Урок-исследование по окружающему миру на тему «Возможности тела человека. Ощущения и чувства человека»

4 класс. Урок окружающего мира.
Развивающая система Эльконина – Давыдова.
Тема: «Возможности тела человека. Ощущения и чувства человека»
Тип урока: урок решения частной учебной задачи.
Форма работы: урок с элементами исследования.
Цель (для учителя):
Дидактическая (предметная)
- инициирование деятельности обучающихся на успешное открытие новых знаний о возможностях тела человека через проведение простейших исследований (опытов) над собственным телом;
педагогическая
- создание условия для приращения у обучающихся исследовательских умений и навыков.
Задачи (для учителя):
- вспомнить и зафиксировать в модели этапы выполнения исследования (эксперимента);
- упражнять в умении выделять проблему, формулировать и определять гипотезу и планировать эксперимент;
- продолжить обучение поиску информации о возможностях собственного тела в ходе проведения простейших опытов;
- продолжить обучение оформлению наблюдений в форме таблицы и интерпретированию данных, умению делать выводы и умозаключения;
- мотивировать обучающихся на участие в исследовательской деятельности, на поиск новых проблем, вопросов, требующих решения.
Цель (для учащихся): хочу научиться проводить и оформлять простейшие исследования, которые помогут мне получить новые знания о возможностях собственного тела.
Планируемые результаты (для учащихся):
Предметные:
- получены знания о возможностях собственного тела.
Метапредметные:
Обучающийся умеет:
- принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;
- выделять проблему, формулировать и определять гипотезу, планировать проведение эксперимента;
- проводить и оформлять простейшие исследования о возможностях собственного тела;
- интерпретировать данные и делать выводы;
- договариваться о распределении ролей в совместной деятельности в группе;
- оценивать работу группы и собственную.
Личностные:
Обучающийся умеет сотрудничать со взрослым и сверстниками, разрешать конфликтную или спорную ситуацию в группе.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийная установка;
- презентация;
- материалы для организации работы групп:
Группа 1: малярный скотч, фотоаппарат, лист с описанием задания-опыта.
Группа 2: два тонометра, фотоаппарат, лист с описанием задания-опыта.
Группа 3: секундомер (телефон), воздушный шарик, фотоаппарат, лист с описанием задания-опыта.
Группа 4: секундомер (телефон), фотоаппарат, лист с описанием задания-опыта.
Группа 5: теннисный мяч (эспандер), фотоаппарат, лист с описанием задания-опыта.

Этапы урока
Цель
Возможные задания, действия и вопросы учителя

Действия учеников
Оборудование и материалы

Мотивационно-целевой этап

УУД
Личностные: самоопределение к деятельности, включенность в учебную деятельность;
Метапредметные (регулятивные): самоконтроль, самооценка.

Мотивация.
Самоопределение к деятельности
Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.
Создание эмоционального настроя урока
Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда - коллективного, дружного, свободного труда. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Почему сегодняшний наш урок окружающего мира я начала с этой фразы?
- Как вы понимаете эти слова?
- Давайте вспомним правила работы в группе.
- Вы уже распределили роли в группе (спикер (ответчик), хронограф (следит за временем), писарь (оформление записей), фоторепортёр (фотографирует), участники)


Объясняют фразу



Вспоминают правила работы в группе, распределяют роли

Слайд 1





Табличка-памятка «Работа в группах»
Слайд 2
ВРЕМЯ 3 МИНУТ

УУД
Личностные: активизация самостоятельности, создание ситуация успеха.
Регулятивные: выполнение учебных действий, осуществление пошагового самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.
Познавательные: классификация по выбранным признакам, группировка объектов.
Личностные: мотивация на достижение цели познания.
Коммуникативные: контроль действия одноклассников.

Основной этап урока
Актуализация знаний

Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.
1. Создание ситуации успеха
- Какую учебную задачу раздела мы решаем?
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Давайте посмотрим насколько хорошо вы усвоили материал и помните то, о чём мы вели речь.
- Я предлагаю вам выполнить маленькую тестовую работу индивидуально. Просмотрите тест. Есть ли вопросы по тесту.
- Оцените свои знания по шкале «ЗНАЮ»
- Какой критерий возьмём для оценки ответов?
(верно выбран ответ)
- Каждый верный ответ – 1 балл.
- Сколько максимально можно набрать за этот тест? (7 баллов)
- На выполнение теста даётся 3 минуты.
Тест
1. Какое из этих животных не было в космосе
а) собака
б) обезьяна
в) кролик
2. Как звали первых собак, полетевших в космос.
а) Лайка и Жучка
б) Белка и Стрелка
в) Шарик и Бобик
3. Какого числа был совершён первый полёт космонавта в космос
а) 12 апреля 1961 г
б) 1 мая 19 45 г
в) 23 февраля 1941г
4. Сколько минут длился первый полёт с человеком на борту
а) 60 минут
б) 108 минут
в) 98 минут
5. Первого космонавта звали
а) Ю.А Гагарин
б) С.П. Королёв
в) Г.С. Титов
6. Как назывался космодром, с которого был осуществлён первый запуск космического корабля
а) Саранск
б) Байконур
в) Щёлково
7. Какое слово сказал Ю.А. Гагарин, когда ему объявили о начале полёта
а) С Богом!
б) В путь!
в) Поехали!
- Давайте проверим ваши знания, поменяйтесь в группе тестами. Сверьте ответы с ответами на слайдах.
- Посчитайте баллы и подпишите под шкалой.
- Оцените свои результаты по слайду
- У кого предварительная оценка совпала, у кого крестик поднялся (опустился).
- Почему у некоторых результат стал ниже? С чем связан низкий результат?
- Кто оценил себя низко, а результат оказался выше? Почему это произошло?
- Что нужно сделать, чтобы оценка совпадала? (знать материал, реально оценивать свои результаты)

Вспоминают учебную задачу раздела и тему прошлого урока

Оценивают знания по прошлой теме (прогностическая оценка), выбирают критерий для оценки знаний.
Выполняют индивидуально тест.































Выполняют взаимопроверку в группе по ключу на слайде.
Сверяют прогностическую оценку с реальной.
Дают самоанализ своим результатам.

Слайд 3
1*
2*









Тест на листах.































Слайд 4-7










ВРЕМЯ 5 МИНУТ

УУД
Регулятивные: сохранение учебной задачи, планирование и прогнозирование деятельности. ВРЕМЯ 10 МИНУТ
Познавательные: анализ материала, выделение главного.
Коммуникативные: формирование собственного мнения.

Постановка проблемы

Определить тему и цель урока.
Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.
Спланировать предстоящую работу.
- Продолжить наш урок я хочу видеороликом.
- Какое событие отражено в видеофрагменте?
- Почему я вам предложила продолжить урок с просмотра именно этого фрагмента.
- Мы можем с вами полететь в космос?
- Почему?
- А кому хотелось бы там побывать?
- Что для этого необходимо? А почему?
- Нагрузки – что это такое? Какие бывают нагрузки?
- Почему они возникают в космосе?
- Как связаны физические нагрузки, которые вы иногда испытываете на уроках физкультуры с нагрузки и перегрузками в космосе?
В космосе любое движение требует больше силы и энергии – отсюда и возникают физические нагрузки, а при взлёте и посадке космонавт испытывает перегрузки.
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Справится ли ваш организм нагрузками, которые испытывают космонавты?
- А как выяснить?
У нас сегодня урок-исследование.
- Предположите, что мы будем исследовать сегодня на уроке?
- Какую учебную задачу нам предстоит решить в ходе исследования сегодня на уроке?
(Выяснить, какое влияние оказывают нагрузки на тело человека)
- Я хочу предложить вам несколько интересных экспериментов, которые помогут вам открыть тайны своего тела?
- Как это связано с работой в группах?
- Как мы строим работу, когда проводим исследование (опыт)?
План работы.
1. Вспомнить схему модель проведения исследования.
2. Провести исследование (эксперимент) по заданию.
3. Оформить результаты эксперимента в группе.
4. Представить результаты исследования другим группам.
Класс смотрит ролик о подготовке космонавтов в Центре.




Пробуют сформулировать тему урока











Пробуют сформулировать учебную задачу




Определяют план работы на уроке.
Слайд 8
ВРЕМЯ 4 МИНУТ














Слайд 10
1*




2*






Слайд 11



ВРЕМЯ 6 МИНУТ

Процессуальный этап ВРЕМЯ 20 МИНУТ

УУД
Познавательные: работа с информацией в разной форме, поиск необходимой информации, работа с таблицей.
Регулятивные: осуществление пошагового контроля, различие результата и способа действия, контроль и оценка.
Коммуникативные: обучение владению устной речью, учёт разных мнений, контроль действий партнёра.
Личностные: способность к самоконтролю и самооценке, ориентирование на понимание причин успеха/неуспеха в учении.

Поиск решение частной практической задачи
Активизировать знания, умения и навыки по проблеме исследования.
1. Вспоминаем схему – модель проведения исследования (эксперимента)
Составьте её на своих столах.






- Что обозначает каждый символ на схеме?
Знак вопроса: проблема.
Восклицательный знак: гипотеза.
Рука: план проведения исследования (2 объекта – контрольный и экспериментальный).
Глаз: наблюдение.
Плюс/минус: подтверждение/опровержение гипотезы.
- Озвучьте проблему (учебную задачу), которую мы будем решать в ходе исследования.
Какое влияние оказывают нагрузки на тело человека.
- Какую гипотезу/гипотезы мы можем выдвинуть по данной проблеме.
- Физические нагрузки оказывают отрицательное влияние на организм человека (человек чувствует себя плохо).
- Физические нагрузки оказывают положительное влияние на организм человека (человек чувствует себя хорошо).
- Физические нагрузки не влияют на организм человека.
- Давайте попробуем сформулировать цель нашего исследования.
(Выяснить, какое (положительное или отрицательное или не влияют) влияние оказывают нагрузки на тело человека.)
- А как можно это проверить? (свои способы)

2. Проводим исследование (эксперимент) по заданию.
ВРЕМЯ 10 МИНУТ
- Каждая группа является мини лабораторией. Вы получили задание выяснить как на организм человека влияют определённые нагрузки.
- Прочитайте задание в конвертах. Есть ли вопросы по заданию.
- Результаты исследования вы должны занести в лист диагностики и сделать вывод по своему опыту.
1 группа
Задание:
Прочитайте задание. Предположите, что произойдёт с организмом в ходе данного эксперимента.
Найдите свободное пространство. Наклей на полу липкую ленту по прямой. Пройдите по ней.
Закройте глаза и в течение 15 секунд кружитесь с закрытыми глазами. Остановитесь и пройдитесь по прямой.
- Опишите свои ощущения (Что чувствуешь, какие вопросы возникли) в листе диагностики.
- Сделайте вывод, как такая нагрузка влияет на организм человека?
- Попробуйте объяснить, почему происходят такие изменения в организме.
- Что необходимо сделать, чтобы уменьшить данные нагрузки?
ГИПОТЕЗА
Мы предположили, что после вращения в течение 15 минут человек потеряет ориентацию.
ОПЫТ
На пол мы наклеили липкую ленту в виде прямой. Мы все без труда прошли по ней. Затем покружились, ровно пройти удалось далеко не всем.
ВЫВОД
Нагрузка на организм человека, вращение очень быстрое, затрудняет ориентацию в пространстве.
ПОЧЕМУ?
? учителю биологии
ЧТО СДЕЛАТЬ?
Тренировка организма (космонавты тренируют в центрифуге)

2 группа
Задание:
Прочитайте задание. Предположите, что произойдёт организмом в ходе данного эксперимента.
Измерьте давление и пульс с помощью тонометра у двух учеников в группе. Запишите результаты в лист опыта в таблицу.
Пусть один из учеников приседает в быстром темпе 30 раз.
Измерьте повторно давление и пульс и у обеих учеников и запиши результаты снова в таблицу.
- Что вы заметили?
- Запиши ощущения, которые испытал ученик, выполняющий приседания (Что он чувствует) в листе опыта.
- Попробуйте объяснить, почему произошли такие изменения в его организме.
- Сделайте вывод, как такая нагрузка влияет на организм человека?
- Что необходимо сделать чтобы уменьшить данные нагрузки?
ГИПОТЕЗА
Мы предположили, что после нагрузки увеличится давление и усилится пульс.
ОПЫТ
Для этого мы измерили эти показатели у двух учеников в покое, а затем еще раз после 30 приседаний. Результаты представили в таблице.
ВЫВОД
Наша гипотеза подтвердилась, что после нагрузки увеличивается пульс и давление.
ПОЧЕМУ?
? учителю биологии
ЧТО СДЕЛАТЬ?
Тренировка организма.

3 группа
Задание:
Прочитайте задание. Предположите, что произойдёт организмом в ходе данного эксперимента.
Сосчитайте пульс у двух учеников в группе. Запишите результаты в лист опыта в таблицу.
Пусть один из учеников надует быстро воздушный шарик. Сосчитайте пульс снова у обоих учеников и запишите результаты в лист диагностики.
- Что вы заметили?
- Запишите ощущения ученика, надувающего шарик (Что он чувствует) в листе опыта.
- Попробуйте объяснить, почему происходят такие изменения в организме.
- Сделайте вывод, как такая нагрузка влияет на организм человека?
- Что необходимо сделать чтобы уменьшить данные нагрузки?
ГИПОТЕЗА
Мы предположили, что после нагрузки пульс увеличится.
ОПЫТ
Для этого мы измерили эти показатели у двух учеников в покое, а затем еще раз того как был надут шарик. Результаты представили в таблице.
ВЫВОД
Наша гипотеза подтвердилась, что после нагрузки увеличивается пульс.
ПОЧЕМУ?
? учителю биологии
ЧТО СДЕЛАТЬ?
Тренировка организма.

4 группа
Задание:
Прочитайте задание. Предположите, что произойдёт организмом в ходе данного эксперимента.
Сосчитайте пульс у двух учеников. Запишите результаты в лист опыта в таблицу.
Пусть один из учеников задержит дыхание насколько сможет. Определите по времени сколько он смог не дышать.
Сосчитайте пульс снова и запишите результаты в лист опыта.
- Что вы заметили?
- Запишите ощущения ученика, который задерживал дыхание (Что он чувствовал) в листе опыта.
- Попробуйте объяснить, почему происходят такие изменения в организме.
- Сделайте вывод, как такая нагрузка влияет на организм человека?
- Что необходимо сделать, чтобы уменьшить данные нагрузки?
ГИПОТЕЗА
Мы предположили, что после задержки дыхания пульс увеличится.
ОПЫТ
Для этого мы измерили эти показатели у двух учеников в покое, а затем еще раз того как один из учеников задерживал дыхание. Результаты представили в таблице.
ВЫВОД
Наша гипотеза подтвердилась, что после нагрузки увеличивается пульс.
ПОЧЕМУ?
? учителю биологии
ЧТО СДЕЛАТЬ?
Тренировка организма.

5 группа
Задание:
Прочитайте задание. Предположите, что произойдёт организмом в ходе данного эксперимента.
Сравните рабочие ладони у двух учеников. Запишите результаты в лист опыта в таблицу.
Пусть один из учеников возьмёт мяч в одну из рук и в течение 1 минуты сжимает и разжимает его кистью.
Изучите ладонь рабочей руки у обоих учеников после выполнения задания. Сравните цвет ладоней. Заполните таблицу наблюдений.
- Что вы заметили?
- Запишите ощущения ученика, который сжимал мяч (Что он чувствовал) в листе опыта.
- Попробуйте объяснить, почему происходят такие изменения.
- Сделайте вывод, как такая нагрузка влияет на организм человека?
- Что необходимо сделать, чтобы уменьшить данные нагрузки?
ГИПОТЕЗА
Мы предположили, что после выполнения работы у второго ученика будет болеть рука.
ОПЫТ
Для этого мы сравнили ладони у двух в покое, а затем еще раз того как один из учеников выполнил упражнение с мячом. Результаты представили в таблице.
ВЫВОД
Наша гипотеза подтвердилась частично. У второго ученика действительно болела рука, чувствовалась усталость, мяч в конце задания выпал из руки. Кроме этого у него ладонь покраснела.
ПОЧЕМУ?
? учителю биологии
ЧТО СДЕЛАТЬ?
Тренировка организма.

3. Оформляем результаты эксперимента в группе.
4. Представляем результаты исследования другим группам.



Воспроизводят схему






Вспоминают значение каждого символа.



Озвучивают проблему.
Определяют тему исследования.

Формулируют гипотезы (учитель записывает их на доске)

Формулирование цели исследования.




Знакомство с проведением исследования.







Проведение исследований по заданиям и фиксация результатов в листах.






















































































































Оформление результатов и подготовка выступления в группе.
Слайд 12









Слайд 13







1*











ВРЕМЯ 5 МИНУТ

Слайд 14




































































































































































Слайд 15
ОТЧЁТ ГРУПП - ВРЕМЯ 10 МИНУТ



Сформулировать выводы по исследованию
Давайте вернёмся к нашим гипотезам.
- Физические нагрузки оказывают отрицательное влияние на организм человека (человек чувствует себя плохо).
- Физические нагрузки оказывают положительное влияние на организм человека (человек чувствует себя хорошо).
- Физические нагрузки не влияют на организм человека.
- Какая из них подтвердилась?
- Сделайте общий вывод по теме исследования.
Мы выяснили, что нагрузки оказывают (положительное или отрицательное) влияние на тело человека.
- Что необходимо предпринять человеку, который собирается в космос, стать космонавтом?
Чтобы снизить такие нагрузки необходимо тренировать свой организм.
- Вы хотите полететь в космос? А что вам для этого нужно сделать уже сегодня?
Нужно иметь отличную физическую подготовку, тренироваться, заниматься спортом.







Формулируют вывод по теме исследования.
Слайд 16


Рефлексивно-оценочный этап ВРЕМЯ 5 МИНУТ

УУД
Личностные. Умение оценивать результат своей работы.
Регулятивные. Умение оценивать свои достижения.

Обобщение. Итог урока
Оценивание


Рефлексия деятельности на уроке.
- самооценка деятельности группы.
- Что нового о своем организме вы открыли сегодня на уроке?
- Где могут пригодиться те знания, которые вы получили в ходе исследования?
- Оцените работу группы в целом и каждого его члена?
(спикер группы)
- Кто хочет оценить свою работу на уроке?



Самооценка работы группы спикером.
Самооценка своей деятельности на уроке



Слайд 17



Домашнее задание

- Интересно было на уроке? Почему?
Я предлагаю дома продолжить исследования собственного организма.
Учебник стр. 119-120 задание 3,4,5,8
Творческие задания
- найти в Интернете ответы на вопросы, которые остались открытыми
- стр. 122 задание 12 (в рабочую тетрадь + рисунок на альбомный лист)
- А можно ли почувствовать невесомость на Земле? Как? Где?


Слайд 18




+
-



!

?



15