ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Студии hand-made (рукоделия) «Файна Штучка» художественно-эстетической направленности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Студии hand-made (рукоделия)
«Файна Штучка»
художественно-эстетической
направленности


возраст обучающихся – 7-18 лет
срок реализации – 3 года



Автор-составитель:
Застенкина-Клименко
Ольга Александровна,
руководитель кружка







г. Донецк
2016
Пояснительная записка
Искусство рукоделия органично вошло в наш быт и продолжает развиваться, сохраняя и преумножая культурно-историческое богатство стран и народов, которое своими корнями уходит в далёкое прошлое. Возможности рукоделия - безграничны!
Человечество на протяжении всей своей истории играло игрушками и в куклы. Мир кукол, на удивление, светлый и радостный. В них есть то, чего нам не хватает в нашей действительности: простое человеческое тепло, мудрая наивность и бесстрашная искренность.
Игрушка, кукла – одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому.
В современном мире стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций.
Украшения, игрушки, предметы интерьера и многое другое – все эти идеи рукоделия позволят создать пространство, наполненное гармонией и теплом души.
Hand-made игрушки хранят в себе частичку души своего создателя и как никакие другие подчеркивают индивидуальность каждого человека!
Программа ориентирована не только на вовлечение детей в удивительный мир творчества, но и решает актуальные задачи нравственного воспитания молодежи, формирования устойчивого интереса к художественному наследию народа. Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания у ребенка здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда, создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности обучающегося, для его социально-культурного и профессионального самоопределения
В этом ключе педагогически целесообразно создание программы по изготовлению текстильной куклы и игрушки, где ребёнок может выразить своё собственное «Я» в образе игрушки или куклы.
Программа студии рукоделия «Файна Штучка» составлена на основе Конституции ДНР (14.05.2014 г.), Закона ДНР «Об образовании» (19.06.2015 г.), Государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 год (приказ МОН ДНР от 17.07.2015 г. №327) и Стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (приказ МОН ДНР от 4.08.2015 г. №370), а также Базисного учебного плана (приказ МОН ДНР от 16.07.2015 г. №314) и Закона ДНР «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» (10.04.2015 г.). В программе использованы методические пособия Финнангер Т. «Игрушки в стиле Тильда», рекомендации образовательных программ начального и среднего образования по трудовому обучению, энтернет-ресурсы, педагогический опыт руководителя студии рукоделия «Файна Штучка».
В качестве концептуальных основ данной программы использованы системно-деятельный, здоровьесохраняющий, гуманно-личностный и культурологический подход.
В современном мире стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций.
Искусство рукоделия органично вошло в наш быт и продолжает развиваться, сохраняя и преумножая культурно-историческое богатство стран и народов, которое своими корнями уходит в далёкое прошлое. Возможности рукоделия - безграничны!
В связи с ростом объёма знаний и увеличением учебной нагрузки обучающихся в области предметов гуманитарного и естественно - научного цикла, а также снижением познавательного интереса к предметно-практической деятельности детей, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ в области рукоделия.
Программа студии, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами обработки ткани, навыков работы на швейной машине, изготовление бескаркасных и каркасных кукол и игрушек, овладение техникой изготовления игрушки.
Содержание материала направленно на передачу знаний, умений и навыков по формированию у обучающихся компетенции в области декоративно – прикладного искусства, которое находиться в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.
Актуальность данной программы заключается в возможности самими обучающимися создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ рукоделия, развивать свои креативные способности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Программа ориентирована не только на вовлечение детей в удивительный мир творчества, но и решает актуальные задачи нравственного воспитания молодежи, формирования устойчивого интереса к художественному наследию народа. Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания у ребенка здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда, создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности обучающегося, для его социально-культурного и профессионального самоопределения
Новизна данной программы заключается в - использовании новых технологий, тесном переплетении элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна, искусства рукоделия, а также знакомит с новыми материалами и видами рукоделия, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.
Цель программы: воспитание творческой личности, развитие творческого воображения и эстетического восприятия средствами декоративно - прикладного искусства и различными видами рукоделия, раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи программы:
Обучающие:-
- обучить технике изготовления текстильной куклы;
- ознакомить с технологией обработки ткани, оборудованием для шитья;
- формировать навыки безопасной работы при работе с колющими и режущими предметами;
Развивающие:
способствовать развитию художественного вкуса, фантазии, изобретательности;
развитие сенсорной сферы: развитие глазомера и точности;
развитие мышления: учить анализировать, выделять главное, учить сравнивать;
Воспитывающие:
прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, трудолюбие;
Определение цели, задач и содержания обучения по данной программе строится на основе следующих важнейших принципов:
доступности;
наглядности;
системности и последовательности;
связи теории с практикой;
добровольности;
межпредметных связей;
многообразия форм образовательно-воспитательного процесса.
Тематика занятий строится с учетом интересов кружковцев, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог - руководитель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения);
интеграционный (проведение занятий с использованием различных средств искусства).
Данные методы конкретизируются по трем группам:
словесные - устное изложение, рассказ, объяснение, лекция;
наглядные - показ технических приемов демонстрация наглядных пособий и образцов изделий;
практические - упражнения по выполнению приемов работы, комплексные работы, самостоятельные работы.
При проведении занятий используется индивидуальные формы работы, так как некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы, а также, коллективные формы творчества:
фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей цели;
групповая работа (на принципах дифференциации);
межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.
Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов.
Особое место уделяется экскурсиям. Посещение музеев, выставочных залов, галерей повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию обучающихся.
Для решения задач обучения и воспитания программой предусматривается интеграция различных видов деятельности со специалистами узкого профиля (изобразительное искусство). Работа по программе предполагает также связь с родителями в виде индивидуальных бесед, тестирования и анкетирования, совместных занятий, консультаций, мастер-классов, праздников, поездок в музеи, приглашений на тематические и отчетные выставки. Это поможет родителям лучше узнать внутренний мир своих детей, окажет помощь в создании гармоничных отношений в семье.
Реализация программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей по принципу «от простого к сложному».
Отличительные особенности программы в том, что она базируется на ряде теоретических идей в области художественной культуры, декоративного искусства, декоративно-прикладного творчества и рукоделия. Дети получают знания в области технологии конструирования и моделирования швейных изделий и соединяют их с навыками декоративно - прикладного творчества. Эти знания помогают понять воспитанникам развитие культуры во времени через ступени познания человеком себя, окружающего мира, своего места в этом мире. А в результате творческой деятельности воспитанники могут воплотить свои идеи в искусные швейные изделия и в новые произведения декоративно-прикладного творчества.
Особенностью программы является ориентирование воспитанников на выбор профессии вязальщиц, швей, вышивальщиц, мастеров по валянию из шерсти, дизайнеров интерьера, дизайнеров одежды, художников-декораторов, и дальнейшее поступление в соответствующие учебные заведения.
Программа студии рассчитана на три года обучения.
Возраст обучающихся 7 – 18 лет.
Занятия в группах первого года обучения проходят два раза в неделю по два часа, 144 часа в год.
Занятия в группах второго и третьего года обучения проходят три раза в неделю по два часа, 216 часов в год.
На первом, втором и третьем годах обучения, программой предусмотрены индивидуальные занятия для усовершенствования умений и навыков, полученных на групповых занятиях.
Индивидуальные занятия проходят один раз в неделю по одному часу, 36 часов в год.
На первом году обучения обучающиеся получают элементарные навыки работы со швейной машиной, овладевают техникой основных машинных и ручных швов. Могут самостоятельно сконструировать и сшить простейшую бескаркасную игрушку в технике «текстильные игрушки», «текстильный трикотаж». Внимание уделяется организации рабочего места.
В группу первого года принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Оптимальное количество детей в группе не должно превышать 15 человек. Такой количественный состав позволяет педагогу обратить внимание на индивидуальные особенности каждого ребёнка и учитывать их при проведении занятий.
На втором году – дети закрепляют уже полученные знания, умения и навыки. Овладевают более сложными приемами, знакомятся с изготовлением каркасной куклы, в следующих техниках: «текстильный трикотаж», «скульптурный трикотаж», «полимерный материал».
Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года обучения. В группу могут поступать и вновь прибывающие обучающиеся после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса.
Третий год обучения предполагает работу с одаренными детьми. В данном случае большое внимание уделяется индивидуальным и творческим разработкам. Результат третьего года обучения - изготовление авторских работ.
Каждый воспитанник самостоятельно выбирает образ, технику изготовления изделия, разрабатывает эскиз, выбирает ткань, нитки. Весь технологический процесс от замысла, до краткого изложения, обучаемые представляют на защите творческой работы.
На третьем году обучения воспитанники получают навыки инструктора по рукоделию, которые можно применять, для раскрытия своих творческих способностей, в образовательных учреждениях и досуговых центрах. Это и презентации своих изделий, и мастер-классы по рукоделию, и организация творческих выставок.
Условия реализации программы:
- наличие материально – технического обеспечения;
- систематичность посещения занятий;
- организация регулярных отчетных выставок;
- участие в конкурсах.

Ожидаемые результаты
Год обучения
Знания
Умения

Первый год обучения
правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
правила техники безопасности при работе со швейной машинкой;
пропорции;
виды ткани;
виды ручных и машинных швов;
цвета круга;
цвета спектра;
хроматические и ахроматические цвета;
технологии изготовления бескаркасной куклы в технике «текстильные игрушки»;
технологии изготовления бескаркасной мягкой игрушки в технике «текстильные игрушки»;
правила набивки изделия;
правильно пользоваться иглой и швейной машинкой;
выполнять основные виды ручных и машинных швов;
определять пропорции;
изготовлять шаблоны;
точно вырезать заготовки по намеченным линиям;
правильно выполнять влажно-тепловую обработку ткани;
правильно набивать изделия;
составлять из ткани образцы различных цветовых гармоний.
качественно изготовить бескаркасную игрушку;

Второй год обучения
причины неполадок в работе швейной машины, связанные с иглой;
пропорции тела;
приемы изготовления каркаса из проволоки;
приемы крепежа частей тела;
технику набивки каркасных игрушек;
технологию изготовления каркасных игрушек из текстильного трикотажа;
технологию изготовления каркасных игрушек из скульптурного трикотажа;
технологию изготовления игрушек из полимерных материалов;

качественно выполнять машинные швы;
чистить, смазывать швейную машину;
устранять неполадки в работе швейной машины, связанные с иглой;
заменить иглу;
регулировать натяжение нити;
изготовить каркас;
правильно соединять части тела при помощи крепежа;
правильно набивать каркасную игрушку;
нарисовать эскиз изделия;
уметь изготовить игрушку из полимерного материала;
уметь сшить каркасную игрушку из скульптурного трикотажа;
уметь сшить каркасную игрушку из текстильного трикотажа;

Третий год обучения
углубленные знания о видах текстильных кукол и игрушек;
правила монтировки изделия на подиуме.

самостоятельно нарисовать эскиз;
самостоятельно рассчитать пропорции игрушки;
самостоятельно разработать выкройку по эскизу;
монтировать изделие на подиуме.


Обучающиеся переводятся на второй и третий года обучения при условии успешного освоения программы предыдущего года обучения.
К концу третьего года обучения воспитанники должны овладеть элементарными навыками инструктора.
Ожидаемый конечный результат: ребенок учится работать руками, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения

п\п
Название темы
Количество часов



всего
теория
практика


Вступительное занятие. Организационный сбор.
2
2
-


Технология обработки ткани. Технология шитья. Виды ткани.
4
1
3


Цвет. Цветовой круг.
4
2
2


Классификация одежды и ее функциональные особенности. Виды отделки одежды.
4
3
1


Пропорции.
10
2
8


Техника и приемы изготовления бескаркасной игрушки (18 час):
- Кукла в технике «Текстильные игрушки в стиле Тильда»
- Мягкая игрушка в технике «Текстильные игрушки, игрушки из трикотажного носочка»


9

9


1

1


8

8


Кукла (68 час):
- «Принцесса на Горошине»
- «Чердачная кукла»
- «Балерина»
Игрушка в стиле Тильда на выбор
- «Снеговик»
- кукла «Фолк»

8
15
15
14
7
9

1
1
1
1
1
1

7
14
14
13
6
8


Анималистическая мягкая игрушка (24 час):
- «Кот», «Кошка», «Котёнок» (по выбору)
- «Заяц»
- «Мишка»
- «Птичка»

6
6
6
6

1
1
1
1

5
5
5
5


Экскурсии.
4
-
4


Организация выставок.
4
-
4


Итоговое занятие.
2
-
2


ИТОГО:
144
22
122


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вступительное занятие (2 час)
Цель и содержание работы кружка. Инструктаж по технике безопасности. Правила организации рабочего места. Знакомство с нормами и правилами учреждения. Экскурсия по учреждению. Режим работы.
Практическая работа. Диагностирование. Анкетирование: «изучение дружеского окружения обучающегося»; тестирование: тест «знаю ли я себя?».

2.Технология обработки ткани. Технология шитья. Виды ткани. (4 час)
Виды тканей и их характеристика. Швейная машина. Правила техники безопасности, заправка нити, правила эксплуатации. Основные ручные и машинные швы. Ручные швы: «Вперед иголку», «Назад иголку», «Петельный шов», «Потайной шов». Машинные швы: «Стачной» и «Окантовка края».
Практическая работа. Определение вида ткани из предложенных образцов. Заправка верхней и нижней нити в швейной машинке. Выполнение образцов основных ручных и машинных швов. Изготовление шаблонов. Выкраивание деталей по выкройкам. Стачивание деталей. Влажно-тепловая обработка.

3. Цвет. Цветовой круг (4 час)
Видимый спектр. Цвета спектра. Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цветов.
Практическая работа. Зарисовка цветового круга.

4. Классификация одежды и ее функциональные особенности. Виды отделки одежды (4 час)
Виды одежды. Отделка: вышивка, рюши, аппликация и т.п.
Практическая работа: применение отделки одежды.

5. Пропорции (10 час)
Правила и понятия о пропорциях. «Золотое сечение», «Ряд Фибоначчи».
Практическая работа: Определение пропорций человека (мужчина, женщина, ребенок).

6. Техника и приемы изготовления бескаркасной игрушки (18 час)
Основные техники изготовления игрушек. Пошаговая инструкция «Как сшить Тильду». Правила набивки тела, головы, ладошек. Кукла в технике «Текстильные игрушки в стиле Тильда». Правила набивки тела, головы, ладошек. Мягкая игрушка в технике «Текстильные игрушки, игрушки из трикотажного носочка».
Практическая работа: Технология изготовления деталей игрушки.

7. Кукла: (68 час)
кукла «Принцесса на горошине»
Прием изготовления игрушки.
Практическая работа: Изготовление шаблонов. Выкройка деталей. Соединение деталей. Набивка деталей. Изготовление волос. Прорисовка лица. Художественное оформление.
кукла «Чердачная кукла»
Прием изготовления игрушки.
Практическая работа: Изготовление шаблонов. Выкройка деталей. Соединение деталей. Набивка деталей. Изготовление носа и глаз. Изготовление кудрявых волос. Художественное оформление.
кукла «Балерина»
Прием изготовления игрушки.
Практическая работа: Изготовление шаблонов. Выкройка деталей. Соединение деталей. Набивка деталей. Прорисовка лица. Художественное оформление.
Игрушка - кукла в стиле Тильда на выбор.
Прием изготовления игрушки.
Практическая работа: Изготовление шаблонов. Выкройка деталей. Соединение деталей. Набивка деталей. Художественное оформление.
Кукла «Снеговик»
Приемы изготовления игрушки.
Практическая работа: Изготовление тела, рук, носа, шарфика, колпачка. Художественное оформление.
Кукла «Фолк»
Прием изготовления игрушки.
Практическая работа: Изготовление шаблонов. Выкройка деталей. Соединение деталей. Набивка деталей. Прорисовка лица. Изготовление прически. Изготовление одежды в фольклорном стиле. Художественное оформление.

8. Анималистическая мягкая игрушка: (24 час)
мягкая игрушка «Кот», «Кошка», «Котёнок» (по выбору)
Прием изготовления игрушки
Практическая работа: Изготовление шаблонов. Выкройка деталей. Соединение деталей. Набивка деталей. Прорисовка мордочки. Художественное оформление
мягкая игрушка «Заяц»
Прием изготовления игрушки.
Практическая работа: Изготовление шаблонов. Выкройка деталей. Соединение деталей. Набивка деталей. Изготовление глаз. Прорисовка мордочки. Художественное оформление.
мягкая игрушка «Мишка»
Прием изготовления игрушки
Практическая работа: Изготовление шаблонов. Выкройка деталей. Соединение деталей. Набивка деталей. Изготовление глаз. Прорисовка мордочки. Художественное оформление
мягкая игрушка «Птичка»
Прием изготовления игрушки
Практическая работа: Изготовление шаблонов. Выкройка деталей.
Соединение деталей. Набивка деталей. Изготовление клювика и лапок – палочек. Художественное оформление

9. Экскурсии (4 час)
Посещение выставок, музеев декоративно-прикладного искусства. Проведение праздников, новогодних вечеров, вернисажей.

10. Организация выставок (4 час)

11 .Итоговое занятие (2 час)
Подведение итогов работы кружка. Награждение наиболее активных воспитанников студии.
Индивидуальная работа (36 час)


п\п
Название темы
Количество часов



всего
теория
практика

1.
- Кукла в технике «Текстильные игрушки в стиле Тильда»

- Мягкая игрушка в технике «Текстильные игрушки, игрушки из трикотажного носочка»

9

9

1

1

8

8

2.

Игрушка в стиле Тильда на выбор
9
1
8

3.

Анималистическая мягкая игрушка:

9
1
8


ИТОГО:
36
4
32


ПРОГНОЗИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Воспитанники должны знать:
правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
правила техники безопасности при работе со швейной машинкой;
пропорции;
виды ткани;
виды ручных и машинных швов;
цвета круга;
цвета спектра;
хроматические и ахроматические цвета;
изготовление бескаркасной куклы, в технике «текстильные игрушки»;
изготовление бескаркасной мягкой игрушки, в технике «текстильные игрушки, игрушки из трикотажного носочка»;
правила набивки изделия.
Воспитанники должны уметь:
правильно пользоваться иглой и швейной машинкой;
выполнять основные виды ручных и машинных швов;
определять пропорции;
изготовлять шаблоны;
точно вырезать заготовки по намеченным линиям;
правильно выполнять влажно-тепловую обработку ткани;
правильно набивать изделия;
составлять из ткани образцы различных цветовых гармоний.
качественно изготовить бескаркасную игрушку.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения

п\п
Название темы
Количество часов



всего
теория
практика


Вступительное занятие.
2
2
-


Повторение и закрепление пройденного материала.
2
2
-


Швейная машина.
14
7
7


Бескаркасная кукла в технике «Текстильный трикотаж»
Кукла «Снежка»

15

5

10


Каркасные куклы в технике «Текстильный трикотаж»
Технология изготовления каркасных игрушек из текстильного трикотажа
Кукла «Фея»
34

4

30
10

1

9
24

3

21


Каркасные куклы в технике «скульптурный трикотаж»
Технология изготовления каркасных игрушек из скульптурного трикотажа (эластичные колготки)
Кукла «Баба-Яга»
Кукла «Домовушка»
53
2


20
31
8
1


4
3
45
1


16
28


Куклы изготовленные из полимерных материалов
Технология изготовления каркасных игрушек из полимерных материалов (паперклей, пластик)
Кукла «Феечка»
Кукла «Ангелочек»
74

4

35
35
10

3

4
3
64

1

31
32


Творческий зачет.
8
-
8


Экскурсии.
4
-
4


Организация выставок.
8
-
8


Итоговое занятие.
2
-
2


ИТОГО:
216
44
172


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вступительное занятие (2 час)
Знакомство с программой второго года обучения. Правила техники безопасности. Правила работы в кабинете. Режим работы.

2. Повторение и закрепление пройденного материала (2 час)
Основные ручные и машинные швы. Изготовление шаблонов. Выкройка деталей. Стачивание деталей. Набивка. Пропорции.

3. Швейная машина (14 час)
Правила техники безопасности. Неполадки в работе, причины. Чистка, смазка.
Практическая работа. Смазка машин. Замена иглы. Регулировка натяжения нити. Основные ручные и машинные швы.
Ручные швы: «Вперед иголку», «Назад иголку», «Петельный шов», «Потайной шов». Машинные швы: «Стачной», «Окантовка края».

4. Кукла «Снежка» (бескаркасная кукла в технике «Текстильный трикотаж») (15 час)
Ознакомление с темой.
Практическая работа. Подбор материала по теме «Снежка». Выполнение эскиза. Изготовление шаблонов. Выкройка деталей. Соединение деталей. Набивка деталей. Изготовление головы, туфель, платья, прически. Художественное оформление.

5. Каркасные куклы в технике «Текстильный трикотаж» (34 час)
Технология изготовления каркасных игрушек из текстильного трикотажа (4 час)
Приемы изготовления каркаса из проволоки. Пропорции тела.
Практическая работа. Техника набивки тела, головы, рук, ног. Приемы крепежа частей тела.
Кукла «Фея» (30 час)
Ознакомление с темой.
Практическая работа. Подбор материала по теме. Выполнение эскиза. Подбор трикотажного полотна и проволоки для рук. Изготовление выкройки частей тела. Выкраивание деталей. Соединение деталей. Изготовление одежды. Художественное оформление.

6. Каркасные куклы в технике «Скульптурный трикотаж» (53 час)
Технология изготовления каркасных игрушек из скульптурного текстиля эластичные колготки (2 час)
Приемы изготовления каркаса из проволоки. Пропорции тела.
Практическая работа. Техника набивки тела, головы, рук, ног. Приемы крепежа частей тела.
Кукла «Баба-Яга» (20 час)
Ознакомление с темой.
Практическая работа. Подбор материала по теме. Выполнение эскиза. Подбор трикотажного полотна и проволоки для рук. Изготовление выкройки частей тела. Выкраивание деталей. Соединение деталей. Изготовление одежды. Художественное оформление.
Кукла «Домовушка» (31 час)
Ознакомление с темой.
Практическая работа. Подбор материала по теме. Выполнение эскиза. Подбор трикотажного полотна и проволоки для рук, ног. Изготовление выкройки частей тела. Выкраивание деталей. Соединение деталей. Изготовление одежды. Художественное оформление.

7. Куклы, изготовленные из полимерных материалов (74 час)
Технология изготовления каркасных игрушек из полимерных материалов (паперклей, пластик) (4 час)
Приемы изготовления изделий из полимерных материалов. Пропорции тела.
Практическая работа. Техника изготовления тела, головы, рук, ног.
Использование каркаса.
Кукла «Феечка» (бескаркасная игрушка) (35 час)
Ознакомление с темой.
Практическая работа. Подбор материала по теме. Выполнение эскиза. Подбор трикотажного полотна и проволоки для рук. Изготовление выкройки частей тела. Выкраивание деталей. Соединение деталей. Изготовление одежды. Художественное оформление.
Кукла «Ангелочек» (каркасная игрушка) (35 час)
Ознакомление с темой.
Практическая работа. Подбор материала по теме. Выполнение эскиза. Подбор трикотажного полотна и проволоки для рук. Изготовление выкройки частей тела. Выкраивание деталей. Соединение деталей. Изготовление одежды. Художественное оформление.

8. Творческий зачет. (8 час)
Презентация собственных творческих работ – мягкая игрушка, сувениры.

9. Экскурсии (4 час)
Посещение выставок, музеев декоративно-прикладного искусства.

10. Организация выставок (8 час)

11. Итоговое занятие (2час)
Подведение итогов работы кружка. Награждение наиболее активных воспитанников студии.

Индивидуальная работа (36 час.)


п\п
Название темы
Количество часов



всего
теория
практика

1.

Правила работы на швейной машинке, виды машинных швов.

5


1

4

2.

Бескаркасная кукла в технике
« текстильный трикотаж»
3
-
3

3.

Каркасная кукла в технике
« текстильный трикотаж»
8
1
7

4.

Каркасная кукла в технике
«скульптурный трикотаж»
10
4
6

5.

Куклы, изготовленные из полимерных материалов.
10
4
6


ИТОГО:
36
10
26




ПРОГНОЗИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитанники должны знать:
причины неполадок в работе швейной машины, связанные с иглой;
пропорции тела;
приемы изготовления каркаса из проволоки;
приемы крепежа частей тела;
технику набивки каркасных игрушек;
технологию изготовления каркасных игрушек из текстильного трикотажа;
технологию изготовления каркасных игрушек из скульптурного трикотажа;
технологию изготовления игрушек из полимерных материалов.

Воспитанники должны уметь:
качественно выполнять машинные швы;
чистить, смазывать швейную машину;
устранять неполадки в работе швейной машины, связанные с иглой;
заменить иглу;
регулировать натяжение нити;
изготовить каркас;
правильно соединять части тела при помощи крепежа;
правильно набивать каркасную игрушку;
нарисовать эскиз изделия;
уметь изготовить игрушку из полимерного материала;
уметь сшить каркасную игрушку из скульптурного трикотажа;
уметь сшить каркасную игрушку из текстильного трикотажа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения


п\п
Название темы
Количество часов



всего
теория
практика


Вступительное занятие.
2
-
2


Повторение и закрепление пройденного материала за второй год обучения.
20
10
10


Расширенные знания о видах текстильных кукол и игрушек:
Каркасная кукла в технике «Текстильные игрушки»: Куклы Тильда, Тыквоголовки, Снежки, Чердачные и другие
Кукла в технике «Скульптурный текстиль»: Куклы-Барби-Тряпиенсы, Шарнирные куклы
83

63

20
20

15

5
63

48

15


Монтировка игрушки на подиуме.
2
1
1


Авторская работа
Изготовление авторской работы
Защита авторской работы
85
83
2
32
30
2
53
53
-


Контроль и учет знаний.
6
-
6


Экскурсии.
6
-
6


Организация выставок.
10
-
10


Итоговое занятие.
2
-
2


ИТОГО:
216
65
151


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вступительное занятие (2 час)
Знакомство с программой третьего года обучения. Правила техники безопасности. Правила работы в кабинете. Режим работы.

2. Повторение и закрепление пройденного материала за второй год обучения (20 час)
Работа с текстильным трикотажем, скульптурным текстилем, полимерными материалами. Пропорции человека.
Практическая работа. Приемы изготовления каркаса из проволоки. Техника набивки каркасных игрушек. Изготовление из полимерных материалов частей тела человека.

3. Расширенные знания о видах текстильных кукол и игрушек (83 час)
Каркасная кукла в технике «Текстильные игрушки»: Куклы Тильда, Тыквоголовки, Снежки, Чердачные (63час)
Ознакомление с темой. Работа с текстилем.
Практическая работа. Подбор материала по теме. Выполнение эскиза. Расчет пропорции. Подбор полотна. Изготовление выкройки частей тела. Выкраивание деталей. Соединение деталей. Изготовление одежды. Художественное оформление.
Кукла в технике «Скульптурный текстиль»: Куклы-Барби-Тряпиенсы (20 час)
Ознакомление с темой. Работа с текстилем.
Практическая работа. Подбор материала по теме. Выполнение эскиза. Расчет пропорции. Подбор полотна. Изготовление выкройки частей тела. Выкраивание деталей. Соединение деталей. Изготовление одежды. Художественное оформление.

4. Монтировка игрушки на подиуме (2 час)
Приемы монтировки куклы на подиуме.
Практическая работа. Изготовление подиума. Монтировка куклы на подиуме.

5. Авторская работа (85 час)
Изготовление авторской работы (83 час)
Ознакомление с темой, выбор.
Практическая работа. Подбор материала по теме. Выполнение эскиза.
Выбор техники исполнения изделия (скульптурный текстиль, текстильный трикотаж, полимерный материал):
«Текстильный трикотаж»: Подбор трикотажного полотна и проволоки для каркаса. Изготовление выкройки частей тела. Выкраивание деталей. Соединение деталей. Изготовление одежды. Художественное оформление.
«Скульптурный текстиль»: Изготовление каркаса. Подбор эластичных колгот. Изготовление выкройки частей тела. Изготовление деталей. Соединение деталей. Изготовление одежды. Художественное оформление.
«Полимерный материал»: Подбор материала по теме. Выполнение эскиза. Изготовление каркаса игрушки. Работа с полимерным материалом. Изготовление выкройки и пошив одежды. Художественное оформление.
Защита авторской работы (2 час)
Оформление выставки. Творческий зачет.

6. Контроль и учет знаний (6 час)
Тестирование. Анкетирование. Творческий зачет.

7. Экскурсии (6 час)
Посещение выставок, музеев декоративно-прикладного искусства.

8. Организация выставок (10час)

9. Итоговое занятие (2 час)
Подведение итогов работы кружка. Награждение наиболее активных воспитанников студии.

Индивидуальная работа (36 час)


п\п
Название темы
Количество часов



всего
теория
практика

1.

Виды текстильных кукол и игрушек.

18


5

13

2.
Изготовление авторской работы.
18
4
14


ИТОГО:
36
9
27






ПРОГНОЗИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Воспитанники должны знать:
углубленные знания о видах текстильных кукол и игрушек;
правила монтировки изделия на подиуме.

Воспитанники должны уметь:
самостоятельно нарисовать эскиз;
самостоятельно рассчитать пропорции игрушки;
самостоятельно разработать выкройку по эскизу;
монтировать изделие на подиуме.
ПРОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программное обеспечение: тематическое планирование, описание занятий (планы, конспекты занятий), разработка тем программы. (Приложение №1)
Учебно-иллюстративный материал:
Разработки для проведения занятий: наглядные пособия, фотоматериалы изделий, образцы изделий, выкройки, схемы, таблицы, мастер – классы, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы. (Приложение №2,3)
Информационные средства: художественная и научная литература, методические материалы.
Технические средства: магнитофон, видеомагнитофон, мультимедиапроектор, экран, компьютер.
Диагностический материал: тесты, анкеты, диагностические карты.
Игры и тренинги: игровые задания, физкультминутки, сценарии.
Для реализации программы необходимы следующие материалы, инструменты и оборудование:
столы, стулья, доска;
ножницы, иглы швейные № 2, № 3, наперсток;
картон для выкроек, карандаш, ручка, мел, карандаши цветные, фломастеры, альбом 12 листов, циркуль, линейка;
ткани яркие, однотонные, с мелким рисунком, драп, куски искусственной кожи, трикотаж, вата хирургическая и техническая, синтепон, синтепух или холлофайбер, эластичные колготки;
полимерные материалы (пластик, паперклей), нитки швейные и вязальные;
кружева, атласные и капроновые ленты;
румяна розовые, красные;
кисти №1, №2, №3, гуашь, пастель художественная; клей ПВА, бесцветный лак для ногтей; автомобильный бесцветный лак;
проволока; швейная машинка, швейные иглы.
Особое внимание уделяется организации рабочего места ученика. Оно должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы их было удобно брать, не затрачивая время на поиск. Стол должен быть хорошо освещен, свет падать с левой стороны. Важно напомнить детям о правильном положении корпуса, не разрешать сутулиться, низко наклонять головы. Расстояние между глазами ребенка и работой должно быть 25–30 см.
Обучающиеся должны строго соблюдать требования техники безопасности и выполнять правила работы с острыми, колющими и режущими предметами.
Инструкции по охране труда и технике безопасности.
Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете.
Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом.
Инструкция по охране труда при работе с иголками и булавками.
Инструкция по охране труда при работе с ножницами.
Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий, экспедиций.
Инструкция по охране труда при перевозке обучающихся автомобильным транспортом.
Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий.
Инструкция по оказанию первой медицинской помощи.
Инструкция по охране труда при проведении работы с тканью.
Инструкция по охране труда при работе со швейной машинкой.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конституции ДНР.
Закона ДНР «Об образовании».
Государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015-2017 год.
Стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей».
Базисный учебный план.
Закона ДНР «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения».
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: 1974.
Бушелева Б. Поговорим о воспитании. М.: Просвещение, 1989.
Вениаминова М. Воспитание детей. М., 1995.
Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: 1989.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: 1993.
Жакова О. Наряды для Барби. С–П.: Кристалл, 2000.
Журналы для художников, коллекционеров и любителей авторских кукол.
Коллекция журналов «Кукольный мастер» Издательский дом «Дизайн Кора» специализированное издание « для профессионалов и любителей кукол»;
Коллекция журналов «Ручная работа». Издательство ООО «Бонниер Пабликейшенз»;
Комарова С. Кукольные люди. С-П.: Абрис, 1999.
Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. М., 1998.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. М.: Просвещение, 1990.
Мульги А. Рукоделие в школе. М.: Просвещение, 1974.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1998.
Подласный И. Педагогика. М.: Владос, 1999.
Пособие по обучению школьников правилам дорожного движения.
Рукоделие в начальных классах. М.: Просвещение, 1985.
Семашко К. Домашние ремесла. Владимир, 1993.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Обнинск, 1996.
Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. М., 1985.
Финнангер Т. «Игрушки в стиле Тильда». – М.: АРТ-Родник,2013.
Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. М., 1990.
Школа ремесел: моя народная кукла. М.: ВЦХТ, 1999.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ:
Генсицкая Н. «История одной куклы», 2008.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1985.
Коллекция журналов «Бижу» Я создаю украшения- DeAGOSTINI;
Коллекция журналов «Кукольный мастер» Издательский дом «Дизайн Кора» специализированное издание « для профессионалов и любителей кукол»;
Коллекция журналов «Ручная работа». Издательство ООО «Бонниер Пабликейшенз»;
Кунина Е. «Характерные куклы из полимерных масс»-Дизайн Кора, 2006.
Нойшютц К. «Куклы - своими руками»-М.:evidertis,2001.
Финнангер Т. «Игрушки в стиле Тильда». – М.: АРТ-Родник,2013.
Чиотти Д. « Королевские украшения своими руками»,2007.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915