Анализ работы школьной библиотеки за 2014-2015 год


Анализ библиотечной работы за 2014-15 учебный год.
«Школа - это, прежде всего слово,книга и живые человеческие отношения»(В.А.Сухомлинский)
В течение прошедшего учебного года школьная библиотека всё содержание работы строила согласно намеченным целям и задачам. Новое содержание учебных программ, расширение и углубление традиционных дисциплин, программ, методов, методик, форм обучения предполагают новый уровень использования различного рода источников информации, способствуют изменению содержания учебно-воспитательного процесса.
Материально-техническое оснащение библиотеки:
Библиотека расположена на первом этаже образовательного учреждения. Она занимает изолированный приспособленный класс – комнату площадью 35 кв.м.
Библиотека оборудована: столами (6 шт.) для читателей, двумя демонстрационными библиотечными стеллажами, столом барьерным библиотечным.
Под стеллажи используются шкафы.
Библиотека оснащена переносным ПК, с выходом в интернет.
Читальный зал в библиотеке совмещён с абонементом, где 12 посадочных мест для работы.
Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
Имеется дополнительное помещения 17 кв.м для хранения учебников. Помещение оборудовано деревянными стеллажами(12шт.).
Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы.
Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
содействие учебно-воспитательному процессу путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.
приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры.
формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
привитие любви к родному краю.
овладение новыми технологиями работы.
формирование комфортной библиотечной среды.
Библиотека укомплектована:
научно-популярной, справочной, художественной литературой для детей:
педагогической и методической литературой для педагогических работников;
учебниками и учебными пособиями.
Расстановка осуществлена в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
Литература для учащихся 1- 2 классов расставлена по тематическим рубрикам. Отдельно выставлены журналы для детского чтения, которые пользуются большим спросом.
Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены в отдельном шкафу для пользования в читальном зале.
Основные показатели работы библиотеки:
Общий фонд - 10083
Фонд учебников -3282
Для начальных классов-945
Для средней классов-1829
Для старших классов-508
Электронные издания - 105
Количество читателей всего - 282, из них
учащихся -241
педагогов -29
прочие – 12
Работа с книжным фондом библиотеки:
Работа с фондом художественной литературы.
Поступило- 6 экз.
Отремонтировано книг - 106 экз.
В течении года с фондом литературы ведется определённая работа:
по изучению состава фонда и анализ его использования;
по формированию фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.
прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (учет библиотечного фонда).
прием, оформление документов и обработка полученных книг в дар.
выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.
выдача документов пользователям библиотеки.
расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
оформление фонда (организация и изготовление по необходимости полочных, буквенных разделителей, индексов).
проверка правильности расстановки фонда.
обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
Работа по сохранности фонда:
организация особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;
систематический контроль за своевременным возвращением в библиотеку выданных изданий;
обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;
организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;
Работа с фондом учебной литературы.
Поступило учебников –487 экз.(Крутоярская СОШ)
- 128экз. (Токаревская ООШ)
Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка произведена по классам. Все учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки.
В течении года проводилась работа:
по формированию заказа на учебники федерального перечня, согласование с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, руководителем ШМО.
по приему фонда учебников на хранение;
учет учебного фонда;
инвентаризация учебного фонда, исключение морально устаревших и ветхих учебников;
организация работы по сохранности учебного фонда (ремонт учебников, организация рейдов по сохранности, беседы и т.д.);
анализ учебного фонда, определение потребности в учебниках к новому учебному году;
выдача учебников, в конце учебного года по графику прием учебников
осуществление обмена учебниками между школами.
Работа с читателями.
Индивидуальная работа:
обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технический персонал, родителей.
обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей.
рекомендательные беседы при выдаче книг.
беседы о прочитанном.
Школьная библиотека в течении года оказывала помощь учителям:
в проведении массовых мероприятий, классных часов;
проводился подбор литературы, сценариев, стихов в помощь проведению предметных недель и общешкольных мероприятий, для проведения родительских собраний, педсоветов;
информировала педагогов о новых поступлениях учебной литературы;
совместно с педагогами формировался заказ на учебную литературу;
организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).
Библиотека пропагандировала чтение, применяя различные формы работы (выставки, викторины, беседы, конкурсы, библиотечные плакаты, рекомендательные списки литературы, громкие чтения и т. д.Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, и проведению предметных недель. Также имеются постоянно действующие книжные выставки. Подбирая материал к выставкам, библиотека старалась раскрыть не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями
Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям - юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся мини-викторины. Оформлена выставка «Книги – юбиляры».
Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. В честь празднования 70летия победы в Великой Отечественной войне библиотекарем были проведены библиотечные уроки и у/журнал, книжные обзоры на всех школьных мероприятиях, чтение и обсуждение детской литературы, посвященной событиям Великой Отечественной войне. Совместно с поселковой библиотекой организована встреча с ветераном труда Якуниной Н.Т., которая во время войны была ребёнком, но она отчетливо помнит все тяготы и трудности работы. Надежда Тимофеевна рассказала об этом тяжелом времени, о помощи детей взрослым и ответила на вопросы учащихся. Спрос на литературу о Великой Отечественной войне повысился.
Были проведены экскурсии в школьный музей и зал боевой славы, экскурсии в Касимовский краеведческий музей, экскурсия в музей Лашманской модельной библиотеки, что расширяло знание ребят о родном крае, воспитывало любовь к малой родине. В рамках проведения года культуры учащиеся 5 классов также совершили виртуальную экскурсию в Эрмитаж.
Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни нашей страны.
Традиционно школьная библиотека проводит «Неделю детской книги», задачей, которой является, расширять кругозор, прививать любовь к чтению, к книгам. Каждый день для учащихся начальных классов проходило библиотечное мероприятие, была выпущена школьная газета.
Проведены ежегодные конкурсы «Лучший чтец», «Лучший читающий класс» , «Юный иллюстратор», «Лучшая закладка для книги», в каждом классе проведена литературная викторина, подведены итоги. Прошло награждение победителей.
Справочно-библиографическая работа.
Ежегодное проведение уроков по формированию информационной грамотности учащихся:
Первое посещение библиотеки - 1 класс
Правила общения с книгой - 1 класс
Роль и назначение библиотеки - 2 класс
Структура книги - 2 класс
Структура книги - 3 класс
Выбор книги в библиотеке - 2 класс
7. Выбор книги в библиотеке - 3 класс
8. Газеты и журналы для детей - 3 класс
9. Структура книги - 3 класс
10. Твои первые энциклопедии и словари - 4 класс
11. Научно-познавательная литература-4 класс
12. История книги.-5класс
13. Как построена книга?-5 класс
14. История книги-6 класс
15. Библиография и её назначение-7 класс
16. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки-8класс.
Работа с активом:
Проводится постоянная работа по вовлечению актива в работу библиотеки:
совместно с активом проводятся рейды по сохранности учебников;
работа по расстановке книг на стеллажах;
один из самых любимых этапов работы – обслуживание читателей на абонементе (учатся записывать книги в формуляр, помогают в выборе книг учащимся 1-х классов);
принимают активное участие во многих мероприятиях школьной библиотеки;
проводится оформительская деятельность к мероприятиям и в библиотеке;
работа с читателями – задолжниками;
ремонт книг;
при поступлении новых изданий учебной и художественной литературы – штемпелевание.
Взаимодействие с другими библиотеками .Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека тесно сотрудничает с Крутоярской поселковой библиотекой и Лашманской модельной библиотекой. Совместно с библиотеками проводятся мероприятия для учащихся.
Библиотекарь школы посетила библиотечные занятия в различных школах района и участвовала в работе РМО библиотекарей, являясь его руководителем.
участвовала в вебинаре « Организация эффективной работы библиотеки в составе образовательного комплекса»
Посещение семинаров, открытых мероприятий, участие в конкурсах, индивидуальные консультации, посетилагородских методических объединения школьных библиотекарей. Мои выступления:
«Воспитательная система школьной библиотеки: опыт работы».
Регулярно изучаю профессиональную периодику (журнал «Школьная библиотека», газета «Библиотека в школе», методические журналы по педагогике).
Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2015-20116 учебном году. Школьная библиотека играет важную роль в достижении целей образования и задач школы. Образовательной частью работы школьной библиотеки является планомерное, в сотрудничестве с педагогами, обучение детей навыкам работы с информацией. Но, к сожалению, качественный состав основного фонда не совсем соответствует современным требованиям образовательно-воспитательного процесса. Снижается читательская активность у обучающихся, книгу заменил Интернет.
Задачи школьной библиотеки на 2015-2016 учебный год:
Активизировать читательскую активность в 3 - 4 классах. Вести более тесную работу с учителями для привлечения учащихся в библиотеку.
Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей, оказывать всестороннюю помощь педагогическому коллективу в формировании духовной и творческой личности учащихся; воспитания у детей читательской культуры.
Уделить большее внимание информационной работе размещать больше информации о библиотеке на школьном сайте.
Принять активное участие в проведении в Российской Федерации Года литературы.
Библиотекарь Л.В. Демина.