Рабочая программа по физической культуре по профессии «Тракторист- машинист сх производства»

ГАПОУ ИО «ЗаПТ» Филиал «Кимильтей»



Расмотрено: Утверждаю
на заседании мк Директор ГАПОУ ИО «ЗАПТ»
_______________ _______________А.В. Козмин
«__» ______________2016









рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

по профессии среднего профессионального образования
110800.02 «Тракторист- машинист с\х производства»
100701.01 «Продавец , контролёр- кассир»















Кимильтей,2016 г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), регионального учебного плана и примерной программы учебной дисциплины по профессии начального профессионального образования

Организация-разработчик: ОГБОУ НПО ПУ № 51
Разработчики: Богданова А.А.. ,руководитель физического воспитания



Рецензенты:
(внутренняя)
____________________ ________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(от работодателя)
____________________ ________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Рекомендована методическим советом ОГБОУ НПО ПУ (протокол № 1
от « 21 » мая 2016 года)













СОДЕРЖАНИЕ









СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации учебной дисциплины

16

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18



1. паспорт РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения примерной программы
Региональная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, в рамках реализации ОПОП НПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общеобразовательного цикла и обязательной части циклов и раздела «Физическая культура» ФГОС НПО.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
– основы здорового образа жизни.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 342часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов:
самостоятельной работы обучающегося 171 часов.

В зависимости от профессии может быть изменение общей трудоёмкости дисциплины за счёт изменения трудоёмкости не обязательных разделов и тем программы.
Настоящая программа является примерной, и позволяет образовательному учреждению в процессе проведения занятий по физической культуре с учётом материально-технических условий, учебно-методического, информационного и кадрового обеспечения выбирать из предлагаемых разделов и тем те, которые в большей степени направлены на предупреждение и профилактику профзаболеваний и могут быть наиболее эффективно использованы для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Программой предусмотрено одно вводное лекционное занятие, остальные теоретические сведения сообщаются рассредоточено в процессе проведения практических занятий.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
342

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
171

в том числе:


практические занятия
167

контрольные работы
4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
171

в том числе:


Внеаудиторная работа организуется в виде еженедельной 2 часовой самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
Проверка эффективности данного вида самостоятельной работы организуется в виде анализа результатов выступления на соревнованиях или сравнительных данных начальных и конечных результатов тестирования, демонстрирующих прирост в уровне развития физических качеств.


Итоговая аттестация в форме зачёта



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физическая культура
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Научно-методические основы формирования физической культуры личности

6


Тема 1.1.
Общекультурное и социальное значение физической культуры. Здоровый образ жизни.

Содержание учебного материала
1









1.
Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры.
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека. Сущность и ценности физической культуры. Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Дисциплина «Физическая культура» в системе начального профессионального образования.
Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и открытых спортивных площадок).

2







2.
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья.
Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность. Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.

2


3.
Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений НПО. Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации. Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.

2


4.
Физическая культура в профессиональной деятельности квалифицированного рабочего. Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Контроль (тестирование) состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.

2


Практические занятия
1. Выполнение комплексов упражнений при сутулости, нарушением осанки в грудном и поясничном отделах, упражнений для укрепления мышечного корсета, для укрепления мышц брюшного пресса.
2. Проведение квалифицированными рабочими самостоятельно подготовленных комплексов упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику нарушений работы органов и систем организма.
5



Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение комплексов утренней гигиенической гимнастики. Соблюдение оптимальных режимов суточной двигательной активности на основе выполнения физических упражнений.
10


Раздел 2.
Учебно-практические основы формирования физической культуры личности

144


Тема 2.1.
Легкая атлетика


Содержание учебного материала 




1.
Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег. Эстафетный бег. Техника прыжков в длину и высоту. Техника метания гранаты и толкания ядра.

2


Практические занятия
Освоение техники низкого старта, стартового разгона, бега по дистанции, финиширования. Освоение техники бега по прямой с различной скоростью, техники бега на 100 м. Освоение техники эстафетного бега 4(100 м, 4(400 м*.
Совершенствование техники высокого старта, стартового разгона, бега по дистанции, бега по виражу, финиширования. Освоение техники равномерного бега на 3000 м (юноши), бега на 2000 м (девушки). Освоение техники бега в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. (юноши), бега в равномерном и переменном темпе 15-20 мин (девушки)*. Освоение техники кроссового бега.
Освоение техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги», «ножницы»*, «прогнувшись»*
Освоение техники прыжка в высоту способом «перешагивание», «перекидной»*, «фосбери –флоп»*
Совершенствование техники метания гранаты девушки 500 гр., юноши 700 гр.
Освоение техники толкания ядра с места, со скачка* и поворота*

18



Контрольные работы
1. Бег 100 м с учетом времени
2. Бег 2000 м без учета времени (девушки), Бег 3000 м без учета времени (юноши)
3. Бег 500 (девушки). Бег 1000 м. (юноши)
4. Прыжок в длину с места
2



Самостоятельная работа обучающихся
Освоение, закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий.
20


Тема 2.2.
Баскетбол

Содержание учебного материала




1.
Техника ловли и передач мяча различными способами, ведения мяча. Техника бросков мяча различными способами без сопротивления и с сопротивлением защитника. Тактика нападения, тактика защиты. Совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите. Технико-тактическая подготовка. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.

2


Практические занятия
Совершенствование техники ловли и передач мяча различными способами без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях)
Совершенствование техники ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
Совершенствование техники бросков мяча различными способами (с места, в движении, прыжком) без сопротивления и с сопротивлением защитника
Совершенствование техники защиты (вырывание, выбивание, перехват, накрывание).
Игра по упрощенным правилам баскетбола.
Игра по правилам (совершенствование в сочетании технических приемов и тактических действий)
16



Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта «Техника безопасности на занятиях спортивными играми». Зарисовать схему площадки, выписать оборудование и инвентарь для игры в баскетбол. Изучение правил игры по баскетболу «Официальные правила баскетбола». Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий.

15


Тема 2.3.
Волейбол

Содержание учебного материала





1.
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.

2


Практические занятия
Совершенствование стойки игроков передней линии, задней линии (устойчивая, стартовая, основная, неустойчивая), перемещения (бег, скачок вперед, в сторону, скрестным шагом, ускорение под углом 45 град.), остановки (переворот назад, бросок, полет, перекат).
Совершенствование подачи мяча: нижняя боковая, нижняя прямая, верхняя боковая, верхняя прямая. Совершенствование передачи мяча сверху двумя руками (по характеру перемещения к мячу после выхода вперед, назад, в сторону, в прыжке, в приседе, лицом, боком, за спину).
Совершенствование приема мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе.
Обучение техники прямого нападающего удара, с переводом вправо, влево (разбег, выталкивание и прыжок, движение ударной рукой, приземление и перемещение в удобную позицию)
Совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите.
Совершенствование техники одиночного, двойного блокирования (стартовая позиция блокирующих, работа рук и ног блокирующих).
Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.

20



Самостоятельная работа обучающихся
Зарисовать схему площадки, выписать оборудование и инвентарь для игры в волейбол. Изучение правил игры по волейболу - Официальные волейбольные правила ФИВБ. Краткий конспект «Техника безопасности игры». Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий.
20


Тема 2.4.
Футбол*

Содержание учебного материала




1.
Перемещение по полю. Ведение и передачи мяча. Удары по мячу, по воротам. Остановка и приём мяча. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Тактика игры: индивидуальные, групповые, командные действия. Техника и тактика игры вратаря. Взаимодействие игроков. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам.

2


Практические занятия
Совершенствование перемещений по полю, техники ведения и передачи мяча.
Совершенствование ударов по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча ногой, грудью.
Освоение техники приёма мяча: ногой, головой.
Совершенствование ударов по воротам. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча.
Освоение тактики игры в защите, в нападении (индивидуальные, групповые, командные действия).
Освоение технико-тактических действий игры вратаря. Взаимодействие игроков. Учебная игра.
18



Самостоятельная работа обучающихся
Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий.
10


Тема 2.8.
Настольный теннис*

Содержание учебного материала
20



1.
Стойки игрока и перемещения. Способы держания ракетки. Технические приёмы и тактические комбинации. Тактика одиночной и парной игры, стили игры. Двусторонняя игра.

2


Практические занятия
Совершенствование стойки игрока, способов держания ракетки: горизонтальный, вертикальный хваты ракетки.
Освоение техники передвижений: бесшажные, шаги, прыжки, рывки.
Освоение технических приёмов: подача, подрезка, срезка, накат, поставка, топ-спин, топс-удар, свеча.
Освоение тактики игры, стилей игры.
Освоение тактических комбинации. Тактика одиночной и парной игры*. Двусторонняя игра.





Самостоятельная работа обучающихся
Освоение, закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий.
20


Тема 2.8.
Гимнастика

Содержание учебного материала




1.
Строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, со снарядами и на снарядах. Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний и коррекции зрения.

2


Практические занятия
Совершенствование поворотов кругом в движении, перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении.
Освоение комбинаций упражнений из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении*. Освоение комбинаций упражнений с различными способами ходьбы, бега, прыжков*, вращений*.