Воспитательный потенциал истории в формировании духовно — нравственных качеств личности


Воспитательный потенциал истории в
формировании духовно – нравственных ценностей личности.
Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно - нравственное развитие и воспитание личности происходит в школе. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями – совесть, гуманность, порядочность, патриотизм, чувство долга, благородство, ответственность, в их неразрывной связи с проблемами реальной жизни, с жизнью всей страны, с семьей, с обществом, культурой, человечеством в целом. Высокая степень и доступность информатизации делает наших детей грамотнее, образованнее, информированнее, но одновременно и уязвимее. Массированная атака телевидения, Интернет уничтожает в детях добро, совесть, порядочность, губит детские души. Родители зачастую не знают, чем интересуются и как развиваются их дети. Тем важнее и значимее роль учителя, который должен помочь ребятам отличить истинные ценности от ложных, через содержание учебного материала воздействовать таким образом, чтобы детям хотелось быть добрыми, ответственными, толерантными, гордиться тем, что живут в великой стране – России, на героической Сталинградской земле. Для создания целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи необходимо выстроить уклад школьной жизни, включающий урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Изучение на уроках героических страниц истории России представляет богатые возможности патриотического, духовно – нравственного воспитания учащихся. Ещё древние называли историю «наставницей жизни». Такой подход к истории вполне обоснован, ибо в ней аккумулируется разнообразный человеческий опыт, который передаётся из поколения в поколение через результаты трудовой деятельности, культурное наследие, боевые и духовные традиции. Ресурсами педагогического воздействия являются: достоверная информация, яркие примеры, нравственные культурные образцы поведения, исторические герои, пример личного поведения, системные знания, развивающая среда, эффективная деятельность, полноценное общение.
Содержание уроков по истории России позволяет работать с такими понятиями как Русь, Отечество, герои и защитники Отечества, храмы, святые и др. Уроки, на которых рассматриваются монголо – татарское завоевание Руси, борьба с немецкими рыцарями, события Отечественной войны 1812 года позволяют видеть, как ребята переживают те трагичные для Отчизны времена и как горят их глаза, когда изучаются темы, в которых русские герои освобождают от завоевателей Родину. Изучение жизни и деятельности князя Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, гусара Дениса Давыдова, М.И.Кутузова и др. позволяют сформировать у ребят понимание того, что они являются потомками тех великих людей, жизнью и поступками которых мы и сейчас гордимся. Благородный гражданский и нравственный опыт лучших людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании. Формируя патриотическое сознание и патриотические чувства, курс истории активно влияет на мотивы поведения учащихся, на воспитание их нравственных качеств, которые реализуются в поведении.
Внеурочная деятельность по духовно – нравственному воспитанию, воспитанию патриотизма включает многообразные формы работы: работа кружков, клубов, школьных музеев, предметных недель, исследовательская работа, проектная деятельность, организация праздников, встреч, конкурсов.
С 2003 года я являюсь руководителем краеведческого кружка. За годы работы кружка собран большой краеведческий материал на различные темы, но ведущими были и остаются темы возникновения города, сбор исторических документов и реликвий, их изучение и оформление, встречи со старожилами, участниками Великой Отечественной войны, наш край во время Сталинградской битвы, настоящее и будущее района и города. Собранные краеведами материалы пополнили экспозиции школьного краеведческого музея.
С целью развития познавательного интереса к истории своей малой Родины, формирования гражданственности и патриотизма, любви к своему краю провожу экскурсии: к историко-краеведческому памятнику основания города, к переправе, в районный историко- краеведческий музей. Считаю, что такие экскурсии формируют историческую память подрастающего поколения, формируют их духовность. Знакомство с родным городом, с его памятными местами способствует формированию личности, расширению знаний об окружающем мире, осознанию себя представителем своего народа, развитию гражданственности.
Краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это операция «Обелиск», целью которой является забота о памятниках, братских могилах, которые находятся далеко от людей и требуют особого внимания и заботы, «Тимуровский десант» - оказание помощи ветеранам войны, труженикам тыла, которые в ней нуждаются. К 70- летию Победы в Сталинградской битве члены кружка разработали проект «Поклонимся героям тыла», организовали школьные краеведческие чтения «Левый берег Волги в период боёв за Сталинград», выпустили газету «Сохраним победу в сердце», провели конкурс презентаций «Бессмертен ваш подвиг, герои Сталинграда», конкурс эрудитов «Ты живёшь на земле Волгоградской», устный журнал «Дороги жизни» Сталинграда», фотоконкурс «Память Сталинграда в наших сердцах». Учитель не может допустить, чтобы души юных граждан пронизало безразличие к Отечеству и всему, что происходит вокруг него. Сегодня именно школа – то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России, людей активных и толерантных, которые будут гордиться своей Родиной, приумножать её славу.