Статья Формирование профессиональных компетенций в процессе прохождения учебной и производственной практики по специальности Экономика и бухгалтерский учет.


Формирование профессиональных компетенций в процессе прохождения учебной и производственной практики по специальности Экономика и бухгалтерский учет. Амшеева Л.Н - преподаватель бухгалтерских дисциплин, ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум» .Согласно федеральным государственным стандартам среднего профессионального образования по специальности Экономика и бухгалтерский учет при освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и производственная практика (по профилю специальности).
Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
В качестве формы промежуточной аттестации по всем видам практики предусмотрен дифференцированный зачет, который является обязательным условием для допуска к экзамену квалификационному, который в свою очередь является формой итоговой аттестации успешности освоения профессионального модуля и необходимым условием для принятия решения «Вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».
Цель учебной практики - изучение первичных документов, умение правильно их оформить, ознакомление с документооборотом в бухгалтерии.
Задачи практики - рассмотрение законодательства и нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет в РФ; приобретение умений и навыков анализа полученной информации с последующим ее изложением.
Практика – это одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки специалистов. Она представляет собой эффективный механизм переноса полученных знаний и умений из области теории в область повседневной профессиональной деятельности. Являясь центральным звеном в системе подготовки специалистов, практика помогает студентам глубже осознать правильность осуществления своего профессионального выбора, проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учёбы, определить профессионально важные качества будущей специальности. Использование уникальных возможностей предприятий позволяет уже в процессе обучения адаптировать знания и навыки студентов к условиям конкретных производств. Практика – это активная индивидуальная форма обучения студентов, в ходе которой вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Проведение практики, как составной части учебного процесса в ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум», регламентируется Положением о порядке проведения практики.
Учебная практика проводится с целью закрепления полученных знаний и приобретения первоначальных практических навыков в решении конкретных проблем.
Обучающиеся, благодаря прохождению первой за время обучения учебной практики, получают возможность сопоставить свои ожидания и реалии будущей профессиональной деятельности.
Так, при освоении ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и
ведение бухгалтерского учета имущества организации, предусмотрена учебная практика УП 01Практические основы бухгалтерского учета.
Этапы практики.
1.Организационный (оформление документов для прохождения учебной практики, прохождение вводного инструктажа).
2. Прохождение практики – решение сквозной задачи.
3. Отчетный. Оформление отчета о прохождении практики.
Компетенции, формируемые в результате прохождения практики: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3,ПК-1.4,
Содержание практики: заполнение первичных документов (основные разделы): по учету основных средств, по учету денежных средств, по учету расчетов с подотчётными лицами и работниками предприятия, по учету материально-производственных запасов, по расчетам с организациями и предприятиями прочие первичные документы. В процессе освоения ПМ 02,03,04, 05 также предусмотрено проведение учебных практик, которые способствуют формированию общих и профессиональных компетенций.
Основной задачей производственной практики является претворение в жизнь обучающимися их теоретических знаний, пополнение профессиональных умений и навыков, на основе глубокого изучения работы предприятия, учреждения и организации.
Обучающиеся проходят практику по направлению техникума на основе договоров с организациями. В процессе прохождения производственной практики обучающиеся находятся на рабочих местах и выполняют часть обязанностей штатных работников бухгалтерии, тем самым закрепляя те или иные профессиональные компетенции на материалах реально действующего хозяйствующего субъекта. Каждый студент в течение производственной практики ведёт отчётную документацию, дневник, отчет практики с анализом различных видов выполняемых работ, предоставляет аттестационный лист, где руководитель практики характеризует профессиональную деятельность обучающегося и качество выполнения работ, предусмотренных календарным планом прохождения практики. По моему мнению, сформировать профессиональные компетенции у обучающихся в полном объеме без организации учебной и производственной практики просто невозможно. Ведь как бухгалтер может считать, если он никогда на практике этого не делал.
Она помогает соединить теоретическую подготовку с формированием практических навыков у обучающихся для облегчения их выхода на рынок труда, дает возможность получить обратную связь со стороны организаций и учреждений различных организационно – правовых форм собственности, о качестве обучения, а также получение дополнительной информации о том, над чем нужно поработать обучающемуся, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда.
Обязательным элементом учебного процесса в техникуме является преддипломная практика. Она предшествует написанию выпускной квалификационной работы и является логической завершающей ступенью обучения после прохождения основных теоретических дисциплин. Практика организуется для того, чтобы дать возможность обучающемуся в реальной деятельности попробовать применить полученные знания, а также собрать материал для дальнейшего написания выпускной квалификационной работы.
Задача преддипломной практики заключается в сборе практического материала по теме дипломной работы, обобщении данных и информации. Как правило, исходные данные по теме дипломной работы выпускники начинают собирать во время прохождения производственной практики, и завершают во время преддипломной практики.
В свою очередь, преподавателями бухгалтерских дисциплин, разработано учебно-методическое сопровождение всех видов практик: инструкционные карты, аттестационные листы, индивидуальные задания для преддипломной практики, комплект контрольно-оценочных средств.
Сегодняшний специалист должен обладать основательной теоретической подготовкой, современным экономическим мышлением, навыками управленческой и организаторской работы, активными методами использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности, высокой общей культурой, знанием иностранного языка. На предприятиях, определенных в качестве баз практики созданы условия для самораскрытия личности и полной адаптации образовательного процесса к запросам и потребностям общества.
Список использованных источников:
1. Положение ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум» Н- 28 о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования от 09.09.2015.
2. Лелёкина И.А. Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2011. № 4. С. 47-49. Современные образовательные технологии в формировании общих и профессиональных компетенций специалиста – бухгалтера.
3. Михайловская Т. А. Формирование самообразовательной компетенции студентов через изменение методов самостоятельной работы // среднее профессиональное образование . 2007. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-samoobrazovatelnoy-kompetentsii-studentov-cherez-izmenenie-metodov-samostoyatelnoy-raboty (дата обращения: 30.12.2015).