Доклад «Воспитание духовно – нравственных качеств личности на – занятиях по внеклассному чтению»


Тема «Воспитание духовно – нравственных качеств личности на – занятиях по внеклассному чтению».
Духовно- нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни - важнейшая составляющая развития общества и государства, является одной из основных целей деятельности школы.
Духовно- нравственное воспитание способствует формированию
Нравственных чувств ( совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма)
Нравственного облика (терпение, милосердия)
Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний)
Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)1) Основные направления внеклассного чтения в школе Внеклассное чтение в школе ставит задачу познакомить учащихся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирует у них интерес к чтению, умение выбирать книгу по интересу, навыки самостоятельного чтения. Тексты для чтения дают возможность всесторонне рассмотреть с учащимися духовную и нравственную сторону взаимоотношений людей.
Для детей с нарушениями слуха и речи чтение имеет исключительно важное значение. Книга сближает глухих с миром говорящих людей. Внеклассное чтение играет большую роль в развитии речи и слуха глухих детей. Одно из методических требований к работе по внеклассному чтению – постоянный контроль воспитателя за чтением каждого ученика, за его умением понимать сюжет произведения, сохранять интерес к нему. Контроль должен осуществляться в двух направлениях.Первое направление – это помощь детям в осознании читаемого. Педагог составляет специальный вопросник, на который учащиеся должны дать ответы в процессе чтения; проводит беседу с детьми, когда книга еще не дочитана, чтобы убедиться, понимают ли они содержание, и вовремя дать объяснения. Такая беседа, по-новому осветив уже прочитанный материал, заставляет ребенка правильнее понять и оценить поступки героев книги, описываемые события, делает более интересным и доступным последующее чтение.Можно также организовать просмотры видео- и диафильмов, поставленных на основе литературного произведения.Второе направление – это учет прочитанных книг и заключительная работа после чтения. Виды работы могут быть разными: обобщающая беседа с учениками о прочитанных книгах Духовно- нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей , вырабатывает чувства и привычки правильного поведения. Часто мы говорим: «Книга- это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями и неудачами . Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта.
Способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, постигают основы праведной жизни. Занятия , посвящённые сказкам, становятся уроками духовности. При чтении сказок дети делают выводы о том, что добром воздаётся тем, кто живёт, следуя нравственным законам: «Не лги», «Не завидуй». При чтении сказки « Три поросёнка» дети понимают, как плохо быть ленивым, что такое дружба, взаимовыручка. Многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача воспитателя привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный мир. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному, предложить детям высказать своё мнение .Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку. В связи с чтением рассказов природоведческого содержания можно провести интересную и полезную работу по охране школьниками живой природы. Часы чтения должны проходить в дружеской обстановке такое чтение сплачивает ребят,.2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтениюДля повышения духовно воспитания на занятиях внеклассного чтения нужно создать наиболее эффективные условия для формирования нравственного поведения детей.1. Беседу следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения.2. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет двух товарищества, взаимопонимания.3. Беседы не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети размышляли сами.4. Важно, чтобы был эмоциональный настрой у самого воспитателя5. Нужно добиться, чтобы дети сами стали пропагандистами книг, рассказывали о прочитанном дома, своим товарищам, обсуждали наиболее волнующие вопросы. Для этого на занятиях внеклассного чтения, помимо коллективного чтения, можно организовать постоянные часы рассказывания, во время которых дети делились бы прочитанным дома.6. Воспитателю на занятиях по внеклассному чтению необходимо использовать естественные ситуации и преднамеренно создавать новые для разъяснения характера возникновения тех или иных взаимоотношений между детьми. 7. В занятия можно включать элементы совместной работы.8. Правильно организованная работа сближает детей.9. Вопросы ученикам следует ставить таким образом, чтобы дети учились самостоятельно оценивать поступки людей по нравственным показателям, находить средства выражения своих характеристик в рисунке.10. Для всех учащихся на занятии внеклассного чтения нужно применять следующие рекомендации для более полного усвоения учебного материала:а) давать более легкие задания;б) воспитывать интерес к учебной деятельности и усидчивость на занятии.11. . Необходимо повторение в самой приятной для детей форме – форме ролевой игры. На такое повторение можно отвести и целое занятие, а иногда и два.Беседуя с ребятами, нужно выяснить, как они понимают слово “исполнительность”.Ребятам надо рассказать, какое большое значение имеет исполнительность для самого человека, коллектива, где он учится, общества в целом. В вежливости, предупредительности, тактичности проявляется доброжелательное отношение к людям. Надо знакомить школьников с правилами.Они должны знать, что считается приличным, а что неприличным, как себя вести в школе, на улице, среди товарищей. Правила приличия предусматривают почтительное отношение к старшим, определенное поведение в обществе, за столом и т.д.Воспитатель направляет беседу с помощью вопросов: какое поведение взрослых вам нравится? Как вы относитесь к сверстникам, не выполняющим правила поведения? Нужно, чтобы ребята задумывались над ошибками в поведении. О них рассказывается в ситуациях, которые воспитатель предлагает для обсуждения с учащимися.После чтения рассказов воспитатель предлагает учащимся выказать свое отношение к поведению ребят в данной ситуации. Беседуя с ребятами, надо подчеркнуть, что особого внимания и глубокого уважения требуют люди старшего возраста.Каждый школьник, напоминает учитель, должен быть приветливым, вежливым со сверстниками. Ровный, дружеский тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношение ребят. И наоборот, неуважительное или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают самочувствие школьника. Недаром говорят: «Кто груб – тот глуп».
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предлагает большое количество разнообразных практических действий как с самой книгой, так и с изображениями главных героев ( используются элементы драматизации, настольный театр).
Одним из важных приёмов работы с художественными текстами является рассматривание серий сюжетных картин, отражающих последовательность событий в произведении. При рассматривании таких картин детям предлагаются различные виды работы: составить рассказ, придумать к заданному началу окончание, восстановить недостающие звенья истории того или иного персонажа, подобрать иллюстрации к прочитанному тексту и т.д. Внеклассное чтение способствует обогащению словаря учащихся, помогает уточнять значение слов и оборотов речи. Это оказывает положительное влияние на развитие их речи на занятиях также проводится большая работа со слуховой аппаратурой, с экраном для развития слуха детей.
Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: книга должна развивать ребёнка, но и одновременно – доставлять удовольствие.
Заканчивая своё выступление, хочется сказать словами В.А. Сухомлинского: «Руководить духовно-нравственным воспитанием- это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том , что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»
Доклад
Тема
«Воспитание духовно – нравственных качеств личности
на – занятиях по внеклассному чтению»
Подготовила и прочитала
на МО воспитателей:
Гладышева Л.Л.