Доклад Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных качеств личности


Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира. Развитие и воспитание ребёнка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности, заданной ориентации. Главная нагрузка на обеспечение связи с семьёй в нашей школе-интернат ложится на плечи классного руководителя и воспитателей.. Свою деятельность мы организуем через родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности по поддержанию контактов с семьёй является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя и воспитателей является просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях - соблюдение единства требований семьи и школы. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся разногласий. Острой проблемой является нравственное воспитание подрастающих поколений, различные аспекты которой приходится обсуждать на родительских собраниях. К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей. Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль. «Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всём должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном всё-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, то семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега - ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу. Семья даёт ребёнку, как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа всё- таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребёнка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребёнок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.В нашем классе – 23 ученика, из них:7 – девочек и 16 – мальчиков; Изучая анкеты, я пришла к следующим выводам:
- родители не вполне владеют информацией о своём ребёнке (с кем дружит, чем интересуется, чем увлекается);
- родители затрудняются при ответе на вопросы, касающиеся индивидуальных особенностей детей;
- в 75% семьей на первом месте стоят дела, а потом дети;
- в 15% семей организовывают совместное проведения досуга
- только 20% семей, где дети и родители являются настоящими друзьями;
- и самое главное – родители очень мало времени проводят с детьми (в среднем 15–20 минут в день).
Исходя из всего выше сказанного я пришла к выводу, что необходимо направить усилия на сближение детей и родителей, создать условия для совместного общения, сблизить интересы родителей, педагогов по формированию личности учащегося, создать условия для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности в реальной жизни, развивать коммуникативные качества.
Задачи программы:
Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе.
Пропаганда семейных ценностей.
Развитие инициативы и творчества.
Приобщение к культурному наследию своего народа.
Формирование позитивных межличностных отношений.
Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями в современных условиях.
Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей.
Изучать индивидуальные интересы и потребности ребят.
Способствовать формированию нравственных качеств через разнообразную творческую деятельность.
Демонстрировать родителям, учителям достижения ребят.
Создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.
Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы внеурочной деятельности в воспитании школьников.
Оказание родителями помощи в оформлении класса.
Оформить альбом “Наша дружная семья” совместно с родителями.
Ожидаемые результаты:
Осознание ребёнком социальной значимости своей семьи.
Активизация родителей в решении воспитательных задач школы.
Снижение асоциальных проявлений у школьников.
Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.
Оформление альбома “Наша дружная семья”.
Создание системы традиционных семейных праздников.
Семейное оформление папки – портфолио на своего ребенка к окончанию школы.