Программа спортивно-оздоровительного летнего лагеря


Муниципальное общеобразовательное учреждение 
«Агинская средняя общеобразовательная школа № 1»
ПРОГРАММА
военно-патриотического
спортивно-оздоровительного
летнего лагеря
Агинское, 2013

Программа военно-патриотического спортивно-оздоровительного летнего лагеря

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Военно-патриотический спортивно-оздоровительный летний лагерь, в сущности, во многом продолжает практику школы – те же задачи воспитания, формы работы по военно-патриотическому направлению, праздники, конкурсы, игры. А игра, особенно военная сюжетно-ролевая, является формой работы, наполненной новым содержанием. Игры на свежем воздухе, соревнования, физические упражнения, полноценное питание, часы здоровья помогут ребятам окрепнуть, восстановить силы к новому учебному году. Деятельность лагеря помогает ребёнку жить в пространстве современного мира. Идея лагеря предполагает кардинально иные, по сравнению с традиционными, подходы к отбору содержания, структурированию и организационным формам времяпрепровождения, позволяя реализовать поставленные цели. Важнейшее отличие состоит в сдвиге акцентов с воспитания на развитие.
Гуманистические идеи проекта связаны со стремлением приобщить детей к высшим духовно-нравственным ценностям и культуре, развить творческие способности детей, постоянно подпитывать их познавательные интересы, и самое главное – способствовать полноценному личностному развитию в рамках военно-патриотического воспитания.
Реальное воплощение в жизнь этих целей возможно только на пути создания адекватных им условий отдыха в лагере. Незаменимым помощником в создании развивающей, комфортной для ребёнка среды может стать игра, включение её элементов во все сферы жизни лагеря.
Мы даем возможность ребятам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения.

Цели:
Совершенствование системы военно-патриотического воспитания, закрепление практических и теоретических навыков учащихся и воспитанников, полученных на занятиях по ОВС, кружках и секциях по военно-патриотическиому направлению.
создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала ребёнка, его самопознания и самореализации, условий, сочетающих развитие ребёнка, укрепление его здоровья и организацию досуга во время летних каникул.
Оздоровление подростков и воспитанников через активную физкультурно-оздоровительную деятельность в военно-спортивном лагере.
Задачи:
Духовно-физическое оздоровление и психологическая разгрузка участников смены;
Приобщение к традициям национальной культуры и общечеловеческим ценностям, привитие навыков здорового образа жизни;
Создание теплой комфортной эмоциональной атмосферы, способствующей созданию детьми ценности и целостности собственной личности, осознанию своей роли в коллективе, формирование навыков общения и эмпатии;
Творческий рост каждого ребенка через удовлетворение личностных потребностей в сфере художественного творчества, познание различных сфер эстетической деятельности, расширения креативного пространства смены, включение участников в различные виды деятельности;
Возрождение лучших традиций нравственного и патриотического воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Вся деятельность программы лагеря делится на 4 основных блока, тесно взаимосвязанные между собой:
Образовательный блок или деятельность лагеря представляют собой учебные занятия с учащимися и воспитанниками лагеря по программе «Основы военной службы» с проведением практических и контрольных занятий по вышеуказанной программе.
Цель занятий: закрепление знаний и навыков, полученных учащимися школ, воспитанниками в ходе учебного года по «основам военной службы». Встречи с работниками правоохранительных органов, прокуратуры, суда, работниками Комиссии по делам несовершеннолетних, врачами- специалистами, ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
Физкультурно- оздоровительная деятельность лагеря состоит из ежедневного проведения в лагере соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися и воспитанниками лагеря и сдачи ими контрольных нормативов по физподготовке. Проведение внутрилагерной спартакиады по различным видам спорта, а также военно-прикладным видам спорта.
Культурно – досуговая деятельность лагеря: для учащихся и воспитанников во время проведения лагеря проводятся различные мероприятия военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания, а также просмотр кино и видеофильмов вышеуказанной тематики.
Хозяйственно- трудовая деятельность строится на принципах содержания территории лагеря, спортивных сооружений, бытовых помещений в образцовом порядке.

Участники программы: Учащиеся МОУ «АСОШ №1» с 12 до 16 лет.
Сроки действия программы: Программа военно-патриотического спортивно-оздоровительного лагеря реализуется с 1 по 21 июня 2013года.
Основные направления программы:
- оздоровление детей;
- военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- формирование духовно-нравственной и эстетической культуры;
- развитие творческих способностей детей;
- трудовое воспитание.
Основные направления деятельности лагеря:
- военно-патриотическое;
- спортивно-оздоровительное;
- психолого-педагогическое;
- художественно-эстетическое;
- экологическое;
- трудовое;
- развитие детского самоуправления.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление физического и психологического здоровья детей, приобретение детьми навыков здорового образа жизни.
- Увеличение количества подростков, желающих заниматься военно-прикладными видами спорта, воспитание патриотов своего Отечества.
- Расширение кругозора детей в области истории родного края, его традиций и обычаев.
- Развитие самостоятельности, умения и стремления работать в коллективе.
Программа построена на следующих принципах:
1. Приоритет самореализации детей и подростков в жизнедеятельности временного разновозрастного коллектива.
2. Включённость в реальные социально значимые отношения.
3. Открытость для межличностного общения.
4. Возможность познать себя, осознать свои способности и задатки.
5. Ориентация детей на развитие творческих способностей и воображения.
Реализация программы проходит под девизами:
- Всё начинается с интересного!
- Все дела творчески – иначе зачем?
- Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд, и только вместе!
- Самое главное – САМИ!
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Информационный блок – стенд:
Режим дня.
График работы кружков, секций, студий.
Маршрут путешествия (план смены).
Совет самоуправления.
Путевые заметки (отчёт отрядов о проведённой работе).
Стенды: «Дорога глазами детей», «Правила пожарной безопасности».
Оформление отрядов.
Название отрядов.
Девиз, эмблема, песня, другие символы.
Органы самоуправления (актив отряда).
Прочая информация, необходимая для деятельности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ.
СОВЕТ МУДРЫХ – высший законодательный орган смены. Принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников смены, утверждает документы, программы, планы и т.д.
СОВЕТ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ - высший исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей детского и педагогического коллектива. Координирует деятельность и осуществляет взаимодействие между другими центрами и органами самоуправления. Руководит работой оргкомитетов по подготовке дел, владеет информацией смены, решает текущие вопросы. Собирается один раз в неделю.
СОВЕТ ЧИСТОТЫ – осуществляет контроль за чистотой на территории лагеря. Контролирует работу отрядных санитарных дружин.
СОВЕТ ЗДОРОВЬЯ - осуществляет деятельность под руководством физрука; осуществляет контроль за организацией и проведением зарядки, спортивных соревнований, следит за состоянием спортивного инвентаря.

СОВЕТ ТВОРЧЕСТВА - разрабатывает, организует и проводит творческие дела, конкурсы. Разрабатывает задания для отрядов по подготовке и проведению КТД, подводит итоги и анализирует прошедшие дела.
СОВЕТ ТРУДА И ПОРЯДКА - организует и проводит трудовые дела, распределяет трудовые обязанности между отрядами; контролирует проведение общелагерных трудовых мероприятий; осуществляет контроль за исполнением законов лагеря.
МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ ВЗВОДА.
ВЗВОДНЫЙ – командир взвода выбирается решением взвода, который осуществляет взаимодействие между взводом и СОВЕТОМ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ; отвечает за организацию и проведение конкретных дел взвода.
СЕРЖАНТЫ – собирается два раза в день: утром планирует программу дня, информирует, распределяет поручения; подводит итоги дня.
СОЛДАТЫ (курсанты) – участвует во всех делах взвода, может выбирать и быть выбранным в органы самоуправления и самоуправления смены, имеет право высказывать и отстаивать свое личное мнение, выполнять временные поручения и т.д.
Девиз лагеря:
«Главное – вместе,
главное – дружно,
главное – с сердцем,
горящим в груди,
к новым вершинам
мы будем идти!»
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Деятельность лагеря осуществляется по следующим направлениям:
Военно-патриотическое.
Спортивно-оздоровительное.
ОБЖ, ОВС.
Историко-краеведческое.
Литературно-творческое.
Экологическое.

ПОДПРОГРАММА «СПОРТ НАМ ПОМОЖЕТ, ЗДОРОВЬЕ УМНОЖИТ»
Программа по формированию у детей навыков здорового образа жизни.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучить детей навыкам здорового образа жизни
Поддерживать у обучающихся интерес к безопасности и здоровью детей
Отслеживать результативность работы с помощью проведения игр, викторин и практических занятий.
ПОДПРОГАММА «МЫ БУДЕМ ЖИТЬ НА ЯРКОЙ ПЛАНЕТЕ»
Программа по формированию у детей экологической культуры и навыков бережного отношения к окружающему миру.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для формирования у школьников экологической культуры и уважительного отношения к миру природы.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Повышение интереса детей к изучению окружающего мира, природы Забайкальского края.
Развитие творческих способностей детей, а именно, воображения, изобретательности.
Воспитание здорового образа жизни, осознание детьми личной значимости в жизни планеты.
ПОДПРОГРАММА «ДОРОГА СОЛНЦА, СВЕТА И ДОБРА!»
Программа по формированию духовно-нравственной и эстетической культуры у детей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для воспитания школьников как носителей культуры.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Приобщение детей к культурным ценностям.
Создание условий для развития творческих способностей детей.
ПОДПРОГРАММА «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Программа по формированию у детей чувства патриотизма и гражданского самосознания.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: воспитание патриотизма, осознание детьми своего гражданского долга.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Формирование первоначальных исторических знаний о своей малой родине.
Развитие индивидуальных способностей детей и чувства ответственности за дело всего коллектива (отряда).
Воспитание внимательного, чуткого отношения к людям старшего поколения, желание прийти на помощь, развитие эмпатии.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий, дети могут снять физическое и психологическое напряжение организма, укрепить своё здоровье и овладеть умениями и навыками заботы о своём здоровье.
Целенаправленная эколого-краеведческая и военно-патриотическая работа расширит знания детей о мире.
Участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках способствуют развитию индивидуальных и творческих способностей детей. У ребят появятся навыки работы в группе, они смогут самостоятельно решать проблемные ситуации, увидят свою роль в коллективе.
Таким образом, ожидаемые результаты работы лагеря следующие:
Организационные:
успешная реализация сюжетно-игровой модели смены (умение детей самостоятельно организовать и провести различные игры),
подведение итогов реализации программы (умение воспитанников самостоятельно провести линейку, посвящённую праздничному закрытию лагеря)
Методические:
творческий рост коллективов – участников смены (участие детей, отдыхающих в лагере, в органах детского совета самоуправления в течение следующего учебного года)
Воспитательные:
личностное и духовное развитие участников смены ( соблюдение правил этикета каждым ребёнком),
физическое оздоровление (соблюдение санитарно-гигиенических правил является естественной необходимостью для каждого ребёнка, уменьшение уровня заболеваемости воспитанников),
получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества ( представление работ на выставки детского творчества, мониторинг участия каждого ребёнка в индивидуальной и творческой деятельности)
знакомство участников смены с культурно-историческими ценностями.
В рамках реализации проекта выделяют следующие этапы работы лагерной смены:
Организационный этап:
Распределение детей по отрядам.
Осмотр детей медработником.
Адаптационный этап:
Открытие смены
Знакомство детей с правилами жизни в лагере.
Выборы в Советы самоуправления и самоуправления.
Разработка и изготовление отрядной символики.
Изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей.
Адаптация детей к режиму работы лагеря.
Основной этап:
Составление отрядных планов.
Работа творческих мастерских.
Подготовка и проведение мероприятий по плану.
Ведение заметок и оформление коллективных дел.
Заключительный этап:
Подведение итогов работы.
Награждение детей.
Закрытие смены.
ПЛАН - СЕТКА РАБОТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Дата Мероприятия Ответственный Примечание
01.06 Организационные вопросы, ТБ.
2. Подготовка к открытию лагеря (девиз, речёвка, песня, эмблема взвода).
02.06
Открытие лагеря
Представление взводов, девизов, речёвок, песен и защита эмблем.
Оформление отрядных стендов. 03. 06 Час самопознания «Что такое моё «Я»? Знаю ли я себя?»
Эстафета «Веселые старты» 04.06
Беседа «Герои и подвиги».
Первенство лагеря по футболу
05.06 Беседа «Герб, флаг и гимн России».
Легкоатлетическая эстафета. 06.06 Выдающиеся люди Аги – беседа
Зарница. 07.06 Музыкальный ринг «Песни о войне».
Первенство лагеря по баскетболу 08.06 Беседа «Ветеран живёт рядом».
Тренинг «Курить или жить?» 09.06 Конкурс одной песни (инсценировка).
Экскурсия в краеведческий музей имени Г. Цыбикова10.06 Просмотр фильмов о героических подвигах солдат нашей Родины.
Легкоатлетическая эстафета 11.06 КВН «На поле брани…»
Спартакиада. 12.06 Тренинг «Учись говорить нет».
Конкурсная программа «Как стать успешным».
Комплексно-силовые упражнения
1.Экологическая игра «Мы в ответе за нашу планету».
2.Музыкальный ринг «Песни о войне».
14.06 Игра «Счастливый случай».
Праздник Нептуна «33 богатыря». 15.06 Эстафеты.
Космический футбол. 16.06
1.Дискуссия «Право быть ребёнком и гражданином».
2.Экскурсия в Музей природы 17.06 1. Конкурс стенгазет «Наш отряд»
2.Спортивное ориентирование 18.06 Конкурс строевой песни
Военизированная эстафета 19.06 1.Дискуссия «Право быть ребёнком и гражданином».
2.Первенство лагеря по легкой атлетике 20.06 1.Конкурсная программа «Как стать успешным».
2. Первенство лагеря по волейболу 21.06 Закрытие лагерной смены.
Дискотека.