Роль индивидуальной и дифференцированной работы в развитии творческого потенциала ученика и педагога


Роль индивидуальной и дифференцированной работы в развитии творческого потенциала ученика и педагога.
В организации воспитательной деятельности дифференциация и индивидуальный подход являются одним из принципов воспитания. Цель этой воспитательной системы состоит в подготовке воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, к трудовой деятельности. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода требует как учета индивидуальных особенностей воспитанников, так и учета степени трудности заданий, упражнений, содержания воспитывающей деятельности и разных методов воспитания.
Главная цель дифференцированного и индивидуального подходов в процессе моей работы – это развитие каждого воспитанника по индивидуальному маршруту, совершенствование его навыков и способностей.
В своей работе я учитываю индивидуальные особенности воспитанников: уровень развития речи, речевого общения, мыслительных операций, особенности нервной деятельности, характера, темперамента, работоспособности, культуры поведения, нравственных знаний и практическое их применение; уровень эмоционально-волевого развития, физического развития и т.д. А выявление и изучение индивидуальных особенностей я начала с первых дней работы с воспитанниками. В этом большую помощь мне оказывают психолог, логопед, соцпедагог.
Ко второму классу вместе с классным руководителем мы разделили школьников на группы в зависимости от их уровня развития, особенностей характера и работоспособности. Это помогает на самоподготовке осуществлять индивидуально-дифференцированный подход.
В 1 группу я включаю Семена – ребенка, который может выполнять большинство заданий самостоятельно, но контроль его деятельности осуществляется, так как в некоторых случаях школьнику требуется помощь в разъяснении непонятных для него моментов. Аня – девочка, требующая большего контроля и внимания в результате ее торопливости и невнимательности, следовательно, во время самоподготовки она попадает в следующую группу по принципу дифференцированного подхода. Третью группу детей представляет Настя. В результате плохого зрения девочка имеет пробелы в знаниях. Ей необходимы постоянная поддержка и помощь во время выполнения домашнего задания, контроль ее деятельности. Сюда же отношу Диму в зависимости от его эмоционально-волевой сферы и работоспособности, а также темпа работы.
В зависимости от зрительных возможностей дети составляют 2 группы, первую из которой представляют Аня, Семен и Дима. Для этих детей поддерживаю особые условия, необходимые для слабовидящих детей, соблюдаю необходимый зрительный режим во время занятий и свободного времени. Во вторую группу я отношу Настю, которая имеет инвалидность по зрению и требует к себе особого внимания: кроме вышеперечисленных требований на самоподготовке в работе с ней используется азбука, состоящая из отдельных картинок больших размеров, показ и письмо образцов осуществляется или на доске хорошим ярким мелом, или в тетради черным жирным фломастером, во время штриховки контуры рисунка обводятся для нее фломастером, а картинка подбирается крупная без отдельных мелких деталей. Важную роль в работе с Настей играют тактильные ощущения: показ написания ее рукой букв, слогов, цифр, а также в качестве показа ее действий во время изготовления творческой работы или выполнения хозяйственной деятельности в классе.
Кроме этого дифференциация в классе происходит по гендерному признаку. Дети учатся уважать интересы и мнения друг друга, а также взаимопониманию и взаимопомощи.
В зависимости от семейного статуса дети также делятся на группы: школьники, воспитывающиеся в неполных семьях, ребенок, оставшийся без попечения родителей и находящийся под опекой. При этом в воспитании девочек особое внимание уделяется вопросам домоводства. Внимание мальчиков акцентируется на решении вопросов поломки мебели, пока устно и с подключением помощи старших ребят.
В зависимости от индивидуальных возможностей дифференцирую поручения в классе. Эстетичный вид ребят контролирует Настя, выполняя обязанности санитара, Дима следит за озеленением класса, тем самым поддерживая его эстетическое и экологическое состояние. Эти ребята выполняют свои поручения под контролем старших. Большая самостоятельность предоставляется Семену и Ане, которые знают функциональные особенности своих обязанностей, проявляют инициативу, чему способствуют их возможности и здоровье. Так, Семен контролирует спортивную работу в классе, следит за состоянием спортивной одежды, обуви, инвентаря, стремится к участию в спортивных мероприятиях. Аня, выполняя свои обязанности командира, заботится о дисциплине класса, о его роли в общественной жизни школы, благодаря чему наша копилка достижений регулярно пополняется дипломами, грамотами, благодарностями.
В своей работе особое внимание уделяю развитию творческого потенциала детей. Особый интерес у школьников вызывают поделки из природного материала, бумаги. Сложность работ дифференцируется в зависимости от возможностей детей: Настя выполняет работу несложную по технике изготовления, Ане даются задания сложнее, иногда их объединяю, и совместными усилиями получается отличная творческая работа. Так, совместная работа «Сова» заняла 3 место в районном конкурсе «Природа и фантазия», а поделка «Старичок-лесовичок» встала на 2 месте школьного конкурса творческих работ из природного материала.
Свои творческие способности дети проявляют в коллективных творческих делах. Каждый праздник – это поэтапное творчество воспитателя и воспитанников, где каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою лепту. Дети 2 класса принимают участие в общешкольных праздниках и показывают свои способности в декламации, вокальном пении и танцевальных номерах.
Творческие способности стараюсь развивать на занятиях во время проведения Клуба выходного дня. Группа детей, остающихся на выходные дни в школе, получается разновозрастная, поэтому для каждого ребенка задания дифференцирую по уровню сложности. Так, при выполнении работы «Журавлик» поэтапно руководила действиями ребят 1 класса, ребята постарше после первичного выполнения журавлика последующих выполняли, используя только схему сборки, под незначительным моим контролем.
Творческие способности стараюсь выявлять и развивать, работая в кружке «Умелые ручки».
Одной из моих главных задач, как руководителя кружка, является пробуждение у воспитанников активной позиции в работе через занятия творчеством.
Все дети разные – одни схватывают материал на лету, другим нужен месяц, третьим полгода.
Перед разными школьниками ставятся различные цели: одни дети должны достичь усвоения базового уровня, а другие, проявляющие интерес к наиболее сложным работам и обладающие способностями, должны добиться немного больших результатов. Так, при изготовлении работ в технике модульного оригами, дети первой группы выполняют базовую форму «Треугольник», а ребята второй группы формируют из них объемную работу.
Кружок ведет свою работу относительно недавно, но у нас есть свои результаты. Работы детей занимают призовые места в районных, областных и всероссийских конкурсах.
Воспитательная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей школьников, вызывает у них стремление приобретать знания и умения. Занятия творчеством помогают детям осознать свою силу и возможности. Они будят творческую активность, учат осуществлять собственные замыслы.
Поэтому своей задачей считаю построение педагогической деятельности так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар.