Рабочая программа дисциплины Культура народов Республики Саха(Якутия) (для профессии Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства)


МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ КАДРОВ РС(Я)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РС(Я) «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №15»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОО.2 Культура народов Республики Саха (Якутия)
2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы «Культура народов Республики Саха (Якутия) авторов В. Н. Иванов, В.. И. Пестерев, К. Г. Скрябина и др. для обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО минобрнауки России от 19.12.2014 № 06-1225).Организация-разработчик: ГБОУ РС (Я) «Профессиональный лицей №15»
с. Алтанцы Амгинского улуса Республики Саха (Якутия)
Составитель:
Тихонова А. Ф., методист ГБОУ РС (Я) «Профессиональный лицей №15»
Программа рассмотрена и рекомендована методической комиссией ГБОУ РС (Я) «Профессиональный лицей №15».
Протокол № 21 от «21» апреля 2015г.


СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОО.2 Культура народов Республики Саха (Якутия)
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «КНРС (Я)» относится к общеобразовательному циклу ОПОП СПО
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целями освоения дисциплины являются:
- формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире,
- приобщение обучающихся к уникальным материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), к их традициям и обычаям.- формирование интереса и уважения к коренным народам Республики Саха (Якутия), к их труду, языку.
- укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей.
Задачи:
- освоение базовых национальных ценностей на основе духовной и материальной культуры своего народа как неотъемлемой части российской и общечеловеческой культуры; создание условий для знакомства учащихся с историей народов Республики Саха (Якутия), их бытом, духовной и материальной культурой;
- формирование базовых знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;
- умение соблюдать традиции, обычаи народа; описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения;
- привитие интереса к истории культуры предков, стимулирование учащихся к самостоятельному изучению учебной и художественной литературы, к поиску дополнительной информации по изучаемым разделам программы при помощи Internet;
- воспитание позитивного отношения к культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности, верования.
В результате освоения учебной дисциплины «Культура народов Республики Саха (Якутия)» обучающийся должен уметь:
- сравнивать обряды, традиции, обычаи народов РС (Я), находить их общие и отличительные черты.
- определять значение культурных и обрядовых сооружений, понимание литературы коренных жителей РС (Я) как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; культурные и обрядовые сооружения на Ысыахе;
- самостоятельно изучать учебную и художественную литературу,
- самостоятельно находить способы поиска дополнительной информации по изучаемым разделам программы, в том числе при помощи Internet- аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым темам;
- вести диалог в ситуациях общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;- рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов; описывать события, излагать факты, делать сообщения;
- создавать словесный социокультурный портрет своей страны на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической и профессиональной деятельности, повседневной жизни.
В результате освоения учебной дисциплины «КНРС(Я)» обучающийся должен знать:
- базовые национальные ценности на основе духовной и материальной культуры своего народа как неотъемлемой части российской и общечеловеческой культуры;
- традиции, обычаи народа; описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
При максимальной учебной нагрузки обучающегося: 48 часов,
в том числе: 32 часа- обязательная аудиторная учебная нагрузка;
16 часов – для самостоятельной работы обучающегося.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе: Теоретические обучения 18
практические занятия 18
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) -
Внеаудиторная самостоятельная работа 18
Итоговая аттестация в форме: Защиты творческого проекта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Культура народов Республики Саха (Якутия)

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов
Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Введение 6 Тема 1.1.
Материальная и духовная культуры народов Республики Саха (Якутия)
Содержание учебного материала 1
Понятие народ, коренные народы Республики Саха (Якутия). Происхождение якутского народа. Места проживания якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчи, русских и других народов. Другие народы, населяющие республику (украинцы, белорусы, татары, башкиры, буряты, азербайджанцы, армяне и другие).Национальная культура коренных народов Якутии – своеобразное отражение истории и быта, ведущих своеобразный образ жизни. Понятия «материальная культура», «духовная культура».
Материальная культура народа: традиционные занятия народов РС (Я) (животноводство, растениеводство, охота, рыбалка, собирательство, народные промыслы).
Духовная культура: представления о Вселенной, духи, обряды, поверья, шаманизм, устное народное творчество, современная литература, искусство, музыка. 2
Практические занятия (семинар): обсуждение текстов по теме, чтение литературы (отрывков из статей) по теме, ответы на вопросы. 1 Самостоятельная работа обучающихся (по выбору): Подготовка информационного листка о происхождении якутского народа / Подготовка программы туристического маршрута «Путь прародителя народа Саха-Элляя от Байкала до долины Туймаады» 1 Тема 1.2.
Государственные символы и деятели РС (Я) Содержание учебного материала 1 Государственные символы РС (Я): флаг, герб, гимн.
Конституция РС (Я). 27 сентября - День государственности Якутии.
Президент. Присяга.
Выдающиеся государственные деятели РС (Я). П.А. Ойунский, М. К. Аммосов, И.Н.Барахов и др.
2
Практические занятия: Работа с текстом Конституции РС (Я). Составление и проведение викторины посвященной государственным символам и Конституции РС (Я). 1 Самостоятельная работа обучающихся: Выпуск газеты «День Республики Саха (Якутия)». Выпуск статьи в газету «Амма оло5о». 1 Раздел 2. Историческое наследие, природные памятники Республики Саха (Якутия) 10 Тема 2.1.
Основные исторические памятники Республики Саха (Якутия). Содержание учебного материала 1 1.Основные исторические памятники Республики Саха (Якутия): башня якутского острога, памятник Петру Бекетову, Шергинская шахта, Никольский Собор, Преображенская церковь, памятник основателям Якутска, памятник казачьему кораблику-кочу, памятник Нюргуну Боотуру, памятник Платону Ойунскому, памятник первооткрывателям алмазов, дом-музей в селе Покровск, памятник О.А. Кальвице т.п.
2. Семен Дежнев – мореход, землепроходец, путешественник. 2
Практические занятия: Чтение и составление заметок о памятниках (по выбору) в микрогруппах. Защита проекта. 2 Самостоятельная работа обучающихся: Составление проекта памятника РС (Я) по микрогруппам.
2 Тема 2.2.
Исторически сложившаяся материальная культура народов Республики Саха (Якутия) Содержание учебного материала 1 2
Скотоводство.Домашний скот – богатство и благополучие моего народа. Разведение крупного рогатого скота и лошадей – основная отрасль традиционного хозяйства якутов. Угодья и пастбища. Традиционные орудия сельского хозяйства (косьба и уборка сена).Пища. Одежда коренных народов. Традиционная одежда народов Якутии (отличии и сходства). Выделка меха. Уход за меховой обувью, одеждой, их хранение. Продукция скотоводства. Основное транспортное средство (верховая лошадь).
Охотничий промысел.Роль и место охоты в быту якутов. Разновидности зимней и летней охоты на «мясных», хищных, пушных зверей, боровую, водоплавающую дичь. Способы и средства охоты. Технология выделки шкур, меха и хранение. Меховая одежда (шубы, унты).Рыболовство.Традиционное хозяйство народов.Ловля речной и озерной рыбы, зимний и летний лов. Способы и средства рыбной ловли: атара (острога), туу (верша), куйуур (сачок), илим (сеть), мунха (невод) и т.д. Национальные блюда моего народа (строганина – нельма, муксун, чир, сиг, омуль).Выработанная веками уникальная технология ведения хозяйства в условиях сурового севера, традиции безотходной технологии – свидетельство высокой культуры древнего народа. Практические занятия: Подготовка и проведение брейн-ринга. Презентация проектов. 2 Самостоятельная работа обучающихся: Разработка проектов по внедрению инновационных технологий в ведении хозяйства. 2 Раздел 3. Традиции, обычаи, обряды, праздники народов РС (Я) 10 Тема 3.1.
Традиции, обычаи, обряды, праздники народов РС (Я) Содержание учебного материала 1 Особенности норм и методов отсчета времени, сезонов года в народном календаре народов РС (Я). Своеобразие весенних обрядов, их взаимосвязь с трудовой практикой людей.
Обычаи и обряды, связанные с рождением и сохранением жизни ребенка. Уход за ребенком в семьях народов Саха (Якутии).
Обычаи и обряды, связанные со смертью человека.
Культ огня у народов РС (Я). Культ стерха у народа саха. Поверья, связанные с культом стерха. Образ стерха в олонхо и песнях якутов.
Настольные игры народов РС (Я): хабылык, туорэх, сонор и т.д.
2
Практические занятия: Турнир по народным играм. Создание рекламных роликов о традиционных сезонных видах работы якутов о сенокосе, о рыболовстве,о заготовке дров и льда и т.д.) 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: создание сценариев рекламных роликов о традиционных сезонных видах работы якутов о сенокосе, о рыболовстве,о заготовке дров и льда и т.д.)
2 Тема 3.2.
Национальные праздники: Ысыах. Багалдын. Содержание учебного материала 1 Национальный праздник Ысыах – богатство якутского народа. Поклонение небесным божествам на Ысыахе. Заклинательная песня – алгыс на Ысыахе. Обрядовая песня круговых танцев на празднике. Ысыах и семья. Ысыах и культура здоровья.
Практические занятия: Подготовка и проведение «Дня народного единства» в форме праздника Ыһыах. 2 Самостоятельная работа обучающихся: Создание проектов проведения праздника «Ысыах» в родных городах и селах. 2 Раздел 4. Фольклор народов РС (Я) 13 2
Тема 4.1.
Устное народное творчество малочисленных народов РС (Я). Содержание учебного материала 4 Сказки и сказания народов РС (Я). Разнообразие сказок. Сравнительный анализ сказок якутских, чукотских, эвенских, эвенкийских народов РС (Я).
Долганские загадки и приметы.Фольклорные жанры. Краткие сведения об устном народном творчестве малочисленных народов Севера Якутии (эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган).Загадки и приметы долган. Отображение в них окружающих долганина с детских лет природы, быта, среды.Чукотские мифы.Миф о девушке, моржом ставшей. Миф о человеке и орле. Миф о большой гагаре. Миф о человеке и белых медведях. Миф о четырех братьях. Миф о вороне и человеке. Миф о женщине и тюлене.Мифы чукчей как «истинные рассказы», т.е. повествования, в которые они верят. Значение мифов – показ опасности и секретов добычи зверя, необходимости взаимопомощи, человеческой доброты, осуждение жестокости и коварства. Художественные средства мифов: метафоры, сравнения.Юкагирские сказки.Луна. Травяная нога. Жадный старик. Зуб-помощник. Девочка. Одинокий Адил. Почему спина росомахи черная?Отражение в сказках веры народа в победу добра над злом. Защита обездоленных, высмеивание человеческих пороков, прославление трудолюбия, мастерства. Художественное своеобразие сказок.Эвенские легенды и фольклор.Женский ключик. Медведь.Связь легенд с древними представлениями о происхождении одного из эвенских родов. Художественное своеобразие произведений: фантастика и реальность.Эвенкийские предания.Ганальчи. Женщина и чангит.Связь преданий с историей народа в победе над силами природы и враждебными соседями. Простота и ясность образов идеальных людей-охотников. Традиционное поселение и жилища. Практические занятия: Чтение и обсуждение текстов по теме. 2 Самостоятельная работа обучающихся: создание проспектов, проектов, страниц в сайтах о культурном наследии народов РС(Я) или его элементов (например: национальные игры, национальный праздник, обряд посвящения, алгыс и т.п.) 2 Тема 4.2.
Устное народное творчество народа саха. Содержание учебного материала 1 2
Различные жанры якутского фольклора. Понятие о мифах. Предания и рассказы о первопредках народа-саха.Понятие о скороговорке-чабыр5ах. Жанровые особенности якутских пословиц, поговорок и загадок: созвучие гласных и согласных, рифмованные строки. Загадки об окружающей природе. Обычай оберега. Содержание загадок.Якутский богатырский эпос – олонхо. Великое эпическое творение «Олонхо», воспроизведенное поэтом Платоном Ойунским. Практические занятия: Прослушивание олонхосутов. Просмотр картин по теме«Олоҥхо» Степана Тимофеева. Ознакомительное чтение с целью определения основного содержания отрывков и межличностных отношений героев олонхо;чтение и анализ отрывков описания Срединного мира, природы, героев. Чтение отрывков песен героев олонхо, понятие о речитативе, изменении голоса, тембра, тона, ритмики пения, правильной интонационной остановке, дыхании. 2 Самостоятельная работа обучающихся (по выбору): Составление проекта, например: Описание жизни людей Срединного мира / Образ женщины в олонхо и др. Подготовка программы туристического маршрута, например: Верхний Божественный мир в описании олонхо / Нижний мир в описании олонхо др. Подготовка доклада, например: Образ мужчины в олонхо/Нижний мир в описании олонхо и др. Составление Древа жизни героев олонхо. 2 Раздел 5. Современная якутская культура и искусство. 15 2
Тема 5.1.
Якутский государственный драматический театр. Содержание учебного материала 4 Гордость якутского народа.17 октября 1925 г. – дата рождения Якутского государственного драматического театра. 3 этапа в развитии театра: 20-40, 50-70, 80-90 г.г.Творчество режиссера А. С. Борисова. Спектакли «Голубой желанный берег мой», «Улуу Куданса», «Добрый человек из Сычуани».Сценография Г. Сотникова. Лауреаты государственной премии Е. Степанов, Г. Васильев, С. Федотов.
Якутская классика на сцене драматического театра.Режиссеры театра Ф. Ф. Потапов, С. А. Григорьев, В. В. Местников, художники Г. М. Туралысов, В. Д. Иванов.Произведения А. И. Сафронова, Н. Д. Неустроева, П. А. Ойунского, С. Ефремова, И. Гоголева и др. на сцене драмтеатра. Реалистический показ разных сторон жизни народа.Самобытность и народность Якутского театра.
Обращение театра к народному творчеству.Успешная постановка в разные годы произведений «Ньургун Боотур», «Лоокуут уонна Ньургуhун», «Красный шаман», «Наара суох», «Айаал», «Куорэгэй», «Суоhалдьыйа Толбонноох», «Кыталыктар кырдаллара» и др.
Выдающиеся артисты Якутского театра: Д. Ф. Ходулов, П. М. Решетников, Д. Д. Слепцова, М. В. Слепцова, И. М. Максимова, А. П. Петров и др. Роль театрального училища им. М. Щепкина в подготовке национальных кадров театрального искусства. 3 поколения выпускников училища.
Русская и мировая классика на сцене Якутского театра.Постановка произведений Д. Фонвизина, Н. В. Гоголя, Н. А. Островского, А. М. Горького и т.д. Исполнительское мастерство артистов.Пьесы других народов нашей страны: Ч. Айматова «Материнское поле», Мустая Карима «В ночь лунного затмения» и др. на сцене театра.Мировая классика на якутском языке: «Отелло», «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера, «Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта и др.Нюрбинский передвижной театр. Новые начинания молодого коллектива этнического театра.Театр эстрадных миниатюр «Дьиибэлэр… Дьээбэлэр… Дьаабылар…». Талантливый артист Алексей Павлов. Практические занятия: Постановка мини-спектакля. 2 Самостоятельная работа обучающихся (по выбору): Подготовка к постановке мини-спектакля. 2 Тема 5.2.
Народно-прикладное, изобразительное искусство и музыка народов республики Саха (Якутии) 2
Содержание учебного материала 2 Знакомство с жизнью и творчеством якутского художника Чикачева Андрея Васильевича («Шаловливые озорники» и т.п.).
Знакомство с жизнью и творчеством якутского графика Эллея Сивцева.
Заслуженный деятель искусств Якутии С.Н. Пестерев и его работы («Борьба охотника с медведем» и т.п.)
Летняя нарядная одежда народов РС (Я). Современные адаптированные модели национальной одежды.
Народная песня – дэгэрэн. Творчество известных исполнителей народных песен Х. Максимова, С. Зверева и т.д. Практические занятия: Эссе по теме «Культурные традиции в современности», «Древние обычаи якутов» и т. п. 2 Контрольные работы: Итоговая контрольная работа 1 Самостоятельная работа обучающихся (по выбору): составление реферата по выбранной теме. 2 Всего, в том числе: 54 Теоретические обучения 18 Практические занятия 18 Самостоятельная работа 18 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины не требует наличия отдельного учебного кабинета. Обучение проводится в кабинете русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- классная доска
Дидактический материал:
- Тестовые задания по темам
- Тексты для чтения:
– информационные – реклама, объявления, надписи, брошюры, путеводители, материалы сайтов Интернета, инструкции, бланки, формальные/неформальные письма, интервью, репортажи, телепрограммы;– публицистические – газетная/журнальная статья, эссе, интервью, репортаж, письмо в газету/журнал, материалы сайтов Интернета, отзыв на фильм/книгу, публичное выступление;
– художественные – рассказ, отрывок из романа/пьесы, стихотворение, фольклор;
– научно-популярные – газетная/журнальная статья, статьи из энциклопедии или другой справочной литературы, текст из учебника, доклад, описание;
Технические средства обучения:
- компьютерная техника (мультимедийный проектор, процессор, монитор)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Н.И Васильев История Якутии 2-ое и – Якутск; Бичик, 2007
Н.И Васильев Тесты и задачи по истории Якутии; Министерство образования РС (Я) – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2007.
В.Н Иванов Историко - культурный атлас – М; Изд. Ферия 2007
Т.И Петрова, В.Р. Шишигина. Национальная культура
коренных народов РС (Я): Пособие для учителя – Якутск: кн. ид, 1992
П.В Максимова Якутская литература – Якутск 1994. Д.К. Сивцев – Суорун Омоллоон, П.Е
Ефремов. Якутские сказки – Якутск: Кн. ид, 1990.
Г.Н. Курилов Сказки и предания Севера.
Ж.К. Лебедева Фольклор народов Крайнего Севера – Якутск 1993.
Р.С. Никитина Литература народов Крайнего Севера для 5-9 кл.– Якутск «Сахаполиграфиздат» 1994.
И. Г. Федоров Иллюстрированный словарь «Уклад жизни народа САХА»
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
Сайт Якутского героического эпоса – олонхо: http://olonkho-yak.my1.ru/Сайт республиканской газеты «Кыым»: http://www.kyym.ru/Сайт республиканской газеты «Саха сирэ»: http://sakhasire.ykt.ru/http://www.myshared.ru/theme/svetskaya-etika-prezentatsiya/7/
http://festival.1september.ru/articles/574357/
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=6784&tmpl=lib
http://www.orkce.org/method-cabinet?page=1
http://seninvg07.narod.ru/izo.htm
http://metodisty.ru/m/groups/files/muzyka_v_shkole?cat=252
http://www.rusedu.ru/subcat_41.html
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольная оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- сравнивать обряды, традиции, обычаи народов РС (Я), находить их общие и отличительные черты.
-определять значение культурных и обрядовых сооружений. Понимание литературы коренных жителей РС (Я) как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; культурные и обрядовые сооружения на Ысыахе;
- самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, в том числе сети Интернет;
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- экспертная оценка индивидуального творческого проекта
- экспертная оценка выполнения практической работы, тестирование
- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
- экспертная оценка выполнения практической и (или) самостоятельной работ
- аргументировать свою точку зрения по обсуждаемым темам;
- вести диалог в ситуациях общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;- рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов; описывать события, излагать факты, делать сообщения;
- создавать словесный социокультурный портрет своей страны на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической и профессиональной деятельности, повседневной жизни. - экспертная оценка выполнения практической работы
- экспертная оценка выполнения творческой работы
- экспертная оценка выполнения практической работы
- экспертная оценка выполнения практической работы, тестирование
- экспертная оценка выполнения практической работы, тестирование
Знания:
- базовые национальные ценности на основе духовной и материальной культуры своего народа как неотъемлемой части российской и общечеловеческой культуры;
- традиции, обычаи народа; описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
- истории народов Республика Саха
(Якутия), их бытом, духовной и материальной культурой. - экспертная оценка выполнения практической работы, тестирование
- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
- экспертная оценка выполнения практической работы, тестирование
Составитель:
Методист ГБОУ РС (Я) «Профессиональный лицей №15» Тихонова А.Ф.