Урок литературного чтения Любить природу — значит любить Родину (2 класс)


АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63
с углубленным изучением отдельных предметов»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА

УРОКЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
(интегрированный)
«Любить природу –
значит любить Родину»
2 «В» класс
Учитель начальных классов: Ступникова Надежда Михайловна
Цели: * познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”;
* раскрыть нравственный смысл произведения: «Любить природу – значит любить Родину»;
* учить выразительному чтению.
Оборудование: * произведение Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»;
* портрет писателя;
* компьютер, презентация (авторский медиапродукт);
* аудиозапись;
* ножницы, клей, карандаши.
Ход урока.
Организационный момент.
Литература – особый вид искусства.
Все читать очень много стараются.
Есть люди, которые любят прозу,
Есть те, кому стихи очень нравятся.
Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы попробуем продолжить фразу, записанную на доске, и выяснить, что значит «Любить природу - ...»- А поможет нам в этом стихотворное произведение, с которым мы познакомимся. Фамилию писателя этого стихотворения мы составим из первых букв, когда назовем главных героев известных и любимых авторских произведений.
Актуализация знаний.
Презентация. (Составление слова.)
Главный герой рассказа Н. Носова из Солнечного города. (Незнайка)
Деревенский житель, который поймал в проруби волшебную щуку. (Емеля)
Мужчина в самом расцвете сил из сказки Астрид Линдгрен. (Карлсон)
Девушка с хвостом из сказки Г. Х. Андерсена. (Русалочка)
Доктор, который лечит животных, из сказки К. Чуковского. (Айболит)
Друг Незнайки, который сам все умеет делать. (Самоделкин)
Металл, из которого сделан главный герой сказки Г. Х. Андерсена. (Олово)
Болотный житель из сказки «Летучий корабль». (Водяной)
Рассказ учителя о Н. Некрасове.
- В этом году отмечается юбилей Н.Некрасова – 190 лет со дня рождения поэта.
- Посмотрите на его портрет.
- Каким вы его себе представляете? Назовите его качества. (Серьезным.)
- А вот и нет! Некрасов в детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он родился в богатой семье, но очень любил играть с детьми из бедных семей, купался с ними в речке, собирал в лесу малину, чернику, а зимой катался на санках. Жизнь поэта складывалась непросто. Поэтому и стихи у Некрасова разные: веселые, если он пишет о детстве, серьезные, если он пишет о жизни народа, о Родине.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое называется “Дедушка Мазай и зайцы”. Предыстория этого стихотворения такая.
– В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал “Дедушка Мазай и зайцы”.
Первичное чтение произведения учителем и подготовленными детьми.
Физминутка.
Словарная работа.
(На доске два столбика: первый – слово, которое требует объяснение, второй – объяснение этого слова.)
- Так как стихотворение написано очень давно, в нем много непонятных слов, которые требуют объяснения. Давайте найдем объяснение каждого слова.
Силки(силок) – петли для ловли птиц и мелких животных.
Багры (багор) – шесты с металлическим крючком.
Тягота – тяжесть, груз.
Потеха – забава, веселье.
“Лопочут ушами” (в стихотворении) – шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство.
Аршин, сажень – меры длины.
Работа по содержанию текста.
а) Ответы на вопросы.
- Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова?
- Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором.)
- Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней?
- Как сам Мазай говорит, почему он не бьет зайцев ни весною, ни летом?
- Каким вы увидели деда Мазая?
- Хотели бы вы, чтобы у вас был такой дедушка?
- Я уверена, что ваши дедушки тоже проводят с вами много времени на природе.
б) Выборочное чтение.
- Найдите строки произведения, которыми можно сопроводить музыкальный отрывок.
(Учитель включает музыкальный отрывок, дети читают строки соответствующие этим отрывкам.)
Иллюстрирования к произведению.
(На столах у учащихся лежат рисунки лодки, багра, бревна, зайцев, Мазая. Каждому учащемуся дано задание (дифференцировано): раскрасить, вырезать, дорисовать предложенное изображение. После выполнения задания, учащиеся подходят к доске и приклеивают свой фрагмент на подготовленную картину с изображением природы. В результате получается законченная иллюстрация к отрывку из произведения.) 10. Итог урока.
- Любит ли Мазай природу?
- Природа – неотъемлемая часть Родины. Значит: «Любить природу – значит любить Родину».
10. Домашнее задание (дифференцированно).
* Выразительное чтение стихотворения.
* Выучить понравившийся отрывок наизусть.