Элективный курс по биологии Здоровье человека и окружающая среда


СПЕЦКУРС ПО БИОЛОГИИ
«ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ЗДОРОВЬЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В УСЛОВИЯХ 21 ВЕКА»
для 9 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе
отражены основные задачи биологических наук- сохранение окружающей
среды и здоровья человека, воспитание молодёжи в свете представлений
о месте человека в биосфере, о единстве происхождения и
существования живой природы и человека.
Серьезной проблемой современного подрастающего поколения является отсутствие у старшеклассников и выпускников школ элементарной медико-биологической и гигиенической грамотности в вопросах поддержания здоровья. Предлагаемый курс предусматривает расширить мировоззрение учащихся по ряду вопросов современной антропологии и заинтересовать их в получении более глубоких знаний по биологии человека.
Курс может быть использован для классов любого профиля. Программа рассчитана на 17 учебных часов из рассчета 1 час в неделю.
Цель обучения
Изучение курса «Здоровье человека и здоровье окружающей среды в условиях 21 века»
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, об особенностях жизнедеятельности организма здорового человека и его средообразующей роль, о факторах здоровья и риска болезни, о медико-биологических подходах к поддержанию здоровья и долголетия.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; для организации здорового образа жизни; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и медицины, о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за состоянием собственного организма.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, биологических экспериментов, решения творческих задач, работы с различными источниками информации.
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; к окружающей среде и образу жизни человека.
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, стрессов, вредных привычек.
Учебно-методический комплект:
№ п/пАвторы Название пособия Год издания
1 Величковский Б.Т.
Кирпичев В.И.
Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда М.; 1997
2 Белов В.И. Энциклопедия здоровья М., 1989
3 Маль Р.Д. Человек и его здоровье: сборник опытов и задач с ответами для 9 (8) класса общеобразовательных учреждений М., 1997
4 Тихомирова Л.Ф. Здоровье и здоровый образ жизни: пособие для педагогов и воспитателей Ярославль, 1997
Результаты обучения к концу изучения курса «Здоровье человека и здоровье окружающей среды в условиях 21 века»
Учащиеся должны знать/понимать:
признаки человека как биосоциального существа
особенности жизнедеятельности организма здорового человека и его средообразующую роль
факторы здоровья и риска болезни
зависимость здоровья от наследственности, окружающей среды и образа жизни человека
Учащиеся должны уметь:
объяснять роль биологии в практической деятельности людей; место и роль человека в природе, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины и проявления наследственных заболеваний, стресса, гиподинамии, заболеваний, вызванных нарушениями обмена веществ; механизмы возникновения заболеваний при длительном действии экстремальных факторов; роль здорового образа жизни и труда в протекании биологических процессов в организме человека;выявлять приспособления человека к среде обитания; пути преодоления стрессовых ситуаций; ориентиры в выборе профессии; механизмы защиты организма от чужеродных веществ
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, воздействие факторов окружающей среды на организм человека; образ жизни своей семьи.
раскрывать взаимосвязи между индивидуальным здоровьем человека и состоянием здоровья всего населения страны; значимость полноценной семейной жизни; необходимость своевременной диагностики заболеваний
описывать условия, определяющие пол будущего ребенка; особенности природной и других сред обитания человека; влияние компонентов погоды на самочувствие человека.
проводить самостоятельный поиск биологической информации; находить в различных источниках необходимую информацию о человеке и его здоровье, анализировать и отбирать необходимые данные; добывать знания непосредственно из реальности (состояния своего организма)
работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; самоанализироватьУчащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдение мер профилактики наследственных заболеваний, заболеваний обмена веществ, стрессов, гиподинамии, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), инфекционных заболеваний, заболеваний при действии экстремальных факторов и неблагоприятных метеоусловий;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма
рациональной организации труда и отдыха
Учебно-тематический план (17 часов)
№ п/пНазвание темы Всего часов В том числе Форма деятельности учащихся Знать/Понимать/уметь
лекц. практ. 1
2 Отличительные особенности человека
Факторы риска, влияющие на здоровье человека 1
1 1
1 Доклад «Особенности человека»
Рекламный буклет тему «Будьте здоровы!» Презентация «Здоровье – богатство» -объяснять отличительные особенности человека в системе животного мира
-объяснять необходимость знаний
о здоровье для каждого
культурного человека
понимать взаимосвязи между индивидуальным здоровьем человека и состоянием здоровья всего населения страны
применять знания о факторах здоровья и риска болезни для объяснения реальных ситуаций
называть причины сокращения рождаемости на фоне увеличения смертности населения
представлять себе особенности жизнедеятельности организма здорового человека
3 Перспектива развития человеческого организма в 21 веке. 2 2 Плакат «Человек будущего и окружающая среда 21 века» -уметь проводить параллель между состоянием окружающей среды и эволюции человека в ней.
4 Современная семья. Планирование семьи. 1 1 Сочинение «Образ жизни моей семьи» описывать условия, определяющие пол будущего ребенка
понимать значимость
полноценной семейной жизни
устанавливать взаимосвязь между здоровым образом жизни и умелым планированием семьи
5 Творческая роль человека в биосфере 1 1 Презентация
« Человек и биосфера» - объяснять значимость человека
в биосфере
6 Наследственные болезни. Диагностика и предупреждение 2 1 1 Решение генетических задач применять знания о трех группах наследственных болезней для анализа причин их возникновения
объяснять трудности, связанные с профилактикой наследственных болезней
понимать остроту проблемы здородовой диагностики наследственных болезней
решать генетические задачи на анализ наследственных болезней
7 Культура питания. Производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни 1 1 Практическая работа «Рацион питания старшеклассника» понимать значимость рационального питания для здоровья человека
определять причины роста заболеваний, вызванных нарушением обмена веществ
составлять рацион питания на основе здоровой диеты в различных условиях жизнедеятельности человека
проводить профилактику пищевых отравлений
8 Стресс и расстройства нервной системы. Профилактика и преодоление 1 1 Практическая работа «Стресс: профилактика и преодоление» анализировать причины и механизмы стресса и расстройства нервной системы
рассматривать проявление последствий стресса
выявлять пути преодоления стрессовых ситуации
9 Двигательная активность. Гиподинамия и ее последствия 1 1 Практическая работа «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» осознавать роль двигательной активности, ее влияние на протекание процессов в организме.
Называть причины гиподинамии и объяснять ее последствия
10 Природная среда – источник заболеваний 1 1 Составление таблицы «Путь передачи и профилактика инфекционных заболеваний» описывать особенности природной и других сред обитания человека
объяснять влияние факторов природной среды на состояние здоровья
называть причины инфекционных и неинфекционных эндемичных заболеваний
предлагать способы улучшения реального природного окружения своей местности
11 Биологические ритмы жизнедеятельности. Погода и самочувствие 1 1 Решение творческих задач объяснять влияние факторов природной среды на состояние здоровья
понимать влияние на организм быстрой смены часовых поясов
распознавать неблагоприятные по метеоусловиям дни
описывать влияние компонентов погоды на самочувствие человека.
12 Человек в экстремальных условиях. Особенности приспособления 1 1 Преодоление смоделированных проблемных ситуаций описывать экстремальные условия окружающей среды
определять способы адаптации человека к жизни в пустыне, тропическом лесу, на высокогорье
объяснять механизмы возникновения заболеваний при длительном действии экстремальных факторов
13 Внимание: опасно для жизни! (алкоголизм, наркомания, табакокурение) 1 1 Практическая работа «Оценка отношения школьников к проблеме табакокурения» анализировать и оценивать образ жизни своей семьи
подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента здорового образа жизни
понимать влияние алкоголизма, наркомании, табакокурения на функционирование организма
14 Труд и здоровье. Ориентиры в выборе профессии 2 1 Презентация творческих работ оценивать роль труда в протекании биологических процессов в организме человека
выделять основные группы профессии: физического, механизированного, автоматизированного и умственного труда
определять ориентиры в выборе профессии.