ПЛАН — КОНСПЕКТ ПО МДК.01.02 ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДВС


ГАПОУ СО «ПЕРЕЛЮБСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
ПО МДК.01.02 ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДВС
МАСТЕР П/О АЙТКАЛИЕВ К.Р.
Тема: Основные понятия и определения ДВС
Тип урока: урок по изучению нового материала
Вид урока: коллективный способ обучения
Дидактические задачи урока:
Обучающая: Формирование у обучающегося об устройстве, классификации ДВС.
Развивающая: Постановки проблемы  и разрешения их,  умения пользоваться  техническим языком, работы в группах
Воспитательная: Воспитание у обучающихся стремления к глубокому усвоению знаний
Межпредметные связи:
1. Технология механизированных работ в сельском хозяйстве.
2. Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.
3.Физика.
Методическое обеспечение урока:
1. Плакаты.
2. Макеты, разрезы узлов и агрегатов.
3. Литература, В.А. Родичев. Тракторы
Требования при изучении темы:
Обучающийся должен знать:
1.   Назначение ДВС.
2.   Устройство и принцип работы ДВС.
3.   Основные понятия и определения ДВС.
Обучающийся должен уметь:
1.   Анализировать информацию и делать выводы.
2.   Самостоятельно работать с литературой и раздаточным материалом.
3. Давать конкретные и аргументированные  ответы на поставленные вопросы.
5.   Вести конспект с краткими комментариями по данной теме.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.1. Прием рапорта  по группе и приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности группы к уроку.
II. Целевая установка.
Сообщение темы и целей урока.
III. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания и увязывание темы нового урока с содержанием предыдущего.
Используя макеты, детали, плакаты
- перечислите из каких основных частей состоит трактор?
- что необходимо сделать при подготовке основного двигателя к пуску?
- для чего необходим двигатель?
IV. Обобщение по ответам обучающихся и переход к восприятию новой темы.
1. Группа разбивается на 2 подгруппы. Подгруппы между собой соревнуются в развитии творческого мышления, выделять главное, сравнивать ответы друг с другом, доказывать, объяснить понятие, ставить проблемы и разрешать их.
2. Создание проблемной ситуации и формулирование обучающимися главного вопроса.
3. Запись на доске даты, номера и темы урока.
Объяснение новой темы.
Для объяснения нового материала используется плакаты, литературы, макеты ДВС, схемы на доске где виртуально и озвучено идет объяснение материала.
Дается дополнительный комментарий и возможность произвести запись в конспекте.
Основные понятия и определения
На современных сельскохозяйственных тракторах и автомобилях установлены поршневые двигатели внутреннего сгорания. В основу действия таких двигателей положено свойство газов расширяться при нагревании.
Двигатель внутреннего сгорания – это тепловой двигатель, в котором происходит преобразование химической энергии сгорания топлива в механическую энергию.
Эти двигатели классифицируют:
- по способу смесеобразования (с внешним смесеобразованием - карбюраторные и газовые; с внутренним смесеобразованием – дизели);
- по способу воспламенения горючей смеси (с принудительным воспламенением от электрической искры – карбюраторные и газовые; с воспламенением от сжатия – дизели);
- по числу тактов рабочего цикла (четырехтактные и двухтактные);
- по виду применяемого топлива (бензиновые, газовые и дизели);
- по способу охлаждения (с жидкостным и воздушным охлаждением);
- по числу цилиндров (одноцилиндровые и многоцилиндровые);
- по расположению цилиндров (рядные, V-образные, оппозитные).
Горючая смесь – это смесь, состоящая из распыленного топлива с воздухом в определенной пропорции.
Рабочая смесь образуется в цилиндре работающего двигателя в результате перемешивания горючей смеси с остаточными газами.
Карбюраторные двигатели. В них топливо с воздухом смешивается в специальном приборе – карбюраторе, а горючая смесь воспламеняется от электрической искры. Карбюраторные двигатели устанавливают, главным образом, на автомобилях малой и средней грузоподъемности, а также на тракторах для пуска основных двигателей.
Дизели отличаются от карбюраторных двигателей тем, что горючая смесь образуется внутри цилиндра и самовоспламеняется от температуры сжатого воздуха. Их применяют в качестве основных двигателей на современных тракторах и автомобилях большей грузоподъемности.
Принцип работы дизеля рассмотренный на примере упрощенной схемы (Приложение № 1)
В цилиндре помещен поршень в который шатуном соединен с поршневым пальцем.Если поршень перемещать в цилиндре верх вниз, то прямолинейное движение его образуется через шатун и кривошип во вращательное движение коленчатого вала. На конце вала закреплен маховик, который необходим для равномерности вращения вала при работе двигателя. Цилиндр плотно закрыт с верху головкой. В последней имеются два клапана: впускной и выпускной, которые закрывают соответствующие каналы.
Клапаны открываются под действием кулачков распределительного вала через передаточные детали.
Распределительный вал и вал топливного насоса приводятся во вращение шестернями от коленчатого вала. Топливо в цилиндр поступает через форсунку от топливного насоса.
Поршень свободно помещаясь в цилиндре, занимает два крайних положения.

а Верхняя мертвая точка (в.м.т.) – это крайнее верхнее положение поршня.
б Нижняя мертвая точка (н.м.т.) – это крайнее нижнее положение поршня.
Ход поршня - это расстояние, пройденное им от одной мертвой точки до другой. За один ход поршня коленчатый вал повернется на пол оборота.
Камера сгорания (сжатия) – это пространство между головкой цилиндра и поршня, расположенным в верхней мертвой точки.
Рабочий объем цилиндра – это пространство, освобождаемое поршнем при перемещении его из в.м.т. в н.м.т.
V=πd24S, где d – диаметр цилиндра; S – ход поршня.
Литраж – это рабочий объем всех цилиндров двигателя. При малых объемах (до 1 л) он выражается в кубических сантиметрах, а при больших – литрах.
Полный объем цилиндра – это сумма объема камеры сгорания и рабочего объема.
Степень сжатия – это число, показывающее, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания. В современных карбюраторных двигателях степень сжатия колеблется в пределах 6…9, а в дизелях достигает 15…20.
Такт – это процесс (часть цикла), который происходит в цилиндре за один ход поршня. Двигатель, у которого рабочий цикл происходит за четыре хода поршня, называется четырехтактным.
V. Систематизация и закрепление нового материала.
Обучающиеся в подгруппе, коллективно используя узлы, объемные макеты, плакаты, учебники, разработки обучающихся, готовят ответы  на тесты и по мере готовности каждой подгруппы идет обсуждение ответов перед группой.
VI. Итоги урока.
- Выставление оценок обучающимся с последующим комментарием.
- Выявление вопросов у обучающихся и ответы на них.
VII. Домашнее задание.
1. В.А.Родичев. 'Тракторы и автомобили' стр. 8-16
2. Конспекты уроков.
Приложение № 1