Синтаксическая роль предлога в предложении. Морфологический разбор.


63 урок 7 класс
Тема: Синтаксическая роль предлогов в предложении. Морфологический разбор предлогов.
Цели урока:
- познакомиться с синтаксической роль предлогов в предложении, морфологическим разбором предлога (планом разбора, устным и письменным разбором);
- развивать умение определять морфологические признаки предлогов.
- воспитывать внимательность, наблюдательность, умение работать в парах.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
- Тема нашего урока «Синтаксическая роль предлогов в предложении. Морфологический разбор предлога». Мы поговорим о роли предлогов. Мы познакомимся с планом разбора, будем разбирать предлоги устно и письменно. А теперь откройте тетради, запишите, как обычно, число, тему урока.
Ш. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке у нас было изложение, поэтому вместо проверки домашнего задания мы ответим на несколько вопросов, повторив тему, которую мы сегодня заканчиваем.
За правильные ответы вы ставите себе плюсы на полях.
- Какую часть речи мы изучаем?
- Для чего она служит?
- На какие два вида они делятся?
- На какие три типа их можно разделить?
- приведите примеры.
IV. Новая тема. Работа с учебником:
- Ваши учебники открыты. Сейчас вы внимательно изучите материал параграфов 50-51, а также просмотрите упражнения на этих страницах. Вы должны это сделать за 5 минут.
Время пошло.( Самостоятельная работа учащихся).
2) – А теперь закройте учебники и ответьте на мои вопросы. За правильный ответ ставьте плюс на полях вашей тетради. Внимание вопросы:
- Какую роль играют предлоги в предложении?
- Какие характеристики предлога входят в морфологический разбор?
Не забывайте ставить плюсы за правильные ответы.
-Как вы думаете, можно ли обойтись без этих маленьких слов в нашей речи?
-Назовите предлоги, образованные от наречия, существительного, деепричастия?
3) Словарная работа.
Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.
-Что это за предложение? Как мы их называем? (Пословицы)
-Как вы ее понимаете?
Что же такое пословица?(Варианты ответов)
Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, советует, наставляет, предупреждает.
Какое из этих слов в пословице нам уже знакомо как словарное?
Есть ли предлоги в этом предложении?
Какое значение придает предлог в.
Запишем пословицу.
4) Работа с учебником.
Итак, мы достигли первой цели урока: мы узнали, что предлог не является членом предложения, но выполняет очень важную функцию: связывает слова в предложении.
– А сейчас снова откройте учебник, внимательно изучите план разбора и примеры устного и письменного разборов. Время изучения не более 5 минут.
5) Работа в парах. Повторение морфологических признаков предлога.
Учащиеся друг другу рассказывают морфологические признаки предлога. Ставят друг другу плюс или минус.
Физкультминутка.
А теперь, ребята, послушайте стихотворение о предлогах.
Чудесный выдался денёк, а я учу уроки.
Я твёрдо должен знать урок: у нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза, скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”? Что значит – “за”?
И “за” и “по” - предлоги”…
А хорошо бы – за порог и мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги!
-А сейчас пока вы школьники, главный ваш труд – это учеба, хорошее, крепкое знание.
V. Закрепление темы. Выполнение письменных и устных разборов.
1) - А теперь обратимся к тесту упражнения № 407. Назовите предлог во 2 предложении. ( в течение)
- Желающий может выполнить разбор. (Один из учеников выходит к доске)
I. В течение – предлог. В течение лета отец много работал. (род.п.).
II. Морф. признаки: неизменяемое слово, составной, производный.
III. Не член предложения.
- Найдём остальные предлоги и выполним разборы устно.
Задание на смекалку.
Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного?
(к-от)
3) Работа по карточкам. Дифференцированные задания.
- Первую карточку выполняют слабые учащиеся. Карточку 2 – сильные.
Карточка №1
Выпишите предлоги:
1 вариант: производные,
2 вариант: непроизводные.
Из-за, в, вслед, в связи, по-за, несмотря на, по- над, во время, вследствие, из-под, у, над, в течение, вокруг, при, благодаря, от, вдоль.Карточка №2
Сначала спишите простые предлоги, а потом составные. С выделенными предлогами составьте предложения и выполните морфологический разбор одного из них.
Из-за, в, вслед, в связи, по-за, несмотря на, по- над, во время, вследствие, из-под, у, над, в течение, вокруг, при, благодаря, от, вдоль.VI. Итог урока:
Что мы сегодня изучили на уроке?
Чем морфологический разбор предлога отличается от других, ранее изученных частей речи?- 3) Теперь подведём итог урока. Посчитайте, сколько заработали плюсов? (Выставляются оценки по итогам).
VII. Рефлексия:
- На улице зима. Скоро весна!
- Кто из вас любит лепить из снега снеговиков?
Найдите снеговиков у вас на столах. Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваш снеговик голубой.
— Если что-то не получалось, снеговик белый.
— Если ничего не получилось, то снеговик серый.
VIII. Д/з (всем) пор.51 прочитать.
Уровень – написать эссе на тему «Зачем нам нужны предлоги?»
Уровень – сделать морф.разбор простого, составного, сложного предлогов.
Приложения далее
Карточка №1
Выпишите предлоги:
1 вариант: производные,
2 вариант: непроизводные.
Из-за, в, вслед, в связи, по-за,
несмотря на, по- над, во время, вследствие, из-под, у, над,
в течение, вокруг, при, благодаря,
от, вдоль.
Карточка №2
Сначала спишите простые предлоги, а потом составные. С выделенными предлогами составьте предложения и выполните их морфологический разбор.
Из-за, в, вслед, в связи, по-за, несмотря на, по- над, во время, вследствие, из-под, у, над, в течение, вокруг, при, благодаря, от, вдоль.Карточка №1
Выпишите предлоги:
1 вариант: производные,
2 вариант: непроизводные.
Из-за, в, вслед, в связи, по-за, несмотря на, по- над, во время, вследствие, из-под, у, над, в течение, вокруг, при, благодаря,
от, вдоль.
Карточка №2
Сначала спишите простые предлоги, а потом составные. С выделенными предлогами составьте предложения и выполните их морфологический разбор.
Из-за, в, вслед, в связи, по-за, несмотря на, по- над, во время, вследствие, из-под, у, над, в течение, вокруг, при, благодаря, от, вдоль.Карточка №1
Выпишите предлоги:
1 вариант: производные,
2 вариант: непроизводные.
Из-за, в, вслед, в связи, по-за, несмотря на, по- над, во время, вследствие, из-под, у, над, в течение, вокруг, при, благодаря,
от, вдоль.
Карточка №2
Сначала спишите простые предлоги, а потом составные. С выделенными предлогами составьте предложения и выполните их морфологический разбор.
Из-за, в, вслед, в связи, по-за, несмотря на, по- над, во время, вследствие, из-под, у, над, в течение, вокруг, при, благодаря, от, вдоль.Приложение для рефлексии