Консультация для родителей Как научить ребёнка правильно говорить


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Звездочка»

Подготовила: воспитатель младшей группы
Науменко Наталия Владимировна
2017
        Очень часто родители сталкиваются с проблемой в развитии речи у ребенка. Не каждый имеет возможность обратиться к логопеду, но каждый может заниматься со своим ребенком самостоятельно. Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т.п. Каждая мама знает своего малыша и легко сможет применить все задания на практике.
Несколько советов перед началом занятий:
Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями. 
Самых маленьких можно брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания – не больше пяти-семи минут в игровой форме.
Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
Не старайтесь выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.
Массаж лица
Массаж лица сам по себе, конечно, большой роли не сыграет, но при совмещении с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами очень полезен для чистоты нашей речи.
Поставьте ребеночка перед собой и, показывая и озвучивая свои действия, делайте вместе с ним массаж лица.
Подушечками пальцев нежно поглаживаем надбровные части лба, приговаривая: «Вот как мы себя любим, вот как мы себя голубим...» Переходим к крыльям носа и гайморовым пазухам, не забывая приговаривать: «А вот какой у нас носик, вот какой у нас курносик...» Затем разглаживаем область вокруг губ, скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток, ты совсем не молчунок! Ушки наши ушки, ушки на макушке!»
Легкое постукивание подушечками пальцев в тех же зонах. Как поглаживание, так и постукивание осуществляется двумя руками, движения идут то навстречу друг другу, то в противоположную сторону. Не забывайте все время разговаривать с ребеночком: «Вот какие мы красивые! Вот какие мы послушные! Вот как мы себя погладили!»
Артикуляционная гимнастика
Воздушный шарик. «А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.
Паровозик. «А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же – в другую.
Улыбка. «А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.
Поцелуйчик. «А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.
Лошадка. «А как мы говорим лошадке «Стой»? «Тфпр – тфпр!» – Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь – тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.
Ротик. «А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.
Язычок. «А давай посмотрим, у кого язычок длинней, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой стороны рта.
И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.
После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.
А – а – а – первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!
Аааааа – длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.
Проговариваем точно так же и остальные буквы – «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».
Тренинг на парные согласные
(произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.
Б – Бу-бо-ба-бэ-би-бы
П – Пу-По-па-пэ-пи-пыВ – Ву-во-ва-вэ-ви-вы
Ф – Фу-фо-фа-фэ-фи-фыГ – Гу-го-га-гэ-ги-бы
К – Ку-ко-ка-кэ-ки-бы
Д – Ду-до-да-дэ-ди-дыТ – Ту-то-та-тэ-ти-ты
Ж – Жу-жо-жа-жэ-жи-жыШ – Шу-шо-ша-шэ-ши-шыЗ – Зу-зо-за-зэ-зи-зыС – Су-со-са-сэ-си-сыЧем хороши эти и подобные занятия – их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице.
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это.
Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:
Ёжики-ёжики
гладят ручки.
Маленькую девочку (маленького мальчика)
говорить научат!
А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).
Если мама будет уделять развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное – правильно, научится говорить.