Конспект урока русского языка на тему Морфологический разбор предлога (7 класс)


Морфологический разбор предлога
Цель:
Познакомить обучающихся с образцом морфологического разбора.
Отрабатывать умения ребят разбирать предлоги.
Развивать мыслительную деятельность школьников.
Урок начинаю с “устного экзамена” (ребята берут “билетики” и отвечают сразу же на каверзные вопросы).
Предлог - это …
Предлог обозначает …
Предлог выражает …
Предлог служит …
Предлоги бывают …
Предлоги ПО и НА употребляются с …………… падежами. Значит, они ………
В предложении предлог является ……..
Предлоги изменяются ……
Предлоги ИЗ(ЗА) ПОД(НАД) ИЗ(ПОД) пишутся ….
После экзамена задаю 2 загадки:
Какие два предлога определяют нужное количество лекарства? (до – за)
Какой предлог можно “сыграть” на музыкальном инструменте? (до)
Затем сообщаю тему и цель урока, после чего ребята приступают к выполнению практических заданий.
1. З – С? Слитно или раздельно?
(Чере..) пять минут, (и…)кушение, (и…) кошелька, (бе…) средств, (бе…) пальто, (и…) щавеля, (чре…)вычайно.
Обучающиеся списывают данные словосочетания в тетрадь, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Проверку начинаю вопросами:
Назовите словосочетание с орфограммой №7.
Почему в слове ИСКУШЕНИЕ вы написали “С”,а в слове ЧРЕЗВЫЧАЙНО – “З”?
Как вы понимаете лексическое значение данных слов?
Чем отличается предлог от приставки?
2. Буквенные диктанты.
производный или непроизводный? (карточка №104).
простой или составной? (карточка №103).
3. Грамматическое задание.
Найти ошибки
Благодаря (чему?) мужеству
Согласно (чего?) решения комиссии
Вопреки (чего?) предсказания
При подведении итогов выполненных заданий обращаю внимание на параграф 52, стр 141, читаю порядок письменного и устного морфологического разбора предлога.
Для закрепления даю упр 305, два предлога ИЗ, С разбираем коллективно. Любые два предлога ребята разбирают самостоятельно.
Дополнительно выполняем все задания к этому упражнению, закрепляя тем самым знания обучающихся по определению стиля и типа речи.
Спрашиваю: отличается ли морфологический разбор предлога от морфологического разбора существительного? Чем? Почему?
Для закрепления темы ребята работают с тестами (1,2,3,6) (Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля) “Интеллект – Центр” 2002 г.
Домашнее задание: упр. 306, три любых предлога разобрать морфологически.
Приложение
Списать данные словосочетания в тетрадь, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
З – С? Слитно или раздельно?
(Чере..) пять минут, (и…)кушение, (и…) кошелька, (бе…) средств, (бе…) пальто, (и…) щавеля, (чре…)вычайно.
Списать данные словосочетания в тетрадь, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
З – С? Слитно или раздельно?
(Чере..) пять минут, (и…)кушение, (и…) кошелька, (бе…) средств, (бе…) пальто, (и…) щавеля, (чре…)вычайно.
Списать данные словосочетания в тетрадь, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
З – С? Слитно или раздельно?
(Чере..) пять минут, (и…)кушение, (и…) кошелька, (бе…) средств, (бе…) пальто, (и…) щавеля, (чре…)вычайно.
Списать данные словосочетания в тетрадь, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
З – С? Слитно или раздельно?
(Чере..) пять минут, (и…)кушение, (и…) кошелька, (бе…) средств, (бе…) пальто, (и…) щавеля, (чре…)вычайно.
Списать данные словосочетания в тетрадь, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
З – С? Слитно или раздельно?
(Чере..) пять минут, (и…)кушение, (и…) кошелька, (бе…) средств, (бе…) пальто, (и…) щавеля, (чре…)вычайно.
Предлог - это …
___________________________________________
Предлог обозначает …
___________________________________________
Предлог выражает …
___________________________________________
Предлог служит …
___________________________________________
Предлоги бывают …
___________________________________________
Предлоги ПО и НА употребляются с …………… падежами. Значит, они ………
___________________________________________
В предложении предлог является ……..
___________________________________________
Предлоги изменяются ……
___________________________________________
Предлоги ИЗ(ЗА) ПОД(НАД) ИЗ(ПОД) пишутся ….