Отзыв на прочитанную книгу Ш.Амонашвили Как любить детей?


Отзыв на книгу Ш.А. Амонашвили «Как любить детей?»
На одном дыхании перечитала книгу Амонашвили Ш.А. «Как любить детей». Книга читается легко и быстро! Шалва Александрович больше задает вопросов, чем отвечает «Как любить детей?». Автору посредством задаваемых вопросов, размышлений важно было разбудить мысль учителя, пробудить чувства. Но чем дальше погружаешься в текст, тем отчётливее начинаешь «слышать Слово», чувствовать его сердцем и осознавать, что в этой книге, где кажется, что так всё просто, на самом деле так всё сложно, сразу главного и не поймёшь – автор заставляет задуматься - чтобы любить, следует взрасти или восстановить в себе внутреннюю культуру – Культуру духовности. Вопросы, которые задает автор читателям, дают понять, какая тревога, боль живет в душе человека, посвятившего свою жизнь главному – любви к Ребёнку! «Но что, если мы незаметно для себя потеряли Путь? Каким тогда будет наше представление о жизни, к которой готовим своих сыновей и дочерей? Как нам удостовериться, что мы готовим их к жизни, а не впутываем в наши недоразумения? Относительность земных знаний итак очевидна. Её можно уменьшить лишь истинной правдивостью. Но правдивость, говорят нам, можно измерить лишь духовностью. Но как быть, если мы сами тонем в коварном болоте материального мира и забываем о духовном? Какие ценности жизни мы станем возвеличивать в умах и сердцах подрастающего поколения?
Ведь это не секрет – в школе не хватает любви, любви учителя к ученику, любви ученика к учителю, отсюда и все проблемы школьников – низкая мотивация, плохая дисциплина , грубость, низкие моральные качества и т.д. «Мораль: мы (учителя) – сеятели в духовном мире ребёнка, а сеять нужно с любовью. Культура есть проявление воли духа, потому в ней источник смысла жизни и для отдельного человека, и для общества, и для человечества в целом. Культура – Солнце внутри нас. Солнце есть свет и тепло.Культура есть свет духовности. Воспитание Культуры происходит в диалоге духовных миров. А лучшее воспитание тогда, когда возникает духовная общность между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником. В этой общности образы перетекают из одного мира в другой без какоголибо посредничества, как бы сами собой. Вот такое «тихое», незаметное, естественное воспитание». «Тихое», незаметное, естественное воспитание, которое несет учитель, - это добрая улыбка, это доброе отношение к окружающим, это богатый духовный мир, это искренняя заинтерессованность в ребенке, это безусловная любовь к ребенку.
«Три человека тащат камни на стройку.
Один делает это потому, что так сказали.
Другой потому, что зарабатывает кусок хлеба.
Третий потому, что строит храм.»Шалва Александрович замечает, что это и есть разные качества устремлённости, и потому разные уровни Культуры в каждом из них.
Если человек устремлён к самоусовершенствованию средствами внутреннего и внешнего миров, он человек Культуры.
Если же нет такой устремлённости, то этот человек не есть человек Культуры, и можно найти много других понятий, чтобы назвать его иначе.
Сила Культуры – в духе нашем. Ребенок есть свет, чему мы его научим, то и получим, научим любить или ненавидеть, творить или разрушать, все зависит от нашей духовности, от силы духа.
Воспитание Культуры связано именно с устремлённостью к Свету. Без этой идеи воспитание Культуры преобразится в обучение ценностям Культуры. «Взрослые – это дети, которые перестали себя воспитывать», - говорит Шалва Александрович. Мы, взрослые, приобретая Культуру духовности, научимся любить детей и давать им живые знания, «живые знания - те, которые, одухотворяют и облагораживают человека, влекут к горизонтам науки, способствуют творить новую жизнь,  воодушевляют мысль на новые поиски, будут цвести в жизни как бутончики роз, несут просветление и эволюцию, те знания, которые дадут крылья.» «Детям Света нужны Учителя Света». Однако что есть Свет – нечто абстрактное или нечто сущее? Свет есть явление Божественное. Свет есть всё, что только возвышает духовнонравственную природу человека и человечества. Свет есть жизнь, он есть деятельность, направленная на творение Блага, на познание и утверждение Истины. Свет одухотворяет и облагораживает знания во имя торжества Духа и умножения Культуры. Свет есть осознанное стремление к сотрудничеству и единению. Свет есть любовь ко всему, что нас окружает, любовь к ближнему. Каждый из нас, дорогие коллеги, может продолжить перечисление смысла и значения Света, и ваше доброе сердце не подведёт вас. Наверное, вы бы дополнили: Свет есть вера, Свет есть сострадание, он есть преданность, красота и т. д., и всё это будет правильно. Будет также верно сказать: Свет есть борьба против тьмы, против всяких её проявлений. На вопрос же, где истоки Света и где хранится Свет, мы бы пришли к единому ответу: и истоком, и накопителем Света является Человек. Свет в человеке есть не сумма расчленённых понятий, а состояние его духа. Дух есть источник Света, он же есть накопитель Света. Человек в состоянии вместить в себя столько Света, сколько будет способна его свободная воля и сколь мощно он устремится к Нему. Человек, полный Света, будет щедро Его исторгать.» Если бы каждый человек, учитель, родитель нашел в себе Свет, щедро делился им, мир был бы другим, радостным, добрым и светлым. «Труден путь этот потому, что, вопервых, нужны усилия воли, вовторых, потому, что усилия воли нам нужно будет направлять в свой же внутренний мир – против всего того, что есть в нас дурного и что не может украсить духовный облик Учителя»
Я работаю педагогом - психологом в школе, преподаю предмет «Самопознание», и понимаю, что без внутренней духовной культуры учителя, без любви к ученику слово будет пустым звуком, не повысится уровень детского ума, эрудированности и не будет расти их нравственность. Все это я понимаю благодаря книге Шалва Амонашвили «Как любить детей?». Она свойственна к прочтению не только преподавателям, но и родителям, которые хотят воспитать хороших детей.
«Кому же, если не нам, дорогие Коллеги, воспитывать культуру?
Сравните:
Культура означает Почитание Света.
Учитель означает Светоносец.
К какому же выводу можно придти?
Он такой: воспитание Культуры есть судьба учителя.
Мы обязаны найти в себе мудрость, чтобы явления жизни учителя настраивались как инструменты оркестра». Постигая глубокий смысл трудов Ш. А. Амонашвили, всё отчётливее осознаёшь, что мы, педагоги, несём особую ответственность за наше будущее. И от доброты и щедрости сердца учителя зависит: оживут ли в его руках зёрнышки истины, отзовётся ли его слово в душе ученика. Замечательно, что есть такие великие люди, как Шалва Александрович Амонашвили, который на примере своей педагогической деятельности, основанной на гуманной педагогике, через свои книги помогает осознать смысл жизни, найти радость в повседневном труде, найти Путь к Свету, Любви и показать его Детям.
Макишева Алия Сапаровна, педагог – психолог СШ№16