Урок информатики Нахождение информационного объёма сообщения


Технологическая карта
проблемно-диалогического урока
Составитель: учитель информатики МБ НОУ «Гимназия №62» г. Новокузнецка Кемеровской области Инютина Анастасия Александровна.
Предмет: Информатика.
Тема урока: «Нахождение информационного объёма сообщения».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Класс: 6 класс.
Цель учащихся: освоить новый способ решения задач на нахождение информационного объёма сообщения.
Цель учителя: развить умение у учащихся решать задачи на нахождение информационного объёма сообщения с применением нового способа их решения.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознание важности темы «Нахождение информационного объёма сообщения» в учебном процессе;
творческая работа, связанная с формулировкой тезисов по проблеме урока;
Метапредметные:
регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности;
умение давать оценку своей деятельности;
тестирование учеников как способ проверки домашнего задания по теме прошлого урока;
подведение итогов, анализ того, что удалось или не удалось выполнить;
познавательные УУД:
самостоятельно отбирать информацию из учебника;
уметь представить информацию в сжатом (компактном) виде;
уметь преобразовывать информацию (сжать, скомпоновать, представить в табличной форме);
оценка полученной информации для подтверждения цели;
попытка решить задачу; попытка получить дополнительную информацию для решения задачи;
коммуникативные УУД:
уметь сотрудничать и договариваться;
организовывать учебное взаимодействие в группе;
диалог с учителем, попытка найти решение коллективно;
диалог с учителем и одноклассниками; аргументация и отстаивание своей точки зрения;
Предметные:
знание понятия единиц измерения информации;
знание способа решения задач на измерение информационного объёма сообщения.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ПК, карточки с заданием, учебники.
Этапы урока,
время Учитель
(наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) Ученики
(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) Доска и оборудование Формируемые УУД
1. Актуализация и
(5 мин.) Предлагает ученикам проверить домашнее задание по ранее изученной теме «Информация, виды информации и действия с ней» в виде электронного теста. Выполняют электронный тест на тему «Информация, виды информации и действия с ней». ПК Регулятивные – тестирование учеников как способ проверки домашнего задания по теме прошлого урока.
2. Создание проблемной ситуации
(5 мин.) Предлагает ученикам решить задачу на нахождение информационного объёма сообщения «УЧЕНИК».
Задает вопрос: «В таком случае, какова тема сегодняшнего урока?».
Задаёт вопрос: «Тогда какова цель нашего урока исходя из его темы?». Пытаются выдвинуть предположения, найти способы решения данной задачи, но не находят его (не хватает данных для правильного решения).
Формулируют тему урока с помощью учителя: «Нахождение информационного объёма сообщения».
Формулируют цель урока с помощью учителя: «Сформировать навыки решения задач на измерение информационного объёма сообщения». Слайд с задачей на доске.
Слайд с записью темы урока на доске.
Слайд с записью цели урока на доске. Коммуникативные – диалог с учителем, попытка найти решение коллективно.
Познавательные – попытка решить задачу; попытка получить дополнительную информацию для решения задачи.
Регулятивные - определять и формировать цель деятельности.
Личностные - осознание важности темы «Нахождение информационного объёма сообщения» в учебном процессе.
3. Открытие нового знания (15 мин.) Предлагает классу разбиться на группы и выбрать в каждой из них основного докладчика.
Предлагает воспользоваться текстом параграфа в учебнике для поиска необходимой информации для достижения цели урока. Разделяются на группы. Выбирают основных докладчиков.
Начинают работать с текстом параграфа осуществляя поиск информации.
Слайд с номером параграфа на доске.
Параграф по теме в учебнике информатики. Познавательные – самостоятельно отбирать информацию из учебника.
Коммуникативная – уметь сотрудничать и договариваться, организовывать учебное взаимодействие в группе.
4. Применение нового знания
(10 мин.) Предлагает озвучить результаты работы групп.
Задаёт вопрос: «Как вы думаете, теперь вы сможете найти информационный вес сообщения?».
Предлагает проверить смогут ли ученики решить задачи теперь. Раздаёт карточки с задачами.
Предлагает проверить правильность решения задач обменявшись тетрадями с соседом и поставить отметку с аргументом.
Просит ответить на вопрос: «Мы решили поставленную проблему?»
Задаёт вопрос: «Цель нашего урока была достигнута? И каким образом?»
Основные докладчики по очереди рассказывают о проделанной работе и о найденном способе решения задач на нахождение информационного объёма сообщения.
Отвечают на вопрос: «Да.»
Решают задачи на нахождение информационного объёма сообщения.
Меняются тетрадями с соседями по парте. Проверяют и выставляют отметку аргументируя ее.
Отвечают на вопрос: «Да.»
Соглашаются с тем, что цель была достигнута. Способ решения был найден посредством работы с параграфом учебника. Слайд с формулировкой задач на доске.
Слайд с ответами на доске.
Слайд с записью цели урока на доске. Познавательные – оценка полученной информации для подтверждения цели; уметь представить информацию в сжатом (компактном) виде; уметь аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные – диалог с учителем и одноклассниками, аргументация и отстаивание своей точки зрения.
Личностные – творческая работа, связанная с формулировкой тезисов по проблеме урока.
Регулятивные – подведение итогов, анализ того, что удалось или не удалось выполнить.
5. Первичный контроль знаний
(5 мин.) Предлагает решить задачи на нахождение информационного объёма сообщения с целью проверить уровень усвоения изученного материала. Ответ оформить в виде таблицы. Решают задачи на нахождение информационного объёма сообщения. Оформляют таблицу в тетради. Слайд с задачами на доске Познавательные – уметь преобразовывать информации (составление таблицы).
6. Домашнее задание
(2 мин.) Поясняет домашнее задание. Слушают и записывают домашнее задание в дневник. Слайд с записью домашнего задания на доске 7. Рефлексия и итог урока
(3 мин.) Предлагает оценить свою работу на уроке прокомментировав своё решение. Оценивают свою работу на уроке аргументируя ответ.
Регулятивные – умение давать оценку своей деятельности.