Обобщение материала по темеЛексика в 10-м классе (на материале романа И.С.Тургенева Отцы и дети).

Обобщающий урок по теме «Лексика» ( по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
б класс.
Цели и задачи: урока:
Повторить теоретические сведения по лексике.
Сформировать у учащихся навыки работы со справочным материалом.
Расширить словарный запас учащихся.
Выработать навыки грамотного письма.

Оборудование урока: 1) Портрет И. С. Тургенева.
2) Роман « Отцы и дети».
3) Лингвистические тренажёры (таблицы на листах перед каждым учеником).
4) Словари.

Работа с текстом главы 10-й «Спор о принципах»
Словарь Базарова .
Добрый малый, третьего дня, бросить ерунду, аристократишко, коли раздавят.

Словарь П. П. Кирсанова.
Аристократизм, либерализм, прогресс, принсипы, милостивый государь).
Выводы учащихся: речь Базарова разговорная ,а речь Кирсанова - речь литературная ,
грамотная.
Задание классу: найти контекстуальные антонимы.

Красная рука- подбородок аккуратно выбрит,
Висячие бакенбарды- ногти на выставку,
Балахон с кистями- розовые ногти, красивая рука,
Бакенбарды печного цвета- снежная белизна рукава,
Филантроп- мизантроп.
О чём же говорят эти контекстуальные антонимы?
Выводы учащихся: данные антонимы свидетельствуют о разных социальных слоях Евгения Базарова и П.П, Кирсанова.
Пассивный словарь.

Историзмы: постоялый двор, панталоны, адъютант, министерство уделов, тарантас, барин, барыня, оброк, вольноотпущенные, дворовые, камердинер, господа, заводчик, сановник, княжна, губернаторский, ливрея, треуголка, герцогиня, дворецкий, дрожки, горничная.
Архаизмы: флигель- пристройка, губерния- область, лекарь- врач, почивать- спать.
Иноязычные и специальные слова: нигилист, принцип, опыт, физика, материалист, аристократы, одеколон, нессесер, физиологи, романтизм, шлафрок, холера, виолончель, синьор, комфорт, байронизм, эмансипация, эмбриология, дизентерия, мазурка, полька, фреска, секундант, англоман, микроскоп, адский камень, инфузория.


Фразеологизмы.
Задумал гнездо свить, прошла огонь и воду, хлеба нашего покушала, каждый человек сам себя воспитать должен, шут гороховый.
Каждый фразеологизм связан с характеристикой определённого героя: Одинцовой, Базаровым, Аркадием.



Разговорная лексика.
Мешкать, дохтур, баба с мозгом, мужик, толстобородый, подсобляйте, братец, полноте, бедняга, бабёнка, посмотришь эдак сбоку, размазня, лекарская книга, кажись, кружовник.

Художественные средства.
В тексте встречаются эпитеты, сравнения.
Худые плотины, весенний красный день, грешное, бунтующее сердце, жизнь бесконечная, невинные глаза цветов, бесконечная зима( гипербола).

Итак, задача решена. Классом( по группам ) проведена поисковая работа.
Выводы учащихся.
Проведённая работа воссоздала картину жизни различных слоёв общества 2-й половины 19- го века. Учащиеся полностью представили людей, род их занятий, взгляды на жизнь.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Речевая характеристика литературного героя»(по выбору учащихся).