программа элективного курса по биологии Здоровье человека и окружающая среда 9 класс















Элективный курс

для 9 класса
«Здоровье человека и окружающая среда»














автор: учитель биологии
МБОУ ДР «Дубовская СОШ № 1»
Попова Светлана Геннадьевна.
Пояснительная записка.
Данная программа составлена для предпрофильного курса в 9-х классах и рассчитана на 17часов.
Содержание учебного материала носит надпредметный характер и направлено на формирование компетентностей в вопросах о здоровье и здоровом образе жизни. Курс знакомит учащихся с путями реализации здорового образа жизни человека, с возрастными аспектами обеспечения здоровья, рационального построения режима дня и питания; знакомит учащихся с вопросами психофизиологии, социальной и школьной гигиены. Данный курс способствует профориентации учащихся, помогает ориентироваться во множестве профессий, связанных с биологией. Изучение курса связано с такими дисциплинами, как экология, биология, психология, гигиена.
Главная цель курсапоказать значимость здоровья для современного общества, научить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих; показать, как много зависит от нашего внимательного отношения к своему организму.
Задачи курса:
--формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья;
--развитие знаний о гигиене;
--создание условий для формирования позитивного отношения к своему здоровью и окружающих.
Программой предусмотрено проведение уроков-практикумов, тестирование, проведение игровых занятий.






Учебно-тематический план.
№ п/п
Наименование разделов и тем.
Кол-во часов
Виды деятельности


I
Здоровье доступно каждому (введение)
1


II
Факторы здоровья.
16



1
«Еда - мой друг или враг?»

1
Проблемная дискуссия.

2
Нормы питания. Диеты.
2
Практическая работа.

3
« Что такое хорошо и что такое плохо»
1
Тест.

4
Здоровое тело-продукт здорового рассудка.
2


5
В здоровом теле- здоровый дух.
2
Практическая работа.

6
Слагаемые здоровья
2


7
Жизнь без стрессов и конфликтов - жизнь без болезней.
1


8
Наши органы чувств.
2


9
Лекарственные средства. Яды.
1


10
Шум- медленный убийца.
1
Практическая работа.

11
Итоговое занятие «Круглый стол»
1
Обсуждение результатов работы.






Содержание программы.
Тема № 1.Введение. Что изучает валеология. Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Тест «Мой образ жизни».
Тема № 2. Факторы здоровья.
«Еда - мой друг или враг?» Значение пищи и пищеварения. Экологическичистые продукты. Витамины. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».
Нормы питания. Диеты. Режим и культура питания. Рациональное питание. Вред и польза диет. Голодание. Христианский пост. Биодобавки
3) Что такое хорошо и что такое плохо. Привычки вредные и полезные. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства.
4)Здоровое телопродукт здорового рассудка. Зависимость здоровья от физических нагрузок и двигательной активности; гиподинамия. Тренировки. Тренировочный эффект. Бодибилдинг.
5) В здоровом телездоровый дух. Зарядка как фактор здоровья. Нарушение осанки и плоскостопие основные нарушения скелета школьников. Профилактика. Русская баня.
6) Слагаемые здоровья. Иммунитет. Наследственные заболевания. Закаливание. Выработка механизмов, повышающих адаптации. Укрепление иммунитета.
7) Жизнь без стрессов и конфликтовжизнь без болезней. Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых состояний. Эмоции положительные и отрицательные. Тип темперамента.
8) Наши органы чувств. Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.
9) Лекарственные средства. Яды. Лекарственные средства и их воздействие на организм. Нормы и правила приёма лекарственных средств. Вред самолечения. Лекарственные растения. Яды пауков, насекомых и змей; их разрушающее действие на организм.
10) Шум –медленный убийца. Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. Практическая работа по определению уровня слуха.
11) Итоговое занятие «Круглый стол»
Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты. Обсуждение результатов.

Методические рекомендации.
Практическая работа № 1.(Занятие 3) Расчёт калорийности пищи.
Учащимся предлагаются таблицы калорийности продуктов и энергозатрат в зависимости от вида деятельности. Нужно рассчитать калорийность своего рациона. Используя данные о дневных энерготратах (1900ккал) и энергетической ценности суточного рациона (2300 ккал) сделать вывод о своём рационе и режиме питания.

Практическая работа № 2 (Занятие 5) Выявление нарушений осанки и плоскостопия.
Измерить сантиметровой лентой расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча (отступив на 3-5 см вниз от плечевого сустава) со стороны груди и спины. Первый результат разделить на второй. Если получается число близкое к 1 или большезначит нарушений нет. Если полученное число меньше 1осанка нарушена.
-Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Если между спиной и поясницей проходит кулакосанка нарушена; если ладонь – в норме.
На лист бумаги встать мокрой ногой. Контуры следа обвести карандашом. Соединить центр пятки и центр третьего пальца прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линиюплоскостопия нет.

Практическая работа № 3.(Занятие 10) Определение остроты слуха.
Приближайте механические часы к уху, пока не услышите звук.
Приложите часы плотно к уху отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
Измерьте в первом и втором случаях линейкой расстояние, найдите среднюю величину сравните со стандартным показателем (15-20 см), сделайте вывод.
























Литература
1.Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья. – Москва, изд. «Наука», 1992. 2.Апанасенко Г. Л., Попова Л. А., Медицинская валеология, Москва, изд. «Наука» 2000
3.Блинова К.Ф. «Ботанико- фармакогностический словарь» - Москва, изд. «Высшая школа»,1990г.
4.Грин.Н,.Стаут У «Биология» т.1-3.- Москва, изд. «Мир» 2000 г.
5.Донецкая Э.Г. «Актуальные вопросы биологии.», Саратов изд. «Лицей», 2009 г.
6.Журнал «Биология в школе» №№ 1-8, 2006-2010год.
7.Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. – Москва, Научный центр здоровья детей РАМН, 2002.
8.Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и     психология здоровья в школе/ М.: АРКТИ, 2006
9.Орлов. Б.Н., Д.Б. Гелашвили «Ядовитые растения и животные СССР» Москва, изд. «Высшая школа», 1990г.








15