Значение использования занимательного материала в ОД по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.


Значение использования занимательного материала в ОД по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересоваться математическим материалом, увлекать и развивать детей, развивать, логическое мышление, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назначении множеств предметов, чисел геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических ( количественных пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением содержанием образовательной деятельности. Она может, использована в качестве познавательного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, вся образовательная деятельность должна быть проведена в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце образовательной деятельности с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так в средней группе по формированию элементарных математических представлений после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств ( наличие сторон, углов) , геометрических фигур может быть использована игра: «Найди и назови» с целью закрепления умений быстро находить геометрическую фигуру определенного цвета, размера. При этом дети выполняют правила игры: назвать все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени, какого- либо литературного сказочного героя (Чебурашки, Буратино). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначения их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков.
Итак, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в образовательную деятельность, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры и игровые упражнения оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или подгруппой в свободное время от непосредственной образовательной деятельности.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, не возможен без активной работы к мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решений самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному).
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Литература:
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988..
Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада: Под ред. З.А. Михайлова.- М.: Просвещение, 1990.
Методика обучения математике в детском саду: Учеб. Пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. Под ред. Щербакова Е.И. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.