Программа для бисероплетения Волшебный бисер


Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………1
Календарно – тематическое планирование……………………………………………5
Методическое обеспечение……………………………………………………………..8
Литература……………………………………………………………………………….9
Пояснительная записка  
Программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.
    Программа кружка «Волшебный бисер» охватывает различные направления работы с бисером — плетение иглой на нити, плетение объемных изделий, цветов, игрушек на тонкой обмоточной проволоке.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает эту общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания девочек в семье.
Особенность данной программы – подбор методики обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
     Цель программы — Создание условий для саморазвития, самореализации через воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.    Задачи программы:
научить технологиям работы с бисером, работать на высоком художественном уровне, ориентироваться в задании на восприятие образа и творческого воображения, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
развить мелкую моторику рук, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, художественно-эстетический вкус;
воспитать организованность, терпимость, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, аккуратность, бережливость, любовь к труду, любознательность, внимание, ответственность, уверенность в своих силах;
способствовать социальной адаптации учащихся через приобретение профессиональных навыков и развитию коммуникабельности при общении в коллективе.
Программа рассчитана на 2 года обучения, начиная с 7-10-летнего возраста и старше. Дети занимаются по 1 часу в неделю. И в первый, и во второй год обучения, дети знакомятся с историей данного вида рукоделия, изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, посещая музеи и выставки, а также знакомясь с имеющимся методическим фондом.
В первый год обучения изучается украшения и игрушки из бисера. Кроме бисера используются кожа, замша, ткань и др. Дети получают представление о сочетании
материалов, изучают дошедшие до нас коллекции бисерных работ, бытовые предметы городской жизни.
Программа второго года обучения развивает умения и навыки, полученные в первый год. В этот период больше внимания уделяется украшениям из бисера. В частности, учащиеся осваивают вышивку сумочки, оплечья. Все эти техники довольно трудоёмкие, поэтому предлагается выполнить что-нибудь на выбор.
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы.  Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Возрастные особенности младшего школьного возраста.(7-10 лет) .У младшего возраста еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный инструктаж.
Изготовление изделий строиться на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
Средний школьный возраст 10-12 лет дети склонны к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать творческие возможности, обучающие могут создавать свои уникальные работы, появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Стремление неординарно выглядеть вызывает желание изготовления собственных украшений. У обучающихся формируется целеустремленность, поэтому занятия в объединение дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели.
Предполагаемые результаты:
Будет достигнут I уровень результатов т.е
Дети научатся работать с бисером, с инструментами при работе с бисером. Дети умеют наблюдать, воспринимать и оценивать увиденное.
Дети понимают и правильно применяют полученные навыки при работе с бисером.
   Учащиеся должны знать:      - как организовывать рабочее место;      - названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях;      - приемы и правила безопасной работы с инструментами, способы соединений деталей изделий, дотачивание нити, закрепления нити.  
     Учащиеся должны уметь:      -    подготавливать свое рабочее место;      -   различать материалы и инструменты, составлять самые простые рабочие схемы,
правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;      -  плести одной иглой, двумя иглами, плести на проволоке параллельным низанием.
Критерии и формы оценки.
Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных приемов плетения и закрепления концов проволоки и лески. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения образцов с учетом следующих критериев:
удовлетворительное качество работы и соответствие заданной схеме;
четкое соблюдение технологической последовательности плетения изделия;
оригинальность творческих работ.
Программа всех разделов кружка бисероплетения усложняется от занятия к занятию в течение 2 лет. Постепенно, создавая работы, выполненные за короткое или длительное время, наблюдается качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
1-й год обучения — аккуратность, четкость выполнения изделия;
2-й год обучения — аккуратность, самостоятельность выполнения, наличие творческого элемента, профессионализм.
Формами оценки качества работы могут быть творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Форма проведения занятий:
Вводный инструктаж к началу работы.
Особенности выполнения изделия.
Беседа.
Подбор материала для выполнения работы.
Практическое выполнение изделия. Оформление.
Представление изделия.
Итоги реализации программы
В течение учебного года учащимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети изготавливают изделия, принимают участие в отчётной выставке и районных выставках декоративно-прикладного искусства.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№ Наименование разделов тем Общее количество учебных часов В том числе теория В том числе практика
1
2
3
4
5
6 Вводное занятие
Низание бисера “в две нити”
Низание бисера “в одну нить”
Плетение брошек и подвесок
Работа по замыслу детей
Итоговое занятие 2
12
12
5
2
1 2
5
5
2
1
1 7
7
3
1
Содержание занятий 1 года обучение.
Вводное занятие.
Беседа “Из истории бисероплетения”.
Беседа “Правила работы с бисером”.
Низание бисера “в две нити”.
Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.
Практические занятия: цепочка “в крестик”, соединение цепочек “в крестик”, “колечки”, “полотно”, “мозаика”.
Низание бисера “в одну нить”.
Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.
Практические занятия: цепочка “в крестик”, “колечки”, наплетение на цепочку “колечки”, “полотно”, “мозаика”.
Плетение брошек и подвесок.
Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.
Практические занятия: плетение брошек “Паук”, “Краб”, “Бабочка”, плетение подвесок.
Работа по замыслу детей.
Теоретическое занятие: самостоятельное составление схем.
Практическое занятие: работа по самостоятельно составленным схемам.
Итоговое занятие.
Выставка.
2 год обучения
№ Наименование тем Общее количество учебных часов В том числе теория В том числе практика
1
2
3
4
5
6
7 Вводное занятие
Фенечки с узором
Ажурная цепочка
Плетение жгута
Оплетение пасхального яйца
Работы по замыслу детей
Итоговое занятие 2
6
12
5
4
4
1 2
3
4
2
1
1
1 3
8
3
3
3
Содержание занятий 2 года обучения.
Вводное занятие.
Беседа “Родословная стеклянной бусинки”.
Беседа “Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.
Фенечки с узором.
Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.
Практические занятия: фенечки из бисера и стекляруса, фенечки с орнаментом, фенечки с именами.
Ажурная цепочка.
Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.
Практические занятия: ажурная цепочка с ячейками-ромбами, ажурная цепочка с ячейками-“фонариками”, ажурная цепочка с ячейками двух видов, ажурная цепочка с зубчиками по краям.
Плетение жгута.
Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.
Практические занятия: плетение плотного жгута, украшение плотного жгута.
Оплетение пасхального яйца.
Теоретическое занятие: зарисовка схемы изделия.
Практические занятия: оплетение пасхального яйца.
Работы по замыслу детей.
Теоретическое занятие: самостоятельное составление схем.
Практические занятия: работа по самостоятельно составленным схемам.
Итоговое занятие.
Выставка.
Методическое обеспечение
Методы:
практический
наглядный
метод релаксации
практические занятия
занятия исследования
работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий
рассказ, беседа, дискуссия
Формы:
1.Игра
2.Беседа
3.Викторина
4.Экскурсия
5.Конкурсы
Оборудование:
Ножницы
Пинцет
Игла
Круглогубцы
Застежки
Литература
1. Бисер. Божко Л.А. издательство "Мартин" 2005 г.
2. Бисер. Уроки мастерства. Божко Л.А. "Мартин" 2004
3.Бисер. Секреты мастерства. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г
5.Поощрение и самооценка младшего школьника. Строганова Л.В. Педагогическое общество России, 2005 г.
6.Формирование эмоциональной - волевой сферы у учащихся начальной школы. 7.Практическое пособие. Слободяник Н.П.
8.Метод приёмов в технологическом образовании школьников. Павлова М.Б., Питт Дж., и др. Издательский центр "Вентана - Граф", 2003 г.
9.Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Кудрина С.В. КАРО, 2004 г
 Электронные образовательные ресурсы   “Бисероплетение”
1.   Материалы и инструменты для работы с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html2. Подготовка рабочего места для работы с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html3.    Полезные советы при работе с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html