Программа элективного курса Здоровье человека и окружающая среда

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №51
имени А.М. Аблукова







ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
И
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»







Работу выполнила
Брюханова Лидия Семёновна
Учитель биологии
МБОУ СОШ №51












Ульяновск
2013
Брюханова Л.С.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА». – Ульяновск, 2013.









Содержание курса поможет учащимся понять, почему здоровье человека – физическое и духовное, - главное богатство человека, каким образом здоровье зависит не только от наследственности, но и окружающей среды и от того образа жизни который ведёт человек.
Заинтересованность этим курсом поможет сориентировать учащихся на осознанный выбор профиля обучения в старших классах.




































Цели и задачи курса «Здоровье человека
и окружающая среда»

Цель: Создание условий для формирования у учащихся позитивного, ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей, развития экологической грамотности и экологической культуры у детей, а также содействие в подготовке осуществления осознанного выбора профессиональной траектории.

Задачи:
- Создать условия для понимания необходимости знаний о здоровье человека
- Обеспечить развитие у учащихся представлений об особенностях жизнедеятельности организма здорового человека
- Содействовать усвоению учащимися знаний факторов, влияющих на сохранение здоровья, а также неблагоприятно действующих факторов
- Создать условия для углубления и расширения знаний о природной среде, являющейся неотъемлемым условием жизни человека
- Способствовать развитию у школьников практических навыков и умений правильно организовать свой образ жизни, с целью сохранения и укрепления здоровья
- Способствовать расширению кругозора, повышению научного и культурного уровня учащихся. На основе этого способствовать обоснованному выбору профиля обучения учениками в старшей школе


Способы оценивания результатов достижений учащихся

- Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по точности воспроизведения основного содержания курса
- Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям составлять доклады, осуществлять анализ, сравнение и обобщение получаемой информации, по умению вести наблюдения, выполнять практические работы, по способности к критическому мышлению и рефлексии
- При оценке результатов творческого уровня учитывается умение аргументировать и отстаивать своё мнение, вступать в дискуссию

Для оценки результатов достижений учащихся учитывается участие школьника в лабораторных, практических работах, ведение наблюдений за природой, состоянием своего здоровья и подготовка дополнительного материала.


Учебный план



п/п
Название темы
Кол-во
Часов
Лабораторные
работы
Практические
работы
Экскурсии


1.
Введение
2
-
1
1

2.
Здоровье и
наследственность

6

-

2

-

3.
Среда жизнедея –
тельности чело-века

6

-

3

1

4.
Человек в экстремальных условиях

2

-

1

-

5.
Окружающая среда должна
быть чистой

6

1

3

-

6.
Здоровый образ жизни

8

2

1

-

7.
Профессия и здоровье

2

-

-

-

8.
Заключение
2
-
-
1


Всего
34
3
11
3






















Пояснительная записка
Элективный курс «Здоровье человека и окружающая среда» рассчитан на 34 часа для изучения в VIII-IX классах средней общеобразовательной школы, целесообразно (2 часа в неделю I полугодие).
Появление данного курса вызвано необходимостью воспитания у учащихся потребности ведения здорового образа жизни, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Кроме того это важно и в связи с предпрофильной подготовкой учащихся –
в частности медицинской и экологической.
Однако специальной программы по данному курсу не имеется. Используя рекомендации ИПК ПРО, а также основываясь на опыте своей работы, я составила программу, которую предлагаю на рассмотрение.
Особенностью программы является то, что она ориентирует учащихся на познание реальной действительности окружающего нас мира, на необходимость бережного отношения к природе, как ничем не заменимой среде жизни и колыбели человечества.
Программой предусмотрено изучение в органической связи с анатомо-физиологическими знаниями гигиенических понятий, овладение которыми направлено на привитие учащимся гигиенических навыков, заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
В данной программе указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся. В них отражены наиболее существенные вопросы содержания, важные для профильного образования, а также для формирования экологического стиля мышления и потребности в здоровом образе жизни.
Она включает новые знания, не содержащиеся в базовых программах. Эти знания вызывают познавательный интерес у учащихся и представляют ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе- медицинского, экологического.
Содержание и структура программы развивает и углубляет знания, полученные в VIII-IX классах на уроках биологии, а также позволяет установить более тесные связи с географией, физикой, химией.
Для реализации содержания курса могут быть использованы различные формы и методы обучения: наблюдения, эксперимент, лабораторные и практические работы, умение работать с литературой и информацией на электронных носителях.
Самостоятельная работа будет содействовать развитию исследовательских умений, умений вести мониторинг. По некоторым вопросам курса необходимо организовать встречи со специалистами- медицинскими работниками, экологами. Значительное внимание уделяется проведению дискуссий, творческих мероприятий, составлению рефератов, защите проектов.
Надеюсь, что предлагаемый курс побудит учащихся к серьезному изучению человека, его здоровья и долголетия, научит заботиться об окружающей среде, поможет организовать здоровый образ жизни, а также надеюсь, что специфика видов деятельности представленная в реализации программы и поспособствует осознанному выбору учениками профиля обучения в старшей школе.
Программа имеет теоретическую ценность и практическую значимость для учителей биологии других школ.
Она может быть использована для развития и углубления знаний на уроках, а отдельные темы для проведения внеклассных мероприятий.







































Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать/понимать:

- Особенности жизнедеятельности организма здорового человека

- Структуры клетки-носители наследственности

- Меры профилактики наследственных болезней

- Факторы природной среды - космические, ландшафтные, климатические и их влияние на состояние здоровья

- Причины инфекционных и неинфекционных эндемичных заболеваний

- Основные источники загрязнения природной среды

- Механизмы защиты организма от чужеродных веществ

- Основные компоненты здорового образа жизни

- Вредное влияние алкоголя, табака и наркотиков на здоровье человека

- Этические и профессиональные основы медицинской профессии

- Важнейшие направления деятельности эколога

Учащиеся должны уметь:

- Объяснять необходимость знаний о здоровье для вас и каждого культурного человека

- Применять знания о факторах здоровья и риска болезни для объяснения реальных ситуаций

- Определять связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

- Давать характеристику природной среды своей местности и предлагать способы улучшения реального природного окружения данной местности

- Уметь вести себя в экстремальных условиях

- Объяснять отрицательные последствия для организма различного рода загрязнителей окружающей среды

- Правильно организовать свой образ жизни

- Формулировать основные проблемы современной медицины и экологии

- Самостоятельно работать с дополнительной литературой и информацией с электронных носителей




































Содержание программы

Введение. (2ч.)
Здоровье населения. Демографическая ситуация в мире. Здоровье и болезнь. Функции и показатели здоровья человека. Здоровье и факторы риска болезни. Состояние окружающей среды – важнейший фактор, определяющий здоровье человека. Жизнедеятельность здорового человека.
Демонстрация: таблиц, схемы органов здорового и больного человека, силуэтов (фото) спортсмена и «среднего» человека.
Практические работы:
№1. Определение гибкости позвоночника и выявление нарушения осанки.
Экскурсии:
№1. Экологическая обстановка в микрорайоне школы.
Наблюдения за выбросами промышленных предприятий.


2. Здоровье и наследственность. (6ч.)
Место человека в системе животных. Средний человек. Мужчина и женщина. Различие и природное значение двух полов. Является ли человек совершенным существом. Адаптации человека к окружающей среде. Стресс – наследственная реакция к адаптации. Носители наследственности. Генетика пола. Наследственные болезни, причины их возникновения. Диагностика наследственных болезней. Методы внутриутробной диагностики. Предупреждение наследственных болезней.
Демонстрация: таблиц:
- «Генетика пола»
-«Положение человека в системе животного мира»
слайдов:
-«Наследственные болезни»
-«Современные методы изучения наследственности человека»
Практические работы:
№2. Изучение методики профилактики заболеваний.
№3. Составление родословной.
Задания на составление рефератов о наследственных болезнях.


3. Среда жизнедеятельности человека.(6ч.)
Понятие окружающей среды. Влияние космоса на состояние здоровья-
инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, геомагнитные бури, сила тяготения или гравитация.
Природа биологических ритмов. Циркадные или «околосуточные» ритмы. «Совы» и « Жаворонки». Погода и самочувствие. Геофизические условия – атмосферное давление, влажность, концентрация кислорода и их влияние на здоровье человека. Ландшафт и его физическое воздействие. Природная среда – источник инфекционных заболеваний. Природно – очаговые болезни и их профилактика.
Неинфекционные эндемичные заболевания: флюороз, кариес зубов, анемия, зоб и др. Поселение – как среда жизни. Среда жилого и рабочего помещений. Производственная среда и профессиональные заболевания.
Практические работы:
№4. Определение биоритмов своего организма.
№5. Санитарно – гигиенические условия вашего жилища.
№6. Санитарно – гигиеническая оценка классной комнаты.
Лабораторная работа:
№1. Определение нитратов в растительных продуктах.
Практическое задание: Предложите меры по утилизации бытовых
отходов.
Экскурсии:
№2. На предприятие.
Викторина: «Мой дом – моя крепость».

4. Человек в экстремальных условиях. (2ч.)
Человек в экстремальных природных условиях: высокогорье, пустыни, тропические леса.
Человек и море. Человек в невесомости.
Стрессы в современном мире. Особенности приспособления человека к экстремальным условиям.
Практические работы:
№7. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.


5. Окружающая среда должна быть чистой.(6ч.)
Изучение среды жизни в результате деятельности человека.
Основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы. Шум и здоровье. Основные источники «шумового загрязнения». Ионизирующие излучения. Радиация и здоровье. Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнения. Природа наш друг, кормилец и лекарь.
Демонстрация:
Химических загрязнителей – стиральный порошок, отбеливатели, бытовые чистящие средства, растворители, лекарства и др.
Практические работы:
№8. Определение содержания взвешенных веществ в атмосферных осадках (микрорайон школы).
№9. Исследование загрязнения воздуха городским транспортом.
№10. Влияние шума на производительность труда и самочувствие человека.
Задание:
Составление рефератов о влиянии радиации на организм человека.

6. Здоровый образ жизни.(8ч.)
Образ жизни – фактор здоровья человека.
Труд и здоровье. Брак, семья и здоровье. Рациональное питание ради здоровья (культура питания).
СПИД – коварная болезнь. Алкоголизм и наркомания – болезнь химической зависимости. Табакокурение. Действие табака на организм. Культура движения. Гиподинамия. Свободное время. Старение и старость. Физическая и духовная красота человека в русском искусстве.
Лабораторные работы:
№2. Определение содержания витамина «С» в продуктах.
№3. Определение содержания хлоридов в пробе воды.
Практические работы:
№11. Составление рациона питания для подростков 14-16 лет.
Экскурсия:
Изучение прибрежной зоны отдыха.
Задание:
№1. Придумайте и нарисуйте плакат о вреде алкоголизма, наркомании, табакокурения.
№2. СПИД – коварная болезнь.



7. Профессия и здоровье.(2ч.)
Профессия – врач. Медицина будущего.
Заботы эколога.


8. Заключение.(2ч.)
Внеклассное мероприятие
: «Здоровье – богатство на все времена».





































































































































































































































































































































































15