Конспект родительского собрания на тему Как нам понять друг друга


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27»
Родительское собрание
«Как нам понять друг друга»
Конспект составила :
учитель начальных классов
I кв. категории
Гаврюшина И.К.
11.03.2013 г.
Цели:
а) актуализировать проблему взаимоотношений родителей и детей;
б) обсудить эффективность разных стилей воспитания;
в) договориться о путях, средствах и приёмах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье:
• актуализировать проблему воспитания в семье, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;
• содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете;
• предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок;
• привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.
Ход собрания:
«Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все тоже от них, чему их учит»
Средневековый поэт Себастьян Бранте
1. Вступление.
- Добрый день, уважаемые родители! Пожалуйста, возьмитесь все крепко за руки, пусть доброта и взаимопонимание передадутся друг другу. Улыбнитесь, ведь улыбка сближает людей. Сегодня мы не будем придерживаться строгих правил и проведем наше родительское собрание в нетрадиционной форме. Тема собрания: «Пойми меня правильно», а иначе говоря, мы поговорим о педагогике взаимопонимания.
2. Работа со свечой.
(Выход с горящей свечой)
- Почему вы смотрите на огонь свечи? Необъяснимо притягательно. Какой огонь? (синонимы) Всё это можно сказать и о душе человеческой. Она может пылать, а может погаснуть. Легко ли погасить огонёк? (тушим свечу) А душу? Это страшно, но легко, обидев человека, разрушить его хрупкий мир. Как часто мы обижаем друг друга словами. Есть пословица: «Рана, нанесённая мечом, заживёт в течение нескольких дней, а словом — заживает годы». Наша задача сегодня: научиться как можно меньше наносить глубоких ран самым дорогим для нас людям - нашим детям - и тем самым добиваться понимания и уважения в семье.
3. Разминка.
- Очень важно, чтобы человека воспринимали таким каков он есть. Любили, прощали все его недостатки. Задавались ли вы вопросом: что значит для вас ваш ребенок? Предлагаю подумать и ответить, но в необычной форме, выполнив игровое упражнение «Связующая нить».
Сейчас я вам передам клубочек ниток, вам нужно будет намотав ниточку на палец, передать клубок другому члену команды со словами «Мой ребенок для меня — это...», закончив фразу. (Дается слово командам)
- А теперь верните обратно клубок, сматывая нить, со словами «Я бы хотел, чтобы мой ребенок...».
- Дорогие друзья, заметьте одну деталь в нашей игре — нас, как и в жизни, связывает одна ниточка под названием «понимание». Но иногда мы наталкиваемся на стену непонимания, отчуждения, а порой и враждебности. Где мы, взрослые упустили время? Где ребенок перешел границу дозволенного? Как все исправить? Как понять друг друга, суметь простить? Как построить отношения? Задача не из легких!
4. Практическая часть
4.1 Техника «Я-высказывание».
- Одним из способов построения позитивных отношений с ребенком является техника «Я-высказывание».
«Я-высказывание» - это:
Способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях;
Конструктивная альтернатива Ты-высказыванию, которое традиционно используется в конфликтах через выражение негативной оценки в адрес другого, при этом ответственность за ситуацию перекладывается на этого другого;
Способ обозначения проблемы для себя и при этом осознания своей собственной ответственности за ее решение.
- Я-высказывания ещё называют открытым выражением эмоций. А настоящее «открытое выражение эмоций» это умение откровенно и своевременно оповестить своего собеседника (в данном случае детей) о том, какие ЭМОЦИИ вызывают у Вас его слова или поступки. И делать это нужно сразу, не копя в себе негатив. Тогда Ваша реплика прозвучит естественно и ни в коем случае не оскорбительно.
- Я-высказывание в меньшей степени способно спровоцировать ребенка на сопротивление. Честно сообщить ребенку о влиянии его поведения на вас гораздо менее рискованно, чем дать ему понять, что его поведение говорит о чем-то дурном в нем.
- Согласитесь, насколько огромной должна быть разница в реакциях ребенка на эти два сообщения, переданных родителям после того, как ребенок пнул его по голени.
1. Уф — ф! Как больно! Не люблю, когда меня пинают.
2. Ты что, с ума сошел? Никогда не пинайся, ты слышишь? (Т.Гордон)
- Скажите пожалуйста, какое высказывание более правильно?
- Я-высказывание помогает ребенку расти и взрослеть, помогает ему учиться брать на себя ответственность за свое собственное поведение.
- А теперь, каждой команде мы предлагаем фразу, которую нужно исправить в «Я-высказывание»:
Прекрати шуметь (1 команда)
Ты несносна (2 команда)
Когда ты, наконец угомонишься? (3 команда)
(слово командам, экспертам)
- Благодаря своей честности «Я-высказывание» постепенно побуждает ребенка к передаче столь же честных сообщений всякий раз, когда он испытывает то или иное чувство. «Я-высказывание» одного из участников взаимоотношений вызывает «Я-высказывание» другого. Вот почему иногда конфликты деградируют до уровня взаимного обзывания и порицания.
4.2 Практикум.
Задание № 1.
Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой - ребенок. «Родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо, вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.
1 причина, мешающая общению - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.
Известный философ Спиноза говорил: «Понимание – начало согласия». Чтобы понять человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. Задумывались ли вы когда-нибудь, уважаемые родители, над вопросом, какими нас видят наши дети? Их ответы могут стать не только хорошей диагностикой, но и наведут на размышления о методах и формах воспитания. Что за люди эти взрослые? Устами младенца гласит истина.
Задание № 2.
Ситуация № 1. У Вас на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой. Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)
Учитель: итак, 2 причина, которая мешает нам - мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.
Задание № 3.
Ситуация № 2. Представьте, что ваш ребенок, придя из школы заявляет « Не хочу учиться» Как вы поступите? (родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения) Учитель: 3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.
4.3 Работа в группах.
Родители делятся на группы для обсуждения различных ситуаций, которые напечатаны на карточках. Сначала обсуждение идет в группе, а затем – коллективное рассматривание ситуации и обсуждение.
Ситуация № 1
В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, мусор не вынесен и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я?»
Ситуация №2
Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит!»
Ситуация № 3.
В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа – футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?
Учитель: уважаемые родители расскажите о своей первой реакции на ситуацию. Какие вы подберете слова? Постарайтесь найти такие слова, которые помогут ребенку увидеть себя со стороны. Далее каждая группа обсуждает и затем говорит о своих решениях. При обобщении всех ответов учитель делает вывод:
«Слово не воробей, вылетит - не поймаешь», «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» - в этих строчках народная мудрость. Нужно бережно относиться к тем словам, которые мы говорим нашим детям.
Вспомните пословицы:
«При солнышке тепло, при …(матери добро)»
«Нет лучше дружка, чем …(родная матушка)»
« Детей воспитать - (не курочек сосчитать)»
«Из одной клетки, да не (равны детки)»
« Ребенок – что воск, что ( хочешь, то и сольешь)»
« Кобылка – брык, и жеребенок – (брык)»
« Не тот отец-мать кто родил, а кто ( вспои, вскормил, добру научил)»
« Родители трудолюбивы, и дети (не ленивы)»
« Умел дитя родить, умей и (научить)»
В пословицах и поговорках заключена народная мудрость, опыт прошлых поколений. Возрождение России как национального и культурного единства невозможно без восстановления утраченной самобытной культуры. Иногда и пословица может помочь в какой-то ситуации.
4.4 .«Острые вопросы»
Уважаемые родители! А сейчас вам предстоит ещё одно задание. Посмотрите на красивые воздушные шары, рядом с каждым шариком записка с вопросом. Вопросы «острые», если вам не понравился какой-то вопрос, то можно не отвечать. ( Родители выбирают вопросы, обмениваются мнениями)
Вопросы:
Следует ли просить прощения у ребенка, если вы виноваты?
Можно ли упоминать о проступке ребенка несколько раз или делать это в присутствии родственников или посторонних?
Как бы вы закончили фразу: «Мой ребенок успешно учиться, если я…»?
5. Заключение.
- Хорошая семья – не просто родственники, которые живут вместе, это люди сродненные и чувствами, и интересами, отношением и эмоции, тем что помогают друг другу в хозяйстве, а главное – помогают друг другу быть людьми. Когда мы соединяемся в семью, мы хотим себе и друг другу только хорошего, счастливого супружества, счастливого родительства. Увы, мы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, крики, выяснение отношений, обиды - все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Пойми меня правильно» В этой фразе - напоминание всем: и детям, и взрослым. Именно непонимание приводить нас к конфликтам. В каждой семье бывают такие мгновения, когда вы разговариваете с детьми и чувствуете удивительное родство, близость с ребенком, взаимопонимание и доверие. Такие разговоры неожиданно начинаются и подчас неожиданно заканчиваются. Но эти прекрасные мгновения остаются в памяти навсегда. Я надеюсь, что наша встреча была для вас полезной. ( Учитель раздает буклеты с основными вопросами собрания на память)
Рефлексивно-оценочный компонент:
Ресурсный круг.
- Что мне дало сегодняшнее собрание?
7. Методические советы на период проведения и подведения итогов.
1) в ходе собрания:
- учителю необходимо создать атмосферу доверия, чтобы родители принимали активное участие в обсуждении, не стеснялись высказать свою точку зрения, спросить о чем-то.
- творческие задания способствуют снятию напряжения, дают возможность родителям проявить себя
- учителю необходимо иметь в запасе несколько ситуаций на случай, если обсуждение какой-то не получается.
- на собрание-практикум можно пригласить психолога школы в качестве эксперта.
2) при подведении итогов:
- родители высказывают свое мнение в устной форме или при помощи сигнальных карточек.
- оформляется протокол собрания
- учитель предлагает список педагогической литературы в помощь родителям по различным вопросам воспитания.
8.Литература.
1.Борба М. Нет плохому поведению:38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться. М.,2006.
2.ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.,1991.
3.Некрасова З ,Некрасов Н.Перестаньте детей воспитывать -помогите им расти .М., София,2007.
4. Широкова Г.А, Жадько Е.Г.Практикум детского психолога. Ростов н/Д , 2005.
Анкета для родителей.
1.Считете ли Вы, что у вас есть взаимопонимание с ребенком?
2.Какие чувства Вы вызываете у ребенка: любовь, тревогу, страх, жалость и т. д?
3.Слушается ли Вас ребенок? Почему?
4. Какова основная роль матери в воспитании?
5. Есть ли у Вас общие занятия и увлечения? Какие?
6.Каким Вы хотите видеть своего ребенка?
7. Каким должен быть родитель, воспитывающий идеального ребенка?
8. Какими средствами можно этого добиться?
Полезные советы для родителей.
Присмотритесь к детям, прислушайтесь, и вы поймете, что ребенок - это личность ,которая требует уважения .любви ,принятия.
Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь - во власти языка»
Вместе проводить время - это значит отдавать кому-то свое внимание.
Следуя древней притче, чтобы помочь голодному, мало накормить его, надо научить его самому добывать пищу. В общении с ребенком не решайте его проблемы, учите его, как самому решить их.
Мудрые родители знают, как нужна детям ласка. Прикоснуться к ребенку - это значит прикоснуться к его душе.
Нет награды более отрадной, чем знать, что вам удалось добиться стойких изменений к лучшему в жизни ребенка.