ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ


Теоретические подходы в формировании качеств личности в патриотической работе
1.1 Патриотическое воспитание: сущность и содержаниеПонятие «патриотическое воспитание» связано с осознанием сути «патриотизма», с формированием личности человека-патриота, любящего свое Отечество, преданного своему народу, постоянно действующего во имя своей Родины, желающего, умеющего защищать ее, готового на жертвы и определенные лишения ради ее процветания.
Патриотизм – это высокое чувство любви к Родине, свойственное большинству людей, живущих на своей родной земле, глубокое понимание ими собственного гражданского, профессионального и воинского долга, ответственности за все происходящее в стране, за ее будущее.
Патриотизм – это совокупность мыслей, убеждений, эмоций и действий, нацеленных на неизменное формирование, благосостояние своей Родины, обеспечение духовно-нравственной, экономической, военной, экологической и другой безопасности личности, общества, страны, на целенаправленную активную деятельность по разумному удовлетворению духовных и материальных потребностей каждого гражданина, живущего и действующего в своем Отечестве [4].
Патриотизм – это движение, зовущее вперед, фактор духовного плана, способствующий сохранению всего положительного, что накопили человечество, конкретный народ, общество и государство, в котором проживает и действует реальная личность, это форма ее существования.
Главными качественными характеристиками патриотизма считаются:
1.неизменное чувство связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих на родной земле;
2.любовь к своему Отечеству, государству, выраженная в определенных делах, действиях, поступках;
3.развитое чувство гордости за свое Отечество, за свой народ, за символы страны;
4.нравственная ответственность каждого человека за судьбу Родины, своего народа, за их современное состояние, за их будущее;
5.развитое чувство гражданского, профессионального и воинского долга по выполнению своих конституционных обязанностей, ответственность за результаты своего труда;
6.желание, стремление и умение защищать Родину, отстаивать ее интересы, гарантировать безопасность во всех сферах жизни своего Отечества;
7.обширная деятельность государственных, частных структур, каждого гражданина в целях процветания Родины, своего народа, увеличения ее международного авторитета;
8.верность ценностям, положительным традициям, идеалам своей страны, своего народа, своей профессии;
9.внутренняя готовность и конкретная деятельность по сохранению и приумножению славы своего Отечества, проявлению чести и совести гражданина и воина Вооруженных Сил России;
10.неизменное чувство величия своей Родины;
11.целенаправленная и активная деятельность по сохранению русской культуры, культурно-национальных ценностей всех народов, населяющих Россию, в области литературы, музыки, театра и других видов искусства;
12.достойное проявление своих возможностей и способностей как гражданина России в области физкультуры и спорта, в достижении мировых результатов на Олимпийских играх, на чемпионатах мира и континента.
Реальное проявление патриотизма, обязательно связано с установкой «Я должен…!» Подлинный патриотизм – это не девизы, не красивые призывные речи и слова, а настоящая действительность человека, действия и поступки, которые проявляются в устойчивом отношении его к своему прошлому, настоящему и будущему, к судьбе и делам Родины, российскому Отечеству, к своим конституционным правам и обязанностям, к профессии, к окружающим людям, к лично себе.История и практика доказали, что патриотом военнослужащий не рождается. Он становится им под воздействием среды обитания, жизненных условий, характера деятельности и воспитания. Осознание себя патриотом проходит непростой путь взаимосвязи общественного и личного сознания, формирования и становления патриотических убеждений, эмоций, интеллектуальных, волевых умений, действий, высоконравственных привычек поведения. Все это, кроме того, осуществляется через систему взаимодействий, опосредованных воздействий, непосредственных целенаправленных действий.
На базе понимания сути патриотизма и ведётся патриотическое воспитание, базирующееся на принципе историзма, опыте и практике жизни народов, стран, на передовых идеях и воспитательных технологиях [11].
На современном уровне становления теории и практики сущностная сторона патриотического воспитания граждан Российской Федерации может рассматриваться в нескольких аспектах и направлениях.
Во-первых, патриотическое воспитание - это трудное социально-педагогическое явление, связанное с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к труду на благо Отечества, с его социализацией, с формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, непрерывно чувствовать связь с ней, защищать ее интересы, беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, ценить культурные ценности, непрерывно стремиться к обеспечиванию безопасности личности, общества и страны. В данном случае речь идет о патриотическом воспитании в самом широком значении данного слова [5].
Во-вторых, патриотическое воспитание следует рассматривать как один из факторов формирования и становления человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, эмоциями и интенсивными действиями во имя возрождения и процветания России, защиты ее интересов. Понятно, что на личность, на общество в целом воздействует немало разных причин:
1.макросреда со своей господствующей идеологией, политикой, экономикой, правом, моралью, различными социальными институтами;
2.микросреда – семья, школа, трудовой коллектив;
3.природная среда, в которой живет человек;
4.характер трудовой и профессиональной деятельности;
5.процесс целенаправленного воспитательного воздействия на личность и коллектив (группу) людей.
Все отмеченные факторы находятся в тесном взаимодействии, вместе с тем любой из них обладает условной самодостаточностью и оказывает различное воздействие на создание и формирование патриотических убеждений, эмоций, действий конкретного человека и всего народа.
В-третьих, патриотическое воспитание рассматривается как комплекс (совокупность, синтез, сплав) общих и личных целей, задач, установок, характеризуемых общечеловеческими, государственно-национальными, профессиональными и личными ценностями.Само понятие «патриотизм» выступает как важная ценность, которую нужно каждому осмыслить, понять и принять к руководству в жизни, в профессиональной деятельности. Главные ценности патриотического воспитания представлены в качественных характеристиках патриотизма и при рассмотрении его сущности [2].
В-четвертых, патриотическое воспитание есть непростая управляемая система, включающая многообразие взаимно связанных частей, параллельных и вертикальных, внутренних стабильных взаимосвязей и взаимоотношений беспристрастного и субъективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.
В-пятых, под патриотическим воспитанием следует понимать специфический процесс целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов, воздействия и действия на психологию личности, коллектива (группы людей), общества в целом.
Патриотическое воспитание – это и особый вид разносторонней, скоординированной, целенаправленной деятельности государственных органов, ведомств, политических партий, общественных объединений и организаций, средств массовой информации, управляющих, командиров и начальников, всех категорий педагогов по формированию и развитию у российских граждан, военнослужащих высокого патриотического сознания, благородного чувства любви к своему Отечеству, верности его лучшим традициям, эталонам, готовности достойно выполнять свой гражданский и воинский долг, конституционные обязанности, побуждению их к духовно-нравственному и профессиональному самосовершенствованию [14].
Патриотическое воспитание, как специфический процесс и особый вид человеческой деятельности, как сложное социально-педагогическое явление, многофункционально. Главными его функциями считаются:
1.формирующе-развивающая, связанная с формированием личности, качеств, характеризующих суть гражданина-патриота, постоянное формирование их;
2.функция побуждения к самосовершенствованию путем самовоспитания;
3.профилактическая функция, реализация которой позволяет прогнозировать и предостерегать проявления антипатриотических убеждений, эмоций, действий и поступков;
4.функция перевоспитания, реализуемая в процессе патриотического воспитания при работе с людьми с отклоняющимся поведением, с социально и педагогически запущенными лицами, у которых сформировались негативные стандарты и которые не верят либо не принимают саму мысль патриотизма;
5.мобилизационная функция; как правило, она имеет место быть и реализуется тогда, когда человеку нужно мобилизовать свои внутренние силы в целях преодоления проблем, выполнения своего гражданского и воинского долга.
1.2. Система патриотического воспитания в современной РоссииВ настоящий момент в Российской Федерации действует около 2000 организаций, которые имеют непосредственное отношение к делу военно-патриотического воспитания молодежи . Эти организации, по самым скромным подсчетам, охватывают более 100 тысяч юношей и девушек. В разной форме сохранились все методы военно-патриотического воспитания, существовавшие с советских времен, - такие как Суворовские и Нахимовские военные училища, ДОСААФ, военно-патриотические клубы, - а также возникло очень много новых. Большая часть из них вписываются в рамки Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».
В итоге принятия данной программы, организации, работающие с детьми и молодежью, приняли единый ориентир для своих бессчетных направлений деятельности [6].
Структурой, призванной решать организационные, методические и информационные задачи в системе патриотического воспитания граждан, считается государственное учреждение Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации («Росвоенцентр»).
Данная организация была образована в 1997 году постановлением Правительства РФ с целью разработки и реализации «программ и планов по решению задач военно-исторического, мемориального и культурно-воспитательного характера, по поддержке и консолидации движений ветеранов войн, ветеранов военной службы и правоохранительных органов».
С 2001 года главным направлением деятельности данной государственной структуры становится обеспечение реализации принятой в РФ Государственной программы патриотического воспитания граждан, а впоследствии - и разработка концептуальных основ следующей, рассчитанной на 2016-2020 годы.
Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают правительство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода публичные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие.
Главные структуры, целью которых считается патриотическое воспитание, на сегодняшний день, можно разделить на три категории: государственные, общественно-государственные, и общественные [18].

Рис. 1 - Организации патриотического воспитания в России
Примерами первых считаются Суворовские и Нахимовские военные училища и кадетские корпуса, вторых - ДОСААФ как общественно-государственная организация, третьих - разные военно-патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации и клубы, военно-патриотические клубы при РПЦ и различные скаутские организации (Рис. 1).
При наличии различных трактовок термина «патриотизм», на государственном уровне, у всех политических движении, партий существует точное понимание надобности формирования системы патриотического воспитания, которая бы пронизывала все слои и социальные категории общества.
Несмотря на произошедший развал системы массового патриотического воспитания граждан в постсоветское время, на нынешний день в обществе сформирован совершенно явный запрос на восстановление данной системы.
Однако разрозненные попытки государственных органов создать новые либо усовершенствовать имеющиеся воспитательные структуры, оставшиеся от СССР, оказываются неудачными и более напоминают оперативное заделывание пробоин. Часто это связано, с одной стороны, с попыткой базироваться лишь только на государственные и общественно-государственные воспитательные структуры, не учитывая их объективные проблемы, утрату прежнего воздействия на молодежь и утрату значимой части своей материально-технической базы [3].
В то время как многочисленные и уже зарекомендовавшие себя независимые организации и объединения, обладающие значимым потенциалом для привлечения молодёжи и, самое главное, движимые искренним энтузиазмом, по-прежнему не имеют должной помощи на государственном уровне. С другой стороны, решение задач экономического восстановления державы и преодоления кризисных явлений экономики не позволяло, вероятно, государственным органам использовать системный подход к вопросу патриотического воспитания будущих поколений людей, привлечь к данному процессу все заинтересованные общественные институты, объединять и направлять их усилия [22].
Сейчас совершенно очевидно, что нужно отказаться от тактики латания дыр и подойти к решению данной проблемы комплексно, начав создавать новую систему целостного патриотического воспитания граждан России. При этом принципиально увязывать государственные и общественные формы патриотической, военной и допризывной подготовки в единую систему с прозрачными механизмами администрирования и финансирования.
 
1.3. Психофизиологические проблемы молодежи, как объекта патриотического воспитанияРазвитие патриотизма и гражданственности современной российской молодежи, ее нравственно-патриотическое самоопределение, формирование у нее патриотических ценностей становятся главной основой современных концепций обучения патриотизма в новых условиях «российского жизнеустройства». Истоками формирования патриотической направленности молодых людей по своей природе считается больше психологическими и физическими, чем общественно-публичными механизмами.
Психологическими инструментами формирования патриотических чувств считаются: уровень становления эмоциональных процессов у человека (ощущений, восприятий), общественно-психологическое настроение человека и его характер. К примеру, в условиях социалистического общества важной чертой характера людей был советский патриотизм - сформированное высшее социальное чувство [28].
Был сформирован особенный психологический склад личности. Базовыми чертами людей того времени считался патриотизм и тесно соприкасающиеся с ним коллективизм, убежденность в будущем своего народа, отечества; социальный оптимизм и другие общественно-психологические характеристики.
Как показывает социальный опыт и социальная практика эмоционально-волевые качества, ощущения, представления, характер – все это проявление психических процессов, которые участвуют в формировании патриотических эмоций, патриотического настроения и активизируют их [7].
Известный советский психолог Б.Г. Ананьев отмечал, что характер выражает не только конкретную целостность личности, но считается условием этой цельности. Именно характер считается мерилом степени единства направленности и деятельности, формы и содержания, психической жизни личности, отображающей социальную жизнь. При этом он указывал, что «цельность личности - не природный дар, а исторически возникающее социальное качество психического становления личности». В своей программе изучения характера подростка другой советский психолог - А.Г. Ковалев -наравне с идейной убежденностью, честностью, искренностью относил патриотизм к идейно-нравственным чертам характера.
Средством психологического инструментария в сознании человека «как высшей формы развития психики» происходит отображение всей окружающей реальности, создаются формы взаимоотношений молодых людей к миру в целом, к данному обществу, Родине, народу и истории своей державы. Наиболее ясно проявляется отношение молодых людей к своей Родине, народу, гордости за их прошлое и настоящее через сформированное социальное чувство – патриотизм.
Хотелось бы выделить, что психологические механизмы и диспозиции считаются основными составляющими в организации воспитательно-образовательного процесса вообще и в нравственно-патриотическом и военно-патриотическом воспитании в частности. Принципиально отметить, какое огромное значение приобретают вопросы исследования психологических механизмов для понимания процесса развития патриотизма молодых россиян [8].
Понятно, что любая воспитательная система имеет объект, на который она воздействует. В качестве объекта военно-патриотического воспитания выступают различные группы населения державы. В этой связи необходимо рассмотреть специфические особенности молодежи как общественно-возрастной категории общества. Данная группа имеет сложную структуру, в которой ученые выделяют подгруппы по классовой и национальной принадлежности, по основному виду деятельности. Каждая из данных подгрупп имеет свои особенности, но в тоже время российской молодежи принадлежат общие черты.
Расширение диапазона духовных интересов молодежи закономерно рождает у нее и новое отношение к проведению своего свободного времени. У молодых людей увеличивается потребность в более содержательном досуге. Бесцельное времяпрепровождение, «знакомство» со спиртными напитками, наркотиками – оборотная сторона медали, реальный и нередко бурный протест молодежи против неумения увлечь ее интересным делом.
Неудовлетворенность досугом либо неосуществимость воплотить свои духовные потребности в социальной практике приводят к образованию неформальных, трудно контролируемых юношеских структур, выходящих за рамки традиционных микрогрупп. Изучение этих структур показывает присутствие в них внутренней дифференциации по интересам [19].
Анализ основных социальных потребностей молодежи имеет принципиальное значение для увеличения эффективности военно-патриотического обучения. Потребности в творческом, увлекательном, приносимом моральное и материальное удовлетворение высококвалифицированном труде создает благоприятные условия для формирования интересов молодежи, в сфере ратного труда, характер которого поменялся под воздействием преобразований в военном деле. Увеличение общественной активности молодых людей, их политизация способствуют овладению политическими знаниями [2].
Внутренний мир молодых людей психологически необычайно труден и в такой же мере подвижен, изменчив. Восхождение человека не только по ступеням времени, но и по ступеням общественного развития стремительно. При этом принципиально помнить, что восхождение в пору юности сопровождается не только благотворными порывами души, но и максимализмом, конформизмом. Молодые люди, страдающие этими пороками, в особенности трудно приживаются в воинском коллективе. Это обусловлено самой сутью и характером ратного труда, мерилом успеха которого считается совместная деятельность всех ради достижения общей цели.
Противодействуя конформизму, принципиально формировать ответственность. Добиться, чтобы такая помощь пришла вовремя, а главное, была бы с интересом и признательностью воспринята, бывает сложным и достаточно тонким делом. Молодежь исключительно взыскательна к информации: она требует глубины анализа, размышлений, не приемлет избитых истин.
В системе социальных ценностей юношества огромное место занимает ориентация на предстоящую воинскую службу. Уже сама надобность расстаться с привычной жизнью, влиться в новый коллектив, подчиненный серьезным уставным требованиям, изменить собственные планы на будущее не может не вызвать изменений не только в сознании, но и в поведении молодого человека.
Это не может пройти для него бесследно и не вызвать нарушения межличностных связей. Предстоящее расставание с родителями, близкими, друзьями вызывает, хотя разные по своей силе, но довольно серьезные переживания. Определенное беспокойство возникает перед необходимостью подчинения воле другого человека – командира, армейскому укладу, предписаниям воинской дисциплины [27].
По данным социологического исследования, проведенного среди призывной молодежи 47% призывников на первом году службы тяжело переносят разлуку с родными, 29% встретились со значительными проблемами во время адаптации в коллективе, 26,5% опрошенных заявили, что они болезненно реагировали на строгую регламентацию армейской жизни.
Итоги того же изучения говорят, что подавляющее большинство молодых людей оказалось неподготовленным к обслуживанию самих себя, в бытовой сфере. По мнению опрошенных офицеров, лишь около 24% призывников психологически готовы к службе.
Во многих случаях это является последствием излишне заботливой, чрезвычайно снисходительной родительской опеки, которая рождает робость и растерянность молодым человеком перед проблемами. Неспособность без помощи других принимать решения. Вот почему важно так поставить военно-патриотическую работу, чтобы любое мероприятие, нацеленное на создание у юношества оборонного сознания, преследовало бы и цели выработки у молодых людей иммунитета к трудностям [3].
Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что российскую молодежь как объект военно-патриотического обучения следует рассматривать в двух тесных взаимосвязанных аспектах.
Во-первых, как социальную категорию, а также представителей разных национальностей, которым присущи общие социальные черты, унаследуемые от социалистического общества.
Во-вторых, молодежь можно рассматривать как особую возрастную категорию с присущими ей специфическими социально-психологическими качествами.
Особого внимания в свете военно-патриотического обучения требуют к себе молодые войны, принимавшие участие в оказании интернациональной помощи Республике Афганистан и участвующие в боевых действиях в Чечне.
Как показывают психофизиологические и общественно-психологические исследования, данная группа молодых людей отличается наиболее трудным диапазоном общественного сознания, высокой социальной зрелостью и жизненным опытом, полученным в короткие сроки под воздействием экстремальных условий. С психофизиологической точки зрения они отличаются от своих сверстников эмоциональной адаптированностью к устрашающим реалиям современного боя [4].
В ряде случаев это приводит к эмоциональной холодности, к импульсивному или депрессивному стереотипам поведения. Однако в целом данная категория молодежи, отличалась от своих сверстников более высокой социальной зрелости, может быть использована как мощная сила активизации военно-патриотического воспитания в решении задач перестройки и ускорения социально-экономического прогресса в современных условиях [1].
Все это дает основание говорить об острой необходимости активного вовлечения молодых людей в социальную практику, в разностороннюю общественно полезную деятельность, использования их в организации военно-патриотической работы, в пропаганде героических подвигов воинов-продолжателей традиций защитников Отечества.
Также система военно-патриотического воспитания должна быть нацелена на пропаганду мужества, отваги и стойкости воинов-интернационалистов.