Конспект урока по теме Морфологический разбор имени существительного (6 класс)

Тема: « Морфологический разбор имени существительного».



Цели урока:
Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение заинтересованности учащихся в приобретении знаний, развитие воображения.
Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры, обучение делать морфологический разбор имени существительного.
Воспитательная: пробудить интерес у учащихся к русскому языку.

Ход урока.

I Организационный момент.

Приветствие.

II Актуализация знаний.

- Любите ли вы путешествовать?
- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы совершим путешествие. А встретимся мы с галактикой имени существительного.

Слайд № 1.

- А как вы понимаете слово «галактика»?
(гигантская звездная система)

-Перед отправлением нам нужно собрать снаряжения.
-Какие морфологические признаки мы определяем у существительных?

Создание модели.
Имя существительное


Падеж число род склонение одуш./неодуш. Собств./нариц. Синтаксическая роль

- Это наша галактика. Это наши планеты.
- А сейчас давайте определим, у каких планет есть свои спутники.
(у рода, числа, склонения)

III Формирование знаний.

- Сравните тему урока с моделью, которая у нас получилась и определите, чем мы будем заниматься на уроке?
- Какова цель нашего урока?
(повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль, научиться правильно определять морфологические признаки имени существительного)
- Справиться со всем этим нам поможет посещение галактики имени существительного.
- А эта модель будет нашим маршрутом следования.
- Скажите, а удобно ли ходить в гости без приглашения?
- Чтобы получить приглашение, надо поработать с текстом.

-Открываем тетради, записываем число, тему урока.( Слайд № 2)

Слайд № 3. Задание: Переписать текст, найти в нем имена существительные, подчеркнуть их как член предложения, поставить к ним вопросы.

Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начинается его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.

Проверка по слайду № 4.
Космический (что?) корабль оторвался (от чего?) от Земли. Скоро начинается его (что?) полет (где?) в открытом космосе.(перед кем?) Перед человеком открывается звездный (что?) мир.

-Проверьте свое задание и если вы выполнили все верно, то поставьте себе оценку на полях карандашом.

-Молодцы, все допущены к полету.
Раздаются модели ракет.

-Вы все являетесь капитанами своих кораблей. Подпишите их.

-Все готовы к полету? На старт! Поехали!
- Вот уже мы направляемся к галактике имен существительного. Перед нами звездное небо. (Слайд № 5)

-Ребята, а почему одни планеты у нас одного цвета, а другие другого?
(одни обозначают постоянные признаки , а другие непостоянные.

-Почему они называются постоянными и непостоянными?
(постоянные признаки присущи имени существительному всегда, а непостоянные могут изменяться)

- Почему эта планета не похожа на все остальные?
(потому что она обозначает синтаксический признак, а те морфологические).
-Каким членом предложения может быть имя существительное? (любым)

-Итак, перед вами алгоритм выполнения морфологического разбора. Одно существительное мы разберем вместе, а одно вы разберете самостоятельно.

-Существительное «перед человеком» разбирают самостоятельно.
-Обменяйтесь работами и проверьте друг друга.

Слайд № 6.
(морфологический разбор существительного перед человеком)
Физкульт. пауза. Я буду называть слова. Если оно связано с космосом, то вы должны присесть, а если нет, то вы должны будете сделать хлопок.

Книга, полет, звезда, дневник, спутник, ручка, Солнце, космос, учебник, тетрадь, планета, космонавт, галактика, карандаш, метеор, орбита.

IV Формирование умений, навыков.

-Давайте запишем слова, на которые вы приседали.

(Слайд № 7).

Полет, звезда, спутник, Солнце, космос, планета, космонавт, галактика, метеор, орбита.

-Почему слово «Солнце» написано с заглавной буквы?

- Здесь есть слова, значение которых вам не сосем понятны. Некоторым из вас было дано индивидуальное задание: выписать значение некоторых слов из толковых словарей.

Метеор - вспышка небесного тела(метеорный дождь(звездный)).
Орбита – путь движения небесного тела(Земная орбита).
Спутник – небесное тело, обращающаяся вокруг Земли(Луна-спутник Земли).
Космонавт – специалист, совершающий полет в космическом пространстве.
Звезда – небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка.
Солнце – небесное светило - раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

Задание: Составьте 3-4 словосочетания с этими словами (желающие несколько связных предложений).

Слайд № 8.

-С нами на связь вышел инопланетянин, у него есть к нам просьба. Он хочет, чтобы мы в следующий раз привезли жителям этой планеты некоторые предметы.
- Прочитайте ,пожалуйста, записку.
Сахары, чернило, молоки, металлы, сметаны, бензины, ножница, брюка, очка, Саня, цементы, вермишели, ветчины и дрожа.

-А что вы смеетесь?
-А как надо правильно прочитать эти слова?
-А в чем особенность этих существительных?
-Распределите их на 2 группы.(2 ученика у доски)
(сахар, молоко, металл, сметана, бензин, цемент, вермишель, ветчина)
(чернила, ножницы, брюки, очки, сани, дрожжи).

V Итог урока.

-Ну что ж, пришло время прощаться с жителями данной планеты и на прощание прочитаем стихотворение Р.Горской «Я мечтаю».



Я мечтаю о звёздных полётах,
Намечаю маршруты путей,
Межпланетным я стану пилотом,
Только б вырасти мне поскорей,
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Знаю я, что минута настанет –
В дальний рейс поведу самолёт.

- Наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся домой.

Слайд № 9.

-Мы должны проверить ,не прошло ли наше путешествие без пользы. А сможем мы это сделать, ответив на вопросы теста.

Слово изучается как часть речи в разделе:
А) синтаксис
Б) словообразование
В) морфология

Имя существительное – часть речи, которая обозначает:
А) действие предмета
Б) предмет
В) признак предмета

имя существительное обладает признаком:
А) спряжение
Б) одушевленность/неодушевленность
В) род

Данное слово является именем существительным:
А) белизна
Б) белить
В) побелка.

В предложении Однажды мы отправились в музей имя существительное имеет морфологические признаки:
А) нарицательное,
Б) неодушевленное,
В) м.р.
Г) 3 скл.
Д) Р.п.
Е) ед.ч.

Выделенное существительное является дополнением в предложении:
А) Мы увидели корзину с яблоками,
Б) В театре мы встретили школьных друзей,
В) Я часто вспоминаю о своей собаке.

- До свидания.

Домашнее задание

С составленными в классе словосочетаниями составить 2 предложения и сделать морфологический разбор 3-х имен существительных.
















































15