Анализ работы школьной библиотеки (годовой)


Анализ работы библиотеки
за 2015/2016 учебный год
В течение 2015/2016 учебного года школьная библиотека вела работу с учетом разделов общешкольного плана.
Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:
содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании учащихся;
обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;
привитие любви к книге и воспитании культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
руководство чтением учащихся;
привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развитие речи и мышления, познавательных интересов и способностей;
оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации;
создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий;
формирование, комплектование и сохранность фонда.
Организация работы
Библиотека расположена на 2 этаже школы.
Общая площадь составляет 92 м2, из них 36 м2 – книгохранилище. Школьная библиотека занимает изолированное приспособленное помещение. Потолки и стены библиотеки гладкие без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибков, допускают проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, что соответствует п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10. Библиотека условно разделена на несколько зон: читательские места; информационный пункт, где производится выдача литературы; фонды открытого доступа; фонды закрытого хранения, что соответствует п. 2.2.4.6. СанПиН 2.4.3.1186-03 2.4.3. Абонемент находится в открытом доступе пользователя художественной и методической литературой, совмещен с читальный залом. Читальный зал имеет 10 посадочных мест.
Библиотечное оборудование: стеллажи (15), столы (10), стулья (12), шкафы книжные (1). Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, определенным в СанПиН 2.4.3.1186-03 2.4.3.
Организует работу библиотеки 1 человек – заведующий библиотекой.
Режим работы библиотеки – с 8-00 до 16-00 часов ежедневно без перерывов. Выходной – суббота, воскресенье.
Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.
Организация библиотечных фондов
Фонд библиотеки на 01.06.2015 составляет – 9 361 экземпляр.
Из них:
учебная литература – 2 316 экземпляров;
основной фонд –7 045 экземпляров;
фонд справочной литературы – 140 экземпляров.
Работа с фондом учебников
Фонд учебников расположен в закрытом доступе, отдельно от абонемента. На основании Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ на 2014/2015 учебный год разработан школьный перечень учебников по каждому предмету. В августе 2014 года, в связи с переходом на новые стандарты в образовании, фонд учебной литературы был полностью заменен на соответствующие Федеральному перечню линии учебников.
Обеспеченность учебниками в 2014/2015 учебном году составила:
1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10кл. 11кл.
100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%
В связи с увеличением количества учащихся во 2, 4, 6 и 8 классах, составлен список недостающих в учебно-воспитательном процессе учебников, в соответствии с которым оформлен заказ. Все учебники входят в ФП учебников и приобретаются за бюджетные средства. Прием, и техническая обработка поступивших изданий проводится согласно действующим документам, все издания заносятся в учетные документы библиотеки.
Показатели качества работы библиотеки
В библиотеке имеется компьютер, к которому имеют доступ пользователи.
Со стороны библиотекаря всем категориям пользователей оказывается любая помощь в выборе и поиске информации.
В настоящее время школьная библиотека ставит в центр своей деятельности читателя – школьника, а информационные технологии рассматриваются ими как цель, как средство, помогающее освоению интеллектуального и эмоционального потенциала мировой культуры, совокупного жизненного опыта поколений. Главная задача библиотечной деятельности в школе, ориентация на читателя, удовлетворение читательских потребностей, создание наилучших условий для его личностного роста, раскрытия творческого потенциала и самореализации.
Каждая форма библиотечной работы включает большое количество методов, и библиотечная практика непрестанно их совершенствует.
Приобщение детей к чтению, к пользованию библиотечной книгой всегда оставалось главной задачей школьной библиотеки. Через разнообразные формы библиотечной работы, библиотека приобщает учащихся школы к творчеству писателей-классиков, способствуя популяризации литературы, а также знакомит подрастающее поколение с творчеством писателей Крыма.
Показатели посещаемости библиотеки:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 учителя прочие всего
356 274 215 184 53 50 54 37 62 54 45 76 33 =SUM(LEFT) 1493
Из таблицы видно, что наибольшее число посещений приходится на 1 – 4 классы (классные руководители: Кравчук А.Н., Караева Л.А., Семенова Л.Г., Велиева В.К.). В следующем году следует обратить внимание на низкие показатели посещаемости библиотеки учащимися 5 – 11 классов.
Сравнительная диаграмма посещений библиотеки:

Уменьшение числа посещений библиотеки обусловлено уменьшением числа читателей.
Показатели книговыдачи:

Из диаграммы видно, что наибольшее количество книговыдач приходится на детскую литературу. Это обусловлено наибольшей посещаемостью библиотеки учениками начальной школы. 512 книговыдач художественной литературы – показатель читаемости учащимися программных произведений. Низкие показатели выдачи книг по естественным, прикладным и педагогическим наукам обусловлены небольшим наличием книг по этим тематикам (см. Статистический анализ основного фонда). По-прежнему наиболее востребован фонд художественной литературы. Но фонд не располагает достаточным количеством и качеством программных произведений, особенно современных авторов, остро стоит вопрос о пополнении фонда художественной литературой, методической литературой.
Сравнительная диаграмма книговыдачи:

Статистический анализ основного фонда:

Из диаграммы видно, что педагогическая и методическая литература составляет 11% от общего числа документов, составляющих основной фонд, но большая часть – это издания до 1991 года выпуска. Поэтому в следующем году, при пополнении фондов библиотеки, необходимо учесть пополнение фонда методической и педагогической литературой.
Массовая работа библиотеки
Сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше, и эти сложные задачи библиотека решает в тесном сотрудничестве с классными руководителями, учителями школы и родителями. В 2015/2016 учебном году в библиотеке проводились мероприятия, направленные на развитие и поддержку детского чтения.
За 2015/2016 учебный год было проведено:
39 выставок литературы, из них 7 постоянных:
Новинки;
Выбор профессии – важное дело;
Нравственно-правовой диалог со старшеклассником;
Архипелаг эрудитов;
И снова май, салют и слёзы...;
Край родной, навек любимый;
Крым и Россия – общая судьба.
10 чтений вслух книг
Сказки Оскара Уайльда – 4 класс;
Сказки Эдуарда Успенского – 1-4 класс;
«Винни-Пух и все-все-все» Александра Милна – 1-4 класс;
«Конек-горбунок» Петра Ершова 1-4 класс;
6 обзоров книг по следующим темам:
«Закон обо мне, мне о законе»;
«Герои Отечества, их слава и доблесть»;
Книги-юбиляры 2016 года;
Книги из президентской серии;
«Богатства нашего языка»
«Май. Салют. Победа.»3 конкурса рисунков;
1 конкурс чтецов к 120-летию со дня рождения С. Есенина;
4 презентации книг:
«Волшебник Изумрудного города» А.Волкова;
«Крокодил Гена и его друзья» Э.Успенского;
«А зори здесь тихие...» Б.Васильева;
«Гнев гробницы Атрея» А.Домбровского.
В рамках недели детской и юношеской книги были проведены:
Литературный праздник «День рождения Чебурашки» (1-4 класс)
Литературный счастливый случай для учащихся 5-7 классов
Литературный брейн-ринг для учащихся 8-11 классов
4 рейда «Как живешь, учебник»;
11 бесед о сохранности учебников.
Кроме перечисленных выше выставок были организованы выставки к юбилейным датам писателей, к предметным неделям, к педагогическим советам, к международным и Всероссийским праздникам.
Основная задача библиотечных мероприятий – приобщение детей к чтению, использование новых и традиционных эффективных форм и методов рекомендации книг, повышение престижа чтения, библиотеки. На протяжении всего периода в школьной библиотеке проводились библиотечные уроки, на которых читатели знакомились с правилами пользования библиотекой, с расстановкой книг в библиотеке, с основными разделами, с правилами поиска нужной книги. Также на этих уроках дети знакомились со структурой и оформлением книги. Несколько занятий было посвящено овладению навыка работы со справочными изданиями. В течение учебного года библиотека осуществляла информационную работу через оформление информационных списков, выпуск дайджестов и буклетов. Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни – это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимую информацию.
В целях популяризации и распространения результативного и инновационного опыта работы библиотеки школы, повышения престижа библиотечной профессии, заведующий библиотекой учувствовала во Всероссийском конкурсе «Разработка сценария, мероприятия, праздника» став призером (1 место). А так же посещала и участвовала в районных семинарах, окончила курсы повышения квалификации (2015 год, КРИППО). Кроме того опубликовала в сети Интернет на учительском портале 9 разработок мероприятий и сценариев.
Создана база данных «Учебники», продолжается работа по составлению электронного каталога основного фонда библиотеки. Недостатком в работе библиотеки являются: слабая материальная база, низкое поступление основного общего фонда художественной литературы.
Исходя из вышеперечисленного, в следующем 2016/2017 учебном году необходимо уделить внимание:
пополнению фондов библиотеки;
воспитанию у учащихся умения пользоваться библиотекой;
сохранности фондов;
возрождению семейного чтения;
повышению престижа библиотеки в школе.
Школьная библиотека и в дальнейшем будет продолжать начатую работу, а также будет работать над усовершенствованием и расширением форм работ по продвижению книги и чтения среди учащихся школы.