Проект Обучение правилам безопасного поведения в Интернет – пространстве


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14
г. Кузнецк, Пензенская область.













Проект
«Обучение правилам безопасного поведения в Интернет – пространстве»













Руководитель проекта:
Суркова И.А.
учитель информатики
1 категории




2015 год
Пояснительная записка

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих
проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный
при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и
ответственного использования ими информационных и коммуникационных
технологий и услуг.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета
ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства
в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о
принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и
вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором
отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от
29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию").Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.
Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (2-4 класс), среднее (5-9 класс) и старшее (10-11 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.
Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МОУ СОШ №14 созданы следующие условия:



В МБОУ СОШ №14 города Кузнецка разработаны и утверждены (папка прилагается):
РЕГЛАМЕНТ по работе учителей и школьников в сети Интернет
ПРАВИЛА использования сети Интернет в МОУ подробнее
ИНСТРУКЦИЯ пользователя по безопасной работе в сети Интернет
ИНСТРУКЦИЯ  для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися муниципального общеобразовательного учреждения сети Интернет.
КЛАССИФИКАТОРы информации, доступ к которой учащихся МОУ СОШ №14  запрещен и разрешен.
2. Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.
3. Ведется журнал учета работы в Интернет.

















1. Нормативно-правовая база

Проект разработан с учетом требований законов РФ:
«Об образовании», Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.07.2012);
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10;




















Цели, задачи, основные мероприятия реализации проекта

Цель: обеспечение информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)
Задачи:
формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
изучение с нормативно-правовых документов по вопросам  защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;
организации просветительской работы с родителями и общественностью.
Участники и исполнители: учащиеся начальной школы 1- 4кл, средней школы 5-9 кл, старшей школы 10-11 классы, учителя -  предметники, классные руководители, родители.











3. Организация безопасного Интернета в школе.





















Для решения вопросов безопасности Интернета в школе организован технический контроль, ведется профилактическая работа с обучающими и их родителями, доступны информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.
Технический контроль.
Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в крае установлена специальная система фильтрации исключающая доступ к такой информации. Блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные. С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Тем не менее, нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.
Антивирусная программа установлена на все компьютеры, также позволяет ограничить доступ юных пользователей Интернета к нежелательному контенту и обеспечить безопасность школьной компьютерной сети. 
Профилактическая работа с детьми.
Работа с учащимися с учетом их возрастных особенностей. В начальной школе – в виде сказок, игр. В средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов. В старшей школе – в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах. мероприятий, направленных на обучение учителей, родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; листовки, буклеты,  памятки для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.
Профилактическая работа с родителями.
Формы работы с родителями различны – родительские собрания («Безопасный Интернет - детям»), индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей.
Информационный ресурс.
Для достижения положительных результатов необходимо проводить комплексную работу семьи школы. Именно преподаватели и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок. Существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в Интернете: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ресурсы которых оказывают огромную помощь, как взрослым, так и детям. Также информация для родителей и детей по безопасной работе в Интернет размещена на официальном сайте школы.
Таким образом, в школе необходимо регулярно вести работу по формированию безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечению информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании, и пропаганде безопасного поведения в сети Интернет.
4. Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год.
5. Этапы реализации программы
1этап  - организационный
1.     разработка нормативно-правовой базы;
2.     создание банка методических материалов;
3.   анализ реальной ситуации по данной проблеме;
4.     диагностика интересов и направлений занятости  учащихся во внеурочное время;
7.     составление плана реализации проекта;
2 этап – практический
1.     организация и проведение воспитательных мероприятий (информационно-профилактических, творческих, исследовательских);
2.    разработка рекомендаций педагогам,  родителям и ученикам по профилактике компьютерной зависимости;
3.     разработка памятки для учеников по использованию ресурсов сети Интернет;
4.    текущий контроль за реализацией проекта.
3-й этап  – обобщающий
1.    обработка результатов  мониторинга;
2.    анализ результатов реализации проекта в соответствии с поставленными целью и задачами;
3.    определение перспектив и путей дальнейшего развития.
 6. Ожидаемые результаты
Системный подход в решении задач построения в школе безопасной среды для доступа к сети Интернет:
1. обеспечит потребность учителя в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма по данному вопросу;
2. поможет родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье;
3. совместные усилия педагогов и родителей создадут рабочую среду ребенка и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.
7. Перспективы дальнейшей работы.
Необходимо повышать квалификацию педагогов по вопросам информационной безопасности, чтобы уметь оперативно ориентироваться и ориентировать детей по безопасному поведению в Интернете. Регулярно проводить родительский всеобуч по вопросам кибербезопасности и работать не вдогонку, а на опережение. Задача взрослых (педагогов, родителей) - формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.

План мероприятий, проводимых в рамках проекта
на 2015-2016 учебный год


Сроки проведения
Мероприятие
Ответственные

1
Сентябрь
Изучение нормативных документов по организации безопасного доступа к сети Интернет. Сбор документации.
Суркова И.А.
(учитель информатики)



Анкетирование учащихся
Учителя информатики

2
Октябрь
Единый урок "БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 2015"
(19 октября)
Учителя информатики



Конкурс рисунков и плакатов "Безопасный Интернет"(7-11 класс)
Учителя информатики: Суркова И.А. Курашковская О.В.

3
Ноябрь
Анкетирование родителей
Кл.руководители



Разработка проекта "Компьютерные игры: за и против"
(Чернышов Антон 4 "Б" класс)
Учитель информатики: Суркова И.А.

4
Декабрь
Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет»
Кл. руководители



Конкурс буклетов «Безопасный интернет»
(8-11 класс)
Учителя информатики: Суркова И.А. Курашковская О.В.

5
Январь
Создание странички на школьном сайте «Безопасный Интернет».
Семенушкина Н.А.
Суркова И.А.

6
Февраль
 Классный час по безопасной работы в сети Интернет для учащихся 1–11 классов
Кл.руководители



НШ Флеш – игра «Необычайные приключения в интернете»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
Учителя информатики: Суркова И.А. Курашковская О.В.

7
Март
Игра по безопасности в Интернете "Прогулка через ИнтерНетЛес"
(1-4 класс)
Ученики
6-х класса
Суркова И.А.



Как уберечь свою персональную информацию в Интернете, если вы общаетесь в социальных сетях
Кл.руководители
Учителя информатики

8
Апрель
Всероссийский чемпионат по онлайн-игре «Изучи Интернет управляй им» (9-11 класс)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитель информатики: Суркова И.А.



«Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет»

Учитель информатики: Суркова И.А.

9
Май
Круглый стол "Безопасный Интернет - хороший Интернет"
(8-11 класс)
Ученики 11 "Б" класса
Суркова И.А.



Итоговое анкетирование
Кл.руководители


Организация безопасного Интернета в школе

Технический контроль

Профилакти-ческая работа с учащимися

Работа с родителями

Информацио-нный ресурс

Контентная фильтрация

Антивирус-ные программы

На уроках информатики

Классные часы

Внеклассные мероприятия

Информация на сайте, в кл. уголках

Родительские собрания

Индивидуаль-ные консультации

Спец. сайты Интернет

Школьный сайт

Классные уголки

Памятки, буклеты, листовки



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315