Как научить детей любить музыку

Статья «Как научить детей любить музыку?»

Чтобы полюбить музыку по-настоящему, надо стремиться не просто слушать, а вслушиваться в неё, стараясь глубже проникнуть в суть произведения, лучше понять его.
Что же это значит: любить и понимать музыку?
Любить музыку – значит испытывать потребность в общении с нею, переживать её (т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая её). Понимать же музыку – значит воспринимать её не только эмоционально, но и сознательно, отдавать себе отчёт в том, что она выражает и как выражает. Надо сказать, что понятия «любить» и «понимать» применительно к восприятию музыки часто отождествляются. Иногда они и противопоставляются: «Я музыку люблю, но не понимаю её». Может возникнуть вопрос: обязательно ли понимать музыку для того, чтобы её любить?
Психология и опыт убеждают нас в том, что музыкальная подготовка способствует более содержательному, более яркому восприятию произведения. Б.В.Асафьев писал: «Воспринимать музыку – дело трудное. К нему надо подготовлять внимание». Восприятие слушателей, имеющих подготовку, имеющих знания о музыке, глубже, содержательнее, ярче. Круг произведений, которые они способны эмоционально воспринять, сложнее и шире. Но бывает и так, что довольно сложные произведения глубоко воспринимаются слушателями неподготовленными. В таких случаях можно с уверенностью сказать, что речь идёт о людях в той или иной мере музыкально одарённых.
В процессе восприятия всегда возникают ассоциации с представлениями, полученными ранее. Чем богаче опыт, тем полнее, глубже восприятие.
Психология утверждает, что восприятие зависит от индивидуальных особенностей человека, его интересов, вкусов.
На какие же закономерности восприятия необходимо опираться, развивая в детях умение, слушать музыку?
Прежде всего, надо научить детей слушать внимательно. Уже на первом уроке в 1 классе устанавливается непреложный закон: когда звучит музыка, никто не должен поднимать руку для ответа, а также входить в класс в случае опоздания. При этом необходимо, чтобы ребята поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за её звучанием, можно глубоко воспринять её и по-настоящему понять.
Для того, чтобы научиться понимать музыку, нужны определённые знания, навыки, нужно элементарное музыкальное образование. В чём же оно заключается? Какие знания должны получить учащиеся?
Помимо знакомства с самой музыкой, школьники получают некоторые общие представления: о содержании музыки, о разнообразии этого содержания («музыка – это сама жизнь»), о наиболее распространённых её жанрах, о выразительных средствах. Учащиеся узнают, что музыка, в отличие от изобразительного искусства, передаёт явления, чувства людей в развитии, движении, поэтому музыка относится к так называемым временным видам искусства. Такое свойство музыки требует от слушателя особого внимания.
Дети с 1 класса на примерах того, что они поют и слушают, убеждаются в том, что в музыке есть содержание, что она отражает жизнь. Постепенно дети подводятся к тому, что форма, т.е. то, как произведение написано или исполнено, должна соответствовать его содержанию. Формированию понятия единства содержания и формы помогает игра, описание которой даёт Н.Л.Гродзенская в своей книге «Школьники слушают музыку» и которой я пользуюсь в своей практике (в начальных классах). Игра называется «Если бы я был композитором». Учитель называет произведение (или раскрывает содержание его), а дети рассказывают, какую бы они сочинили музыку на данную тему. Затем учитель называет автора произведения и играет. Дети слушают в этом случае с особенным интересом. Они сравнивают, проверяют, насколько авторский замысел совпал с тем, что они сами придумали. Затем учитель называет автора произведения и играет. Дети слушают в этом случае с особенным интересом. Они сравнивают, проверяют, насколько авторский замысел совпал с тем, что они сами придумали. Здесь использован приём, который активизирует детей, развивает их творческие способности, даёт работу воображению.
Помимо понятия единства содержания и формы очень важно, чтобы дети постепенно усвоили понятие взаимосвязи выразительных средств: все средства музыкальной выразительности бьют, так сказать, в одну цель, они помогают друг другу, осуществляют замысел композитора. Это легко показать на любом примере, используя метод контраста. Например, получится ли образ маленькой птички, если музыка будет звучать на низких звуках, или медленно, или плавно? И так далее.
В художественном образовании учащихся большое место занимают знания о комп их творческом пути, их жизни. Эти сведения помогают детям понять особенности творчества.
В круг знаний о музыке постепенно вводятся и музыкальные понятия и некоторые термины. Опыт показывает, что знание элементарной терминологии не только не тормозит, но и облегчает работу и учителя и детей. Но нужно иметь в виду, что термин не должен появиться на уроке раньше явления, которое он объясняет. Вот как пишет об этом Б.В.Асафьев: «К терминологии (самой необходимой) следует подходить с таким расчётом, чтобы термин обобщал то, что уже всем стало ясно из предшествовавших наблюдений над материалом и бесед. Никогда термин не должен дедуктивно предшествовать явлениям, которые он определяет, но которые ещё не известны».
Постепенное усвоение терминологии повышает уровень знаний, общее музыкальное развитие детей.
Каким же образом учитель может содействовать тому, чтобы дети больше слушали музыку, чтобы восприятие стало более гибким? В условиях общеобразовательной школы, где на музыкальные занятия отводится один час в неделю, невозможно на уроке познакомить учащихся более или менее основательно с большим количеством произведений. Поэтому учитель, помимо произведений, которые входят в программу и слушаются неоднократно, привлекает также произведения, которые дети слушают всего один раз, иногда даже не целиком. Но и этого недостаточно. И в своей музыкально-педагогической деятельности я стараюсь организовать и внеклассную работу – музыкальные гостиные, концерты, которые позволили бы знакомить детей с музыкой не только «вглубь», но и «вширь».
Для расширения кругозора детей я часто использую и такой приём: время от времени дети, которые занимаются в музыкальной школе, играют в классе выученные ими пьесы. Ребята слушают такие выступления с исключительным интересом и вниманием.
Когда речь идёт о восприятии, имеется в виду не только эмоциональное, но и сознательное восприятие. Как уже было сказано, такое восприятие воспитывается главным образом с по мощью беседы, разбора, анализа произведения. Но анализировать произведение так, чтобы углубить его эмоциональное восприятие – задача довольно сложная, требующая вдумчивого отношения и известного мастерства.
Всё дело в том, как ведётся беседа о произведении, его анализ. Если на первый план выходят музыкально-теоретические знания умения, навыки, появляется опасность «засушить», затеоретизировать урок искусства. Но если учитель имеет всё время в виду конечную цель анализа (который должен помочь не только ближе, лучше узнать произведение, но и эстетически его пережить, оценить, полюбить), то такой разбор не опасен. «Если в произведениях Бетховена мы будем следить за нотами и аккордами исключительно как за нотами и аккордами, не придавая им дальнейшего значения, не отыскивая в их выражении действия и душевной деятельности, вложенных в них поэтом, будем ли мы иметь право сказать, что мы понимаем музыку Бетховена?» - писал выдающийся критик А.Серов.
Разбор подготавливает почву для повторного восприятия уже на более высоком, и не только сознательном, но и эмоциональном уровне.
Процесс восприятия музыки не является процессом изолированным. Умение воспринимать музыку формируется успешно в том случае, если оно осуществляется во взаимосвязи со всеми другими видами занятий на уроке. И эта связь помогает как восприятию, так и исполнению, и в свою очередь, способствует общему музыкальному развитию школьников.
«Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать её и размышлять о ней. Не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо её исполнять.» «Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому, что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует» (Д.Б.Кабалевский).
И закончить свою статью хочется замечательными строками , которые, я думаю, близки многим учителям музыки:

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землёй

Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных
Без мелочей смешных и несмешных!
Мы ей за все «Спасибо!» говорим
И, веря в торжество её, - творим.
(О.Гаджикасимов)

15