Родительское собрание «Адаптация первоклассника к школе»


МАОУ "СОШ № 109" г. Пермь
Родительское собрание в 1 классе.
Автор: Трещенко Елена Геннадьевна
Тема: Адаптация первоклассника к школе.
Время проведения: сентябрь.
Задачи: - познакомить родителей с проблемами, возникающими во время адаптационного периода;
- дать практические советы для успешной адаптации детей.
Ход собрания.
Переход к учебной деятельности, новым отношениям знаменует новую ступень в развитии малыша. Он уже не может заниматься только тем, что он хочет. "Хочу" заменяется на "надо". Процесс адаптации первоклассника индивидуален. Он может занять больший или меньший промежуток времени - от 2 -3 недель до полугода. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, другие скованные, робкие, стараются держаться незаметно, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны. В этот период увеличивается количество заболеваний, которые вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.Ребенку необходимо помочь адаптироваться в школе.
Целью адаптационного периода является создание наиболее полного представления о школе, об одноклассниках, о жизни по школьным правилам.
Задачи адаптационного периода: 
воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество);
формирование навыков общения.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;•     установление контакта с учащимися, с учителем;•     формирование адекватного поведения;•     овладение навыками учебной деятельности.
В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.Это:
страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо.
опасения, что ребенок будет болеть, простужаться.
ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет.
В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.Причины, приводящие к неуспешности:1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика - следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).2. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.
3. Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.
На первой неделе сентября я провела небольшой тест, помогающий выявить готовность ребенка к школе.
Приложение 1.
(раздается родителям)
Возможно, результат теста не оправдал ваших ожиданий, не огорчайтесь. Важно заинтересовать ребенка.
Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе
Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию интереса и желания к учению.“Цепочка родительских советов”
1. Вера в успех.
2. Положительные установки.
3. Любовь родителей.
4. Приучение к режиму.
5.Выполнение установленных правил.
В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. “Я в тебя верю”, “У тебя так хорошо получается аппликация”, “Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку”,- вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку. Не допускайте никаких негативных установок в отношении ребенка: “Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся”. Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: “Не бойся, у тебя все получится, как надо”, “Я тоже не сразу научилась делать это хорошо”, “я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо”.
Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения- значит, организовать жизнь ребенка. Что поможет ему в учебном труде. Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.
Самый важный результат такой помощи – это восстановить у ребёнка положительное отношение к повседневной школьной деятельности. Когда школа приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, тогда школа не является проблемой.
Соблюдение режима
Ребёнку необходима моральная и эмоциональная поддержка (поменьше ругать, побольше не просто хвалить, а хвалить именно тогда, когда он что-то делает)
Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с достижением других.
Сравнивать ребёнка можно только с ним самим; отмечать его, пусть даже самые маленькие успехи.
Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Ребёнку необходимо показать, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают вообще просто как собственное дитя.
Не ждите, что ваш ребенок будет таким, как вы или таким, как вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.
Для лучшей адаптации детей в 1-х классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки.
В сентябре три урока ежедневно по 35 минут, перемена увеличивается на 5 минут, с 3 недели вводятся 4 уроки, которые будут проводиться в игровой форме, с октября 4 урока по 40 минут с двумя физпаузами.
Со второго полугодия выдаётся максимальная учебная нагрузка. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале( 1 неделя). Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.
В этом году вводится 3-ий урок физкультуры. Это игровой урок, рекомендовано его проводить на воздухе.
Что, наверное, главное - ребенок должен чувствовать в семье тыл. Удачи, неудачи, ошибки … Он должен знать, что дома его пожалеют, поддержат.
Помните, пожалуйста, ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, у него есть много достоинств, и вы должны говорить ему об этом.
Приложение 1.

Тест на выявление готовности ребенка к школе.
Учитель зачитывает утверждения. Если ребенок согласен, он ставит +, не согласен -
1. В школе у меня будет много друзей.
2. Мне очень интересно на уроках.
3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
5. Мне нравится мой кабинет.
6. Я обязательно буду учиться хорошо.
7. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.
8. В школе интереснее, чем в детском саду.
9. Я с хорошим настроением иду в школу.
10. Если было бы можно, я бы пошел в школу уже год назад.
Подсчет результатов:
1-3балла. Призадумайтесь: ваш ребенок не горит желанием ходить в школу, ему хорошо без нее.
4-8 баллов. Хороший результат. Но важно определить, что ему важнее - новые друзья или сами уроки.
9-10 баллов. Отличный результат. Желание ходить в школу вполне осознанно.
Если больше получено утвердительных ответов по первой части, то ребенок несколько идеализирует школу, и не совсем готов к трудностям школьной жизни.
Приложение 2.
Памятка родителям первоклассника.
Уважаемые родители, вы уже поняли, что для первоклассников особенно сложен период адаптации к школе. Обычно он длится от одного до трех месяцев, но бывает и затягивается и на более долгий срок. У многих ребятишек наблюдаются в это время различные психологические нарушения.
Часто бывает так, что ребенок может прекрасно учиться, но тем не менее испытывать серьезные нервные срывы, которые выражаются в серьезных заболеваниях. И аспирином здесь не обойдетесь. Если почувствовали, что с вашим ребенком происходит что-то неладное, обратитесь к школьному психологу.
Мы предлагаем несколько советов, которые помогут вашему ребенку избежать трудностей адаптации к школе:
Рекомендации самые что ни на есть самые банальные: полноценный отдых с обязательными прогулками на свежем воздухе, регулярный режим питания со всеми необходимыми витаминами, спокойный десятичасовой сон;
Не перегружайте ребенка кружками и секциями;
Дома - без оценок. Вашему ребенку очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в Ваших глазах хорошим.
Объясните ребенку, что он уже взрослый и что в школе общаться с ним будут не только так, как он привык раньше.
Хорошо изучите дорогу до школы. По пути обратите внимание на светофоры, переходы, опасные участки пути.
В школу будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и ласковый голос. не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за оплошности, даже если "вчера предупреждали".
Не отправляйте утром ребенка без завтрака: до школьного завтрака он проголодается.
Встречайте после школы ребенка спокойно.
не заставляйте делать уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимо 10-15 минут отдохнуть.
Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, почитайте специальную литературу.