Анализ работы школьной библиотеки за 2015-2016 учебный год


Анализ работы школьной библиотеки
МОУ «Помарская СОШ»
за 2015– 2016 учебный год
    
Школьная библиотека в течение учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода.
     В прошедшем учебном году целью работы школьной библиотеки была:
  - создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, организация систематического чтения;
    Исходя из этих целей, и руководствуясь Законами Российской Федерации «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке» перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи:
  - обеспечивать учебно-воспитательный процесс учебно-методическими пособиями, работать по сохранности фонда;
   - обучать читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки;
  - совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии.
  В течение учебного года в план вносились изменения и дополнения, в основном это было связано с переносом даты, времени или проведением незапланированных ранее мероприятий.
Показатели библиотечной статистики за 2015-2016 учебный год

Количество читателей: всего-388
в т. ч. обучающихся-357
учителя и родители-31
2. Книжный фонд: всего-19868
в т. ч. худ.-14988
метод.-1290
мар. лит.-1358
3. Книговыдача: всего-3175
4. Число посещений: - 3550
Обслуживание читателей
В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы,
Обеспеченность учебниками составила 82%.
В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с учениками школы. Большую помощь в сохранности и бережном отношении к учебникам оказывали учителя. Систематически проводились рейды по сохранности учебников обучающихся.
В конце учебного года  проходит сдача учебников по классам.
Основные формы индивидуального обслуживания:
беседа при записи в библиотеку,
беседа при выдаче документов,  
беседа о прочитанном;
анализ читательских формуляров,
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки.
В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой:
Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. В этом учебном году для пользователей библиотеки были проведены следующие мероприятия:
Книжные выставки:
Сентябрь
«Это интересно знать»;
7 сентября - 145 лет со дня рождения Александра Ивановича КУПРИНА, русского писателя;
22 сентября -115 лет со дня рождения Сергея Ивановича ОЖЕГОВА, русского языковеда, лексикографа;
«Ваши мудрые и добрые друзья»;
Октябрь
4 октября - Всемирный день защиты животных;
3 октября - 120 лет со дня рождения Сергея Александровича ЕСЕНИНА, русского поэта;
22 октября -145 лет со дня рождения Ивана Алексеевича БУНИНА, русского писателя;
23 октября - 95 лет со дня рождения Джонни РОДАРИ, итальянского писателя;
«Золотая осень»;
Ноябрь
«Цвети, расти наш край родной!»;
28 ноября - 35 лет со дня рождения Александра Александровича БЛОКА, русского поэта;
«Гордое имя - МАТЬ»;
Декабрь
4 декабря - 190 лет со дня рождения Алексея Николаевича ПЛЕЩЕЕВА, русского поэта;
5 декабря - 195 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича ФЕТА, русского поэта;
Январь
«Ах ты, зимушка-зима!»;
27 января – 190 лет со дня рождения Михаила Евграфовича САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, русского писателя, журналиста;
Февраль
17 февраля – 110 лет со дня рождения Агнии Львовны БАРТО, детского поэта;
«Время помнить…»
Март
«Мамин праздник»;
Апрель
«Дорога в космос»
«Книги – юбиляры 2016 года»
«Весна красна»;
15 апреля – 130 лет со дня рождения Николая Степановича ГУМИЛЕВА, русского писателя;
Май
«Вы живы вечно…»;
Мероприятия:
1. Игру «Путешествие в страну сказок» 1кл. – сентябрь;
2. Поэтическое соревнование «Пушкинские строки» 4кл. – октябрь;
3. Урок-викторину «Басни дедушки Крылова» 5кл. –октябрь;
4. Викторину «Сказки гуляют по свету» 2кл. – октябрь;
5. Игру «Что-то? Где-то? Когда-то?» 3кл. – ноябрь;6. Игру «По сказочным тропинкам» 1кл. – декабрь;
7. Игру «Новогодний калейдоскоп» 6кл. - декабрь;
8. Викторину «Зимние загадки» 4кл. – январь;
9. Интеллектуальную игру «Горе от Ума» 9кл. –январь;
10. Литературную игру «В мире стихов Барто» 3кл. - февраль;
11. Викторину «В мире загадок» 1кл. – апрель;
12. Викторину «В гостях у сказки» 2кл. – апрель;
13. Литературную игру «Великие сказочники» 3кл. – апрель;
14. Литературное путешествие «Чудесный мир книги» 4кл. – апрель;
15. Игру «Книжные посиделки» 5кл. –апрель;
16. Игру «Давайте сразимся…» 6кл. –апрель;
17. Викторину «Литературная шкатулка» 7кл. –апрель;
18. Литературную игру «Что? Где? Когда?» 9кл. –апрель;
19. Интеллектуальную игру «Литературная перестрелка» 10-11кл. апрель
Библиотечно-библиографические уроки
«Первое посещение библиотеки». 1кл. -сентябрь;
«Структура книги. Как создаются книги». 2кл. –октябрь;
«История создания книг» 3кл. –ноябрь;
«Твои первые энциклопедии» 3-4кл. –декабрь;
«Наши друзья-энциклопедии» 5-6кл. – январь;
Помогать обучающимся 9-11 кл. в подборе материала для подготовки к ГИА и ЕГЭ; - в течение года;
Все запланированные библиотечно-библиографические уроки были проведены согласно плану.  
Самообразование:
Повышаю свое педагогическое мастерство через посещение и анализ мероприятий своих коллег, участвую в районных семинарах, педсоветах.
Выступление на семинаре педагогов-библиотекарей «Работа школьной библиотеки в условиях ФГОС» 17 декабря 2015
Проведение внеклассного мероприятия на семинаре «Интегрированная работа среднего и дополнительного образования» 27 января 2016
Выступление на методическом совете «Формирование речевой деятельности обучающихся в условиях работы школьной библиотеки» 15 марта 2016
Проведение мастер-класса на семинаре педагогов-библиотекарей «Формирование речевой деятельности обучающихся в условиях работы школьной библиотеки» 19 апреля 2016
Участие в районном конкурсе школьных библиотек «Моя библиотека» - февраль 2016 -2 место
Участие в Межрегиональном литературном конкурсе «Волшебное русское слово» 14 мая 2016 –диплом участника
    Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения. После проведения таких мероприятий в библиотеке увеличивалось посещение и книговыдача литературы.
В сотрудничестве с МБУ «Межпоселенческая центральная библиотека» проводились такие мероприятия: «Литературная игра «Волшебная страна под названием «Книга»», «Путешествие в мир природы» по произведениям В. В. Бианки», «Полет вокруг Земли» и др.
Работа с библиотечным фондом ведется в течение все учебного года.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
-книга суммарного учета фонда библиотеки;
- книга суммарного учёта учебного фонда;
-инвентарные книги;
-папка «Акты на списание»;
- картотека учета учебников;
- накладные на учебники по классам;
- журнал учёта выдачи учебников по классам;
-читательские формуляры.
    Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 11-й класс – в специальных читательских формулярах, и отражается в Дневнике библиотеке.
    Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
• младшего школьного возраста (1-4классы);• среднего школьного возраста (5-8классы);• старшего школьного возраста (9-11классы);• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.
    Расстановка осуществлена по возрастным группам в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
     Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи», «Марийские сказки», «О растениях и животных». Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале.
     Фонд учебников расположен в книгохранилище. Расстановка произведена по предметам. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников.
    На сайте школы размещен «Перечень учебников на 2015-2016 учебный год».
    Подведены итоги движения фонда. Составлены справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы.
Работа по сохранности фонда
   Особо ценные издания (словари, энциклопедии, справочники) хранятся на отдельном стеллаже. Один раз в полугодие провожу проверку сохранности книжного фонда. Раз в месяц проверяю читательские формуляры с целью контроля своевременного возврата в библиотеку выданных книг, с должниками веду соответствующую работу. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают ущерб. В библиотеке работает читательский зал, где учащиеся работают с ценными изданиями.
     Работа по самообразованию: использую в своей работе информацию из профессиональных изданий («Школьная библиотека», «Библиотека», газета «Библиотека в школе», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет - сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а также опыт лучших школьных библиотекарей, посещаю семинары, присутствую на открытых мероприятиях, индивидуальных консультациях. Совершенствую традиционные и применяю новые инновационные технологии.
    Анализируя работу школьной библиотеки за 2015/2016 учебный год, можно сделать следующий вывод:
    Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.
    Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.
Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2015/2016 учебный год.
    Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.
     Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2016/2017 учебном году:
Снизилась читательская активность обучающихся, книгу заменил Интернет.
Нет на сайте школы библиотечной странички.
Устаревший фонд художественной литературы.
     Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:
Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению.
Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе».
Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.
Создать страничку школьной библиотеки на сайте школы.
Педагог-библиотекарь: /Средина А. Н./