.Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
13.Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей логопедической группе детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
14.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильевой. – 2007.
15.Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
16.Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
17.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
18.Шемякина О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ/ О.В. Шемякина.- М.: Издательство ГНОМ, 2014.-168 с