Дополнительная образовательная программа театральной студии


краевое государственное казенное образовательное учреждение
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Ванаварский детский дом»Рекомендована решением
Методического совета
КГКУ «Ванаварский десткий дом»
Протокол №___от______
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГКУ
«Ванаварский детский дом»
___________Е. В. Мочалова
Приказ №__ от _______
Дополнительная образовательная программа
театральной студии
«Золотой ключик»
(Срок реализации – 1 год, возраст обучающихся – 5-8 лет)
Автор программы:
И. Н. Михалевич
учитель - логопед
КГКУ
«Ванаварский детский дом»
с. Ванавара 2016 год
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа театральной студии «Золотой ключик» относится к программам художественно - эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В ходе репетиций приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества. Также в настоящее время увеличилось количество детей с нарушениями речи, что проявляется не только в неправильном произношении звуков, но и в нарушениях грамматического строя речи, скудности лексического запаса, сильно страдает и просодическая сторона речи. Именно эти факты, выявленные в ходе обследования речи детей, побудили к поиску таких форм работы, которые помогли бы нашим воспитанникам успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение. Выбор пал на приобщение детей к чтению и инсценировке сказок.
Сказки – благодатный материал для развития речи, логического мышления, воображения, внимания и памяти. Их театрализация позволяет решать основные воспитательные задачи: развивать коммуникативные навыки, способствовать успешной социализации воспитанников, укреплять их психо-эмоциональное здоровье.
Новизна программы заключается в том, что данная программа предлагает современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность, способствующие профилактике асоциального поведения воспитанников, включающие детей и педагогов в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие. Особенностью программы является использование национально – регионального компонента. Также данная программа является дополнительной к основной логопедической программе, что позволяет достигать максимального результата в формировании правильной речи воспитанников.
Педагогическая целесообразность
Программа данного курса помогает воспитывать ребенка всесторонне развитой личностью, формируют навыки общения в различных житейских ситуациях, позволяет оценивать поступки героев и посмотреть на себя со стороны. Погружаясь в сказку, ребёнок следит за сюжетом, сопереживает героям, его речь и психические процессы развиваются незаметно, в игре. Смена обстановки или аудитории при выступлениях приучает детей быть раскованными, не стесняться, что способствует исчезновению многих комплексов. Получая роль, может быть и не одну, ребенок учится сам за себя нести ответственность: приготовиться во время к выходу, разложить атрибуты костюма, во время переодеться, не забыть слова, что, несомненно, воспитывает в маленьких артистах чувство ответственности и самостоятельности. В театрализации участвуют дети различных способностей и возможностей, каждый получает роль, которая ему по силам, но ни один ребенок не остается без внимания, это позволяет малышу чувствовать себя значимым и нужным.
Расширение и обогащение опыта чувственного восприятия окружающего мира, через обращение к эмоциональному опыту ребенка, используя театральную игру как инструмент решения конфликтов, познания учащимися своего индивидуального своеобразия, закрепления ярко выраженной осмысленной активной созидательной позиции является концепцией программы
Концептуальные основы:
гуманистический подход к деятельности в процессе активного сопереживания и общения (детей с педагогом, детей между собой, детей с искусством);
индивидуально-психологическая компенсация, обеспечивающая комфортность и уверенность в собственных силах каждого воспитанника;
свобода выбора;
повышение самооценки воспитанника.
Используемые программы и методики:
Методические рекомендации по планированию и организации театрализованных игр с детьми Е.Л.Трусова.
Методическое пособие И.П.Варапаева «Коррекция эмоциональной сферы младших школьников».    
Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., «Цветик - семицветик», программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5- 6 лет.   
Методическое пособие Стишенок И. В., «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост».
Примерная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) Н. В. Нищева.
Методическое пособие А. А. Гуськова, «Речевое развитие детей средствами загадки».
Программа отличается от других программ данной направленности тем, что при обучении основам сценического мастерства, в ней активно используются психологические игровые тренинги. Она направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Программа предназначена для детей 5-8 лет.
Цель программы: развитие личности ребенка в целом и его речи в частности.
Задачи программы:
1.Развивающие:
- развитие артикуляционной и мимической мускулатуры;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие психических процессов (воображения, восприятия, внимания, мышления, памяти);
- формирование взаимосвязи в работе всех анализаторов;
- создание благоприятной психологической атмосферы, способствующей сотрудничеству всех участников процесса;
2. Обучающие:
- обогащение словаря тематическими группами слов, закрепление обобщающих понятий;
- формирование грамматического строя речи;
-формирование правильной дикции, интонационной выразительности, диалогической и монологической речи;
3. Воспитательные:
- знакомство с правилами поведения, морали, нравственности;
-воспитание патриотических качеств, через инсценировки эвенкийских народных сказок;
- воспитание гуманных чувств: адекватная реакция, радость успехам других, огорчение в случае неудачи, стремление прийти на помощь, правильная оценка свои поступков и поступков других;
- воспитание умение работать в коллективе;
- корректирование эмоциональной сферы ребенка.
В театральную студию «Золотой ключик» принимаются все воспитанники, посещающие логопедические занятия.
Существует одна группа, в которой занимаются все дети. Роли распределяются в соответствии со способностями детей, оставшиеся воспитанники принимают активное участие в подготовке: раскрашивают декорации, помогают в изготовлении костюмов. Присутствие всех воспитанников на репетиции желательно, так как иногда бывает необходимо заменить актера.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (показ спектаклей, участие в концертах). Занятия и репетиции могут проводиться одновременно как со всей группой, так и отдельно взятыми детьми (подгруппы).
Программа рассчитана на 1 год. Основными ее участниками являются воспитанники подготовительной к школе группы и учащиеся 1 класса.
Репетиции проходят в течение учебной четверти, 2 раза в неделю, в год 68 занятий. Продолжительность одного занятия составляет 20 - 30 минут. С воспитанниками средней группы 20 минут, старшей группы 25 минут, подготовительной к школе группы и учащимися 1 класса 30 минут, Таким образом, продолжительность занятий по театральной деятельности соответствует СанПиН 2.4.1. 1249-03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий».
Занятия проходят в течение учебной четверти. Каникулы – самое удобное время для представления. Каждый день каникул заранее распланирован для выступлений в детском доме, детских садах, доме престарелых и инвалидов, сельском доме культуры. Программа состоит из четырех разделов: первая четверть отводится на знакомство с новыми сведениями о театре (для вновь прибывших детей) и закрепление уже имеющихся знаний, вторая четверть посвящена эвенкийским сказкам, так как в декабре отмечается праздник День Эвенкии, третья четверть посвящена сказкам народов мира и сказкам зарубежных авторов, четвертая четверть - русским народным сказкам. За учебный год воспитанники показывают 3 спектакля.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
Наглядно- слуховой.
Наглядно-зрительный.
Метод поисковой ситуации.
Игровой.
Оценочный метод.
Метод упражнения с усложнением.
Дидактический.
Словесный.
Метод умелого переключения с одного вида на другой.
Имитация.
и воспитания:
убеждения,
упражнения,
личный пример;
поощрения.
Все методы обучения реализуются различными средствами:
предметными - для полноты восприятия работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
практическими – выполнение различных упражнений «Пройди, как кошка, как медведь», «Пробеги, как собака, как волк, как мышка».интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание.
эмоциональными: переживание, представление, интерес.
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка, сравниваются результаты логопедической диагностики и диагностики воспитателя - начальной, текущей и итоговой.
Основными критериями успешной реализации программы являются следующие знания, умения и навыки:
У ребенка сформированы все стороны речи: звуковая, лексическая, грамматическая, связная речь: монологическая и диалогическая.
Умеет чувствовать и передавать текст интонационно, пользоваться движениями, мимикой, жестами, умеет контактировать с окружающими людьми.
Знаком с правилами поведения, морали, нравственности, умеет оценивать поступки свои и других.
Способен адекватно реагировать, радоваться успехам других, огорчаться в случае неудачи, стремиться прийти на помощь, правильно оценивать свои поступки и поступки других;
Умеет работать в коллективе.
Учебно – тематический план
Продолжительность
занятия Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество занятий в год
30 минут 2 раза 1 час 68 занятий
Учебно – тематический план
Раздел Темы Общее количество занятий Теория Практика
«Мир театра»
(18 занятий) Вводное занятие 1 1 «История театра» 1 1 «Кто работает в театре?» 1 1 «Как устроен театр (зрительный зал, буфет, сцена, раздевалка)». 1 1 «Правила поведения в театре». 1 1 Рисование знаков по правилам поведения в театре 1 1
«Афиша, что это?» 1 1 Рисование афиши с опорой на иллюстрации из книг. 1 1
Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке?» 1 1
Беседа «Артист. Кто он? Какой он?» 1 1 Этюды на развитие внимания: «Будь внимателен», «Запомни свое место», «Флажок», «Что изменилось?» 2 2
Этюды на развитие эмоционально – выразительных движений: «Это я! Это мое!», «Отдай», «Сосульки», «Шалтай - Болтай», «Петрушка прыгает». 2 2
Этюды на понимание эмоционального состояния человека и умения адекватно выразить свое настроение: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинился». 2 2
Разучивание стихов о театре, разгадывание загадок. 1 1
Итоговое занятие «Что мы знаем о театре» 1 1 Эвенкийские сказки
(16 занятий) Беседа о народе севера – эвенках, рассматривание иллюстраций. 1 1 Игры эвенков. 1 1
Просмотр мультфильма «Гора самоцветов» 1 1 Выбор сказки, чтение или просмотр. Беседа по содержанию. 1 1 Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке?» 1 1
Подготовка сказки к показу. Репетиционный период. 12 12
Премьера 1 1
Гастроли Период зимних каникул
Сказки народов мира и зарубежных авторов.
(18 занятий) Беседа о народах мира или зарубежном автором (краткая биография, творчество) 1 1 Выбор сказки, чтение или просмотр. Беседа по содержанию. 1 1 Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке?» 1 1
Подготовка сказки к показу. Репетиционный период. 14 14
Премьера. 1 1
Гастроли. Период весенних каникул
Русские народные сказки. (16 занятий) Беседа о традициях русского народа. 1 1 Выбор сказки, чтение или просмотр. Беседа по содержанию. 1 1 Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке?» 1 1
Подготовка сказки к показу. Репетиционный период. 12 12
Премьера. 1 1
Гастроли. Период летних каникул
Содержание программы
Раздел 1. Мир театра (18 занятий).
Тема 1 - Вводное занятие (0.5 часа).
Теория.Игра на организацию воспитанников «Ау, мишка!». Беседа «Где вы были, что вы видели?». Игра «Радуга настроений».
Тема 2 - История театра (0.5 часа).
Теория.Беседа с показом слайдов- с чего все начиналось, бродячие артисты, кукла- петрушка, театры древности, современные театры, чем похожи и чем различаются.
Тема 3 - Кто работает в театре?(0.5 часа)
Теория. Беседа с показом иллюстраций, фото людей разных профессий, чем занимаются в театре, важность работы.
Тема 4 - Как устроен театр (зрительный зал, буфет, сцена, раздевалка).(0.5 часа)
Теория.Просмотр презентации «Мир театра».
Тема 5 - Правила поведения в театре.(0.5 часа)
Теория.Беседа о правилах поведения в театре (что можно, что нет).
Тема 6 - Рисование знаков по правилам поведения в театре (0.5 часа).
Практика.
Тема 7 -«Афиша, что это?» (0.5 часа).
Теория. Беседа «Афиша, что это. Для чего нужна афиша». Рассматривание настоящей афиши.
Тема 8 - Рисование афиши с опорой на иллюстрации из книг (0.5 часа).
Практика.
Тема 9 - Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке?» (0.5 часа).
Практика.
Тема 10 - Беседа «Артист. Кто он? Какой он?» (0.5 часа).
Теория. Беседа с показом иллюстраций, слайдов.
Тема 11 - Этюды на развитие внимания: «Будь внимателен», «Запомни свое место», «Флажок», «Что изменилось?» (1 час).
Практика.
Тема 12 - Этюды на развитие эмоционально – выразительных движений: «Это я! Это мое!», «Отдай», «Сосульки», «Шалтай - Болтай», «Петрушка прыгает». (1 час).
Практика.
Тема 13 - Этюды на понимание эмоционального состояния человека и умения адекватно выразить свое настроение: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинился» (1 час).
Практика.
Тема 14 - Разучивание стихов о театре, разгадывание загадок (0.5 часа).
Практика.
Тема 15 - Итоговое занятие «Что мы знаем о театре»(0.5 часа).
Теория. Викторина по пройденному материалу.
Раздел 2. Эвенкийские сказки (16 часов).
Тема1 -Беседа о народе севера – эвенках, рассматривание иллюстраций (0.5 часа).
Теория. Уточнить знания о эвенках, быт, традиции, условия проживания.
Тема 2 - Игры эвенков (0.5 часа)
Практика. Познакомить с национальными играми «Отец - палочка», «Кто перетянет», «Охота на оленей» и др.
Тема 3 - Просмотр мультфильма «Гора самоцветов». Серия о жизни людей на Севере (0.5 часа).
Теория. Закрепить и систематизировать полученные знания о жизни эвенков.
Тема 4 - Чтение или просмотр выбранной сказки. Беседа по содержанию (0.5 часа).
Теория. Прочитать сказку или посмотреть мультфильм, созданный на основе данной сказки. Провести беседу на понимание, обсудить главных героев, их характер, поступки, сюжет, идею, понравившиеся моменты.
Тема 5 - Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке?» (0.5 часа).
Практика. Вспомнить содержание сказки, выяснить какие роли предпочитают исполнить дети.
Тема 6 - Подготовка сказки к показу. Репетиционный период (12 занятий).
Практика.
- Распределение ролей, разучивание слов, нахождение образа героя, подбор
выразительных движений, интонации, придумывание и создание декораций,
подбор костюмов для героев. (2 часа).
- Подбор музыкального сопровождения, разучивание музыкальных движений для выхода героев, финала, других танцевальных моментов по содержанию сказки, репетиции слов по ролям, отдельных сюжетных моментов. (1,5 часа).
- Репетиции сказки в полном составе (2 часа).
- Генеральная репетиция (1 час).
Тема 7 – Премьера (0.5 часа).
Практика. Показ сказки воспитанниками для педагогов и воспитанников
детского дома.
Тема 8 – Гастроли.
Практика. Выступление в период зимних каникул в детских садах, доме
престарелых, сельском доме культуры.
Раздел 3. Сказки народов мира и зарубежных авторов (18 занятий).
Тема 1.Беседа о народах мира или зарубежном автором (краткая биография, творчество) (05. часа)
Теория. Познакомиться с одним из народов, населяющих мир, или познакомиться с краткой биографией зарубежного автора и его творчеством.
Тема 2.Чтение или просмотр выбранной сказки. Беседа по содержанию.(0.5 часа)
Теория. Прочитать сказку или посмотреть мультфильм, созданный на основе данной сказки. Провести беседу на понимание, обсудить главных героев, их характер, поступки, сюжет, идею, понравившиеся моменты.
Тема 3. Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке?» (0.5 часа)
Практика. Вспомнить содержание сказки, выяснить какие роли предпочитают исполнить дети.
Тема 4.Подготовка сказки к показу. Репетиционный период (14 занятий).
Практика.
- Распределение ролей, разучивание слов, нахождение образа героя, подбор
выразительных движений, интонации, придумывание и создание декораций,
подбор костюмов для героев. (2 часа).
- Подбор музыкального сопровождения, разучивание музыкальных движений
для выхода героев, финала, других танцевальных моментов по содержанию
сказки, репетиции слов по ролям, отдельных сюжетных моментов. (2 часа).
- Репетиции сказки в полном составе (2 часа).
- Генеральная репетиция ( 1 час).
Тема 5 – Премьера (0.5 часа).
Практика. Показ сказки воспитанниками для педагогов и воспитанников
детского дома.
Тема 6 – Гастроли.
Практика. Выступление в период весенних каникул в детских садах, доме
престарелых, сельском доме культуры.
Раздел 3.Русские народные сказки (16 занятий).
Тема 1.Беседа о традициях русского народа (05. часа).
Теория. Уточнить знания о русских обычаях и традициях.
Тема 2.Чтение или просмотр выбранной сказки. Беседа по содержанию.(0.5 часа)
Теория. Прочитать сказку или посмотреть мультфильм, созданный на основе данной сказки. Провести беседу на понимание, обсудить главных героев, их характер, поступки, сюжет, идею, понравившиеся моменты.
Тема 3. Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке?» (0.5 часа)
Практика. Вспомнить содержание сказки, выяснить какие роли предпочитают исполнить дети
Тема 4.Подготовка сказки к показу. Репетиционный период (12занятий).
Практика.
- Распределение ролей, разучивание слов, нахождение образа героя, подбор
выразительных движений, интонации, придумывание и создание декораций,
подбор костюмов для героев. (2 часа).
- Подбор музыкального сопровождения, разучивание музыкальных движений
для выхода героев, финала, других танцевальных моментов по содержанию
сказки, репетиции слов по ролям, отдельных сюжетных моментов. (1.5 часа).
- Репетиции сказки в полном составе (2 часа).
- Генеральная репетиция ( 0.5 часа).
Тема 5 – Премьера (0.5 часа).
Практика. Показ сказки воспитанниками для педагогов и воспитанников
детского дома.
Тема 6 – Гастроли.
Практика. Выступление в период летних каникул в детских садах, доме
Престарелых, сельском доме культуры.
  Методическое обеспечение.
Литература.
1.Методические рекомендации по планированию и организации театрализованных игр с детьми Е.Л.Трусова.
2.Методическое пособие И.П.Варапаева «Коррекция эмоциональной сферы младших школьников».    
3.Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., «Цветик - семицветик», программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5- 6 лет.   
4.Методическое пособие Стишенок И. В., «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост».
5.Примерная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) Н. В. Нищева.
6.Методическое пособие А. А. Гуськова, «Речевое развитие детей средствами загадки».
7.«Праздники и развлечения в детском саду» Э.В.Соболева.
8.«Театральные игры в ДОУ» Давыдова Н.А.
9. «Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности» Е. Ф. Парфенова.
10. «Речевое развитие детей средствами загадки» А. А. Гуськова.
11. Научно – методический журнал «Логопед» № 3/2011 г.
12. Научно – методический журнал «Логопед» № 5/2013 г.
13. «Развиваем речь ребенка с помощью стихов» Е. В. Васильева.
Фонотека.
Музыкальная классика (русская, западноевропейская) аудиокассеты, СД – диски.
Народная музыка (вокальная, инструментальная, оркестровая) аудиокассеты, СД - диски.
Видеокассеты.
Детские популярные мультфильмы.
Премьеры - спектаклей прошлых лет: «Ленивые дети», «Колобок»,
«Смоляной бычок», «Гуси - лебеди», «Каша из топора», «Разговор на детской площадке», «Золушка».
Костюмы:
Диких зверей, домашних животных, насекомых, птиц, цветов, деревьев, героев русских народных сказок.
Реквизит:
1.   Крупный: деревья, дома, пни, плетень, столы, лавки, сундуки, комод, трон и т.д.2.   Мелкий: посуда, самовары, прялки, цветы, корзины, ленты, шарфы, игрушки и т.д.