выступление на школьном педагогическом совете по теме Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы


Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.
«Единственный путь , ведущий к знанию- деятельность»,- говорил Б.Шоу.
« Спеши в школу как на игру .Она и есть такова»,- писал Я. Каменский. Про современную школу это можно сказать с натяжкой. Согласны? А хорошо это? Ведь именно интерес является главным стимулом деятельности ребенка, его развития и обучения.
Принято считать , что у ученика на первом месте должны быть такие понятия как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это важно, но ведь не менее важна заинтересованность предметом, увлеченность им. Только прилежание и заинтересованность могут привести ребенка к успеху.
Каждый учитель, идя на урок, задумывается , как сделать урок интересным, ярким, запоминающимся? Каждый мечтает о том , чтобы дети работали на уроке с удовольствием, творчески. Что делаю я , чтобы добиться этого? К каждому уроку я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий. Для этого я готовлю наглядные пособия , подбираю раздаточный материал, таблицы , схемы. Стараюсь построить урок так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Для достижения этой цели я стараюсь проводить комплексное обучение : развиваю речь ( монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические и пунктуационные навыки.
Основной принцип моей работы- научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться.
Август Аврелий говорил : « Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность , чем грозная необходимость».
Одна из важнейших задач учителя –формировать интерес к предмету. Чтобы ребенок был заинтересован на уроках русского языка и литературы, и следовательно, чтобы работа была продуктивной, я в течение урока использую различные виды деятельности.
Различны виды диктантов:
-словарные, выборочные ( цель – закрепление и повторение орфограмм).
-объяснительные и предупредительные ( использую при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок).
- свободные и творческие ( цель- развитие связной речи, обогащение словарного запаса).
2. Работа с текстом ( цель- формирование мыслящей, грамотной , творческой , компетентной личности ученика).
3. Карточки( цель- контроль знаний, развитие самостоятельности).
3. Тестирование (цель- подготовка учеников к ГИА и ЕГЭ, используется для текущего и итогового контроля).
4. Работа с опорными схемами и таблицами (цель- повышение качества запоминания материала, используется для структуированного изучения и обобщения).
5.Рабочие тетради ( цель- повторение и закрепление , один из видов домашнего задания, позволяет существенно экономить время , особенно в старших классах).
На уроках литературы:
Творческие задания ( цель- развитие художественного , исследовательского , творческого мышления ).
Эвристический диалог ( цель- развитие логики, формирование наглядно- образного мышления ).
Работа с текстом ( цель- научить формулировать тему, определять проблему , идею произведения, ознокомление с средствами художественной выразительности, определять композицию, рифму, размер ( в стихах)).
Выразительное чтение (цель – развитие эстетического вкуса, умение понимать замысел автора).
Конкурсы чтецов.
Для активизации познавательной деятельности мною используются различные формы уроков:
- ур.-деловая игра, ур.- пресс- конференция , ур.-соревнование, ур.- КВН, театрализованные уроки, ур.- игры, ур.- конференции, ур.- викторины, ур.- защиты проектов(цель- организация диалога ,живой и свободной взаимосвязи между учеником и учителем; разнообразные формы уроков позволяют каждому ученику выразить свое собственное «я», включить каждого в процесс обучения.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ):
5 класс. « ФОНЕТИКА».(Выразительные возможности фонетического строя ).
Анализ ст. А. Прокофьева:
Да, есть слова глухие,
Они мне не родня,
Но есть слова такие,
Что посильней огня!
Они других красвей-
С могучей буквой «Р».
Ну, например, РОССИЯ,
РОССИЯ, например!
Наполненное светом ,Оно горит огнем.
И гимном слово это
Гремит в стихе моем!!!
5 класс. «ЛЕКСИКА». (Прямое и переносное значение слова). К. Чуковский ( примеры детской речи):
Мальчика спрашивают о сестре:
-Что же это твоя Иришка с петухами ложится?
-Она с петухами не ложится – они клюются: она одна в свою кровать ложится…
Или:
Стих-е Е. Серова:
Ветерок спросил, пролетая:
-Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят!
5 класс «ПРИСТАВКИ).( Анализ эпиграфа урока).
К. Чуковский : « Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
- Для выяснения значения приставок анализируются примеры:
Вот затрещали барабаны-
И отступили басурманы. (М. Лермонтов).

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось. ((М. Лермонтов).Таким образом, решается главная задача урока- развитие
языкового чутья, познавательной активности .5 класс. « ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ». Задание : Соединить разрозненные части пословиц, расставить знаки препинания, определить , где союзы соединяют однородные члены , а где- части сложного предложения.
Мала пчела Да стоять не велит
Обычай бычий А дров не видал
Лесом шел Да струны тонки
Мороз не велик А загрызет
Ехал в Казань А ум телячий
Гусли звонки А оба черны
Совесть без зубов Да и та работает
Чугун чугуна дразнит А попал в Рязань.
9 класс «БСП».( Цель- отработка умений ставить двоеточие в БСП). Использую примеры из художественной литературы:
« Прием его был очень прост он начисто отгрыз ей хвост».
« Обычай мой с волками иначе не делать мировой , как снявши шкуру с них долой!» ( И. Крылов).
« У советских собственная гордость на буржуев смотреть свысока».
«Обыкновенно мы говорим все дороги приводят в Рим».( В. Маяковский).
ПРИМЕРЫ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАНИЙ:
Лингвистические угадайки( угадывание слов по толкованию или общему признаку, расшифровка пословиц ,поговорок, фразеологизмов по отдельным признакам).
Игры-задачи : « Я задумала слово…», « Вопрос- ответ…».
Например:
- Угадай слово по описанию : «глаз» автомобиля, « Свежезамороженный дождь», « архитектурное строение пчел», родной или крестный, шляпка на ножке, собачья радость, орел , а не птица( город), не носки и не чулки( колготки).
- Какие пословицы и поговорки , скороговорки зашифрованы?
Не воробей…, На дворе…, на траве…,продукт, который маслом не испортишь…,она пуще неволи… и т.д.
Создание проблемной ситуации.
«РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ». Проспрягайте глаголы, как изменяется слово «хотеть»?
Пою говорю хочу
Поешь говоришь хочешь
Поет-поют говоришь-говорят хочешь- хотят
По какому принципу изменяется глагол « Хотеть» ? 1 или 2 спряжение?
Вопросы занимательного характера ( в основе – внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или « детские» вопросы:
« Почему , когда смотришь на сцену в бинокль , лучше видишь и понимаешь?»
« Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кУзнецу за жену кузнеца?»
« В каком городе живет дядька , если в огороде бузина?»
«Чего не следует сыпать на рану?»
Помимо коллективной работы учащихся на уроке я использую самостоятельную. Она имеет место на всех этапах урока : объяснение нового материала, закрепления, повторения, домашнего задания. Например:
Составить словарный диктант по теме.
Подготовить опрос по теме.
Презентации.
4.Составить план параграфа или конспект.
5. Написать предисловие к произведению , нарисовать обложку, составить сборник лучших стихов автора.
6.Подобрать текст для анализа.
7. Найти высказывания известных людей по проблеме.
Для активизации познавательной деятельности я использую нетрадиционные формы домашнего задания . Они имеют огромное значение для раскрытия творческого потенциала, позволяют наиболее эффективно закреплять знания, полученные на уроке , с одной стороны, и проявить самостоятельность, с другой.
Типы домашнего задания:
Творческая работа.
Лингвистическое исследование текста.
Подготовка иллюстраций.
Рисование обложек.
Написание рецензий.
Художественное чтение.
Выразительное чтение по ролям.
Инсценировки.
Создание литературных произведений различных жанров.
Дописать финал произведения, историю героя.
Подготовить словарный диктант.
Составить вопросы к зачету по теме.
Составить конспект, опорную таблицу.
Составить кроссворд.
Письмо по памяти и др.
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ- ЭТО ВОВСЕ НЕ УЧЕНИЕ С РАЗВЛЕЧЕНИЕМ. ВСЕ ЗНАЮТ: У КОГО БОЛЬШЕ СПОСОБНОСТЕЙ , У ТОГО ОБЫЧНО ИНТЕРЕС К ЗНАНИЯМ. НО ЕСТЬ И ОБРАТНОЕ ПРАВИЛО: У КОГО БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСА, У ТОГО БЫСТРЕЕ РАЗВИВАЮТСЯ СПОСОБНОСТИ. ПРОБУДИТЬ ИНТЕРЕС- ВОТ НАША ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА.