Материал для родительского собрания родителей будущих первоклассников

Адаптационный период для первоклассников
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У первоклассников изменились социальное окружение и система деятельности. Ситуация новизны является для
любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает
эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием
внутренней напряженности, настороженности.
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным,
невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и
просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и
самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Процесс адаптации первоклассников занимает, как правило, около двух месяцев, т.е. первую четверть. Что можно сделать учителю, чтобы помочь ребятам преодолеть эти трудности?
Задачи адаптационного периода:
- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник не школьник);
- снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе;
- познакомить детей друг с другом;
- познакомить ребят со школой, с режимом дня в школе;
- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
- подготовить родителей к новой роли родителя школьника.
Динамика адаптационного периода первоклассников
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную
семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым.
Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, учитель, прежде всего, ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества.
Работая на втором этапе над режимом дня школьника, ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате
работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что помогает стать
настоящими школьниками.
На третьем этапе учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего это можно достичь.
Четвертый этап адаптационного периода первоклассников посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал
ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.).
Самым непростым делом для первоклассников, оказывается, спорить, не ссорясь и не обижаясь, друг на друга, искать доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. Учитель обращает внимание, насколько по-школьному работают дети, и какие правила школьной жизни помогают им справиться с заданиями.
На заключительном этапе ребята обмениваются впечатлениями о школе,
рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе,
распределяют общественные поручения. Заканчивается адаптационный период
первоклассников праздником «Посвящение в ученики». Значимым моментом этого периода являются родительские собрания. Учитель проясняет ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой
новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей,
проявленных в ходе адаптационного периода.









13 PAGE 14115