Доклад «Роль эстетической культуры школьного пространства в воспитании слабослышащих учащихся детей в условиях школы-интерната»


«Роль эстетической культуры школьного пространства в воспитании слабослышащих учащихся детей в условиях школы-интерната»
В современном образовании существует такое понятие как – «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». Что же такое культура школы, из каких элементов она состоит, какое влияние оказывает на учащихся?
Понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива.
Эстетическая культура - это способность личности к полноценному восприятию, правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Эстетическая культура включает в себя следующие компоненты: эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетические качества, образы и переживать эстетические чувства; эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства; эстетические потребности - потребности в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе и, обществе, человеке, искусстве; художественные умения, способности в области искусства.
Эстетическая культура школьного пространства в условиях школы-интерната осуществляется комплексом средств. Большое значение имеет современная материальная база школы, декоративное оформление помещений, благоустройство школьного двора, оформление кабинетов и уют спальных комнат, коридоров, других помещений.
Эстетическая культура формируется в процессе всей коррекционно- образовательной и воспитательной деятельности.
Любой урок, занятие имеет эстетический потенциал. Этому служит творческий подход к решению познавательной задачи, и выразительность слова учителя и учеников, и отбор и оформление наглядного и раздаточного материала, и аккуратность записей, схем, таблиц на доске и в тетрадях.
Что же такое «Школьное пространство?»
- Школьное пространство- это место, где находятся ученики и педагоги, среда в которой проходит их взаимодействие, результатом которого является воспитание культуры личности ребёнка.
Школьное пространство - набор определённым образом связанных между собой условий, которые могут оказать влияние на развитие ребёнка.
Эстетическая культура школьного пространства в КГУ«Школа-интернат №4 для слабослышащих детей»реализуется, прежде всего, на уроках чтения, литературы; музыки; изобразительного искусства. Во внеурочное время реализуется в работе кружков: хореографической студии «Аққу»; домбрового ансамбля «Бастау»; кружков декоративно-прикладного искусства. Слабослышащий ребёнок, который поступает в интернат и ещё не может говорить, должен почувствовать заботу педагога и научиться доброжелательным отношениям со сверстниками. В интернате он знакомится с правилами проживания, старается соблюдать нормы поведения, режим дня и другие условия школьного быта. С первых шагов в интернате чувствуется тёплая обстановка, которой окружают детей. Уютные спальни, фотографии режимных моментов учащихся на всех стенах в коридорах и классах, ковровые дорожки, обилие цветов, прекрасная столовая, игровая комната, замечательная детская спортивная площадка – всё это культура эстетического пространственного восприятия.
Большое значение в ходе обучения и воспитания ребёнка с нарушенным слухом имеет наглядность, визуальное оформление. Педагоги хорошо знают роль компенсаторных функций зрительного восприятия.
В нашей школе эстетично оборудованы современные кабинеты, благодаря которым учащиеся более глубоко познают историю и культуру родного края, расширяют межпредметные связи.
Кабинет казахского языка им. Абая, является одним из лучших в городе. Предметы убранства юрты, тематические стенды знакомят учащихся с особенностями быта и культуры казахского народа, создают условия для овладения государственным языком.
В сенсорной комнате всё располагает к релаксации, психологической гимнастике, оформлен уголок эмоций.
Кабинет истории оформлен в своеобразный музей с экспозицией «История моей страны – в истории моего края», рассказывающей об истории города, родной школы. Экспонаты собраны педагогами, учащимися и родителями. Здесь же оформлен уголок Первого президента РК.
Ежегодно проводятся конкурсы «Лучший учебный кабинет», «Самая уютная спальня», «Самый зелёный класс».
Не каждый ребёнок может побывать в Астане и посетить прекрасный Байтерек. Для наглядно – образного восприятия во дворе нашей школы создан макет - монумента «Астана-Байтерек». Макет создан силами сотрудников по инициативе директора школы-интерната№4 Шакабаева М.Н. Макет – монумента «Астана-Байтерек» - уменьшенная в 30 раз копия главного символа страны, его высота 3м.10см., диаметр шара – 62 см, общий вес – 220 кг.
Макет – монумента стал гордостью не только школы, но и достопримечательностью микрорайона «Мясокомбинат» г.Семей.
Каждый год в декабре в школьном дворе оживает зимняя сказка! Снежные и ледяные скульптуры, во главе которых традиционно – Дед Мороз и Снегурочка, герои любимых мультфильмов. Самое удивительное - это то, что творцы этого чуда-сами дети. Вместе со своими учителями они объединяются в творческие бригады, которые соревнуются между собой. Незабываемо, оригинально проходит открытие этого Снежного городка. Дед Мороз и Снегурочка проводят презентацию каждой фигуры, водят с многочисленными гостями хоровод вокруг снежной ёлки. Весело всем: и детям, и родителям, и гостям.
Также в школе-интернате № 4 для слабослышащих детей состоялось  торжественное открытие спортивно-игрового комплекса «Арман». Комплекс включает всё необходимое для организации и проведения как досуговых спортивных мероприятий, так и собственно спортивных соревнований для детей всех возрастов, воспитывающихся в нашей школе. Яркие краски детского комплекса, жизнерадостность, оптимизм – всё это отражается в глазах наших детей. Эстетически яркие и безопасные тренажёры создают положительную ауру, которую поддерживают своим поведением ученики.
Кстати, название комплексу – «Арман» («Мечта») – дали  родители воспитанников школы-интерната. Ведь они тоже мечтали о таком спортивно-игровом комплексе, о том, чтобы их дети имели неограниченные возможности в развитии, в том числе и физическом, росли здоровыми и счастливыми. А мечты, как известно, сбываются.
Таким образом, эстетически оформленное школьное пространство формирует общую культуру слабослышащих детей. Прививает им нормы поведения, учит беречь то, что создано другими людьми, они привыкают жить в культурном социопространстве: не мусорить, созидать, а не разрушать, ценить прекрасное в повседневной окружающей жизни.
Ильяшева Г.Н.
воспитатель
КГУ «Школа – интернат №4
для слабослышащих детей»
г. Семей